Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 1. Понятие, сущность, виды и роль рынка в экономике.Стр 1 из 18Следующая ⇒
Лекция 5. Рынок: механизм и условия формирования 1. Понятие, сущность, функции и роль рынка в экономике. 2. Рыночные механизмы: спрос и предложение. 3. Рыночное равновесие: равновесная цена, дефицит и избыток.
Вопрос 1. Понятие, сущность, виды и роль рынка в экономике. Рынок – это совокупность экономических отношений, которые складываются в сфере обмена по поводу реализации товаров. На рынке происходит формирование и движение спроса и предложения на товары. Становление и эволюция рынка базируются на развитии общественного разделения труда и товарного производства. Рынок присущ тем общественно-экономическим формациям, где имеют место товарно-денежные отношения. В условиях господства натурального хозяйства особенностями развития рынка является нерегулярный обмен товарами, ориентирование предложения и спроса в основном на предметы потребления, второстепенное значение рыночных связей в процессе воспроизводства. В современных условиях рынок выступает в качестве основной формы экономических связей в обществе. Развитие рынка происходит в острой конкурентной борьбе. Система рыночных связей охватывает все сферы общественного производства. Сложное, взаимосвязанное переплетение процессов принятия решений и экономической деятельности в условиях рынка демонстрирует модель кругооборота ресурсов, продуктов и дохода.
Структура современного рынка: - рынок рабочей силы; - финансовый рынок; - рынок средств производства; - рынок товаров и услуг; - - рынок технологии; - рынок духовных благ.
Функции рынка: 1 информационная функция – через систему целого ряда показателей (цены, проценты, количество, качество и т.д.) рынок, как гигантский компьютер, собирает, перерабатывает и выдает обобщенную информацию в рамках той экономической категории, которую он охватывает, информируя все общество о состоянии экономики; 2 посредническая функция – рынок соединяет в единую систему экономически обособленных товаропроизводителей и потребителей, в результате чего продавцы и потребители находят друг друга, у каждого из них появляется возможность выбрать подходящего покупателя, и нужного продавца; 3 регулирующая функция – рынок дает ответы на фундаментальные вопросы экономики. На основе межотраслевой и межрегиональной конкуренции идет бесконечный перелив капитала и ресурсов, что в конечном счете формирует такую структуру экономики, которая отвечает требованиям рынка, требованиям потребителей; 4 ценообразующая функция – рынок признает только общественно необходимые затраты и соответственно общественные, рыночные цены, которые одновременно отражают и потребности покупателя, и уровень предложения товарной массы; 5 стимулирующая функция – ориентировка рыночных цен на общественный уровень затрат, на учет спроса потребителей побуждает каждого товаропроизводителя экономить свои индивидуальные затраты и представлять рынку те товары, которые нужны покупателю. В свою очередь, рынок побуждает и покупателя заботиться об экономичности потребления, об экономии затрат на приобретение товаров, побуждает соизмерять уровень спроса с уровнем дохода; 6 дифференцирующая функция – рынок расслаивается, дифференцирует товаропроизводителей, т.е. обогащает одних и разоряет других. Из сущности рынка и его функций логически вытекает и его роль в процессе общественного воспроизводства. Позитивная роль рынка: - развивает инициативу и предприимчивость; - рационально распределяет материальные, трудовые, денежно-кредитные и финансовые ресурсы, направляя их на производство необходимых обществу товаров и услуг; - оперативно изменяет объем и структуру предложения, приспосабливая ее к платежеспособному спросу и обеспечивая тем самым более быструю корректировку неравновесия; - способствует оперативному использованию в хозяйственной деятельности достижений НТР; - заставляет потребителя выбирать самую рациональную с точки зрения общества (при данном уровне доходов) структуру потребления, так как ориентирует на цены, соответствующие реальным затратам; - освобождает экономику от дефицита товаров и услуг, обеспечивает более полное удовлетворение запросов потребителей: оздоровляет экономику, очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, повышая средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом: повышает эффективность хозяйственной деятельности; - является стихийным регулятором воспроизводственного процесса, формируя пропорции в народном хозяйстве. Негативная роль рынка: - стимулирует чрезмерность в личном потреблении на селения; - не имеет экономического механизма защиты окружающей среды; - не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов; - не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, на пример рыбных богатств океана; - не способен формировать оптимальные макроэкономические параметры, осуществлять крупные структурные сдвиги в народном хозяйстве, обеспечивать гармоничность регионального развития, общее равновесие национальной экономики; - не содержит действенной мотивации в реализации крупных научно-технических программ, фундаментальных исследований, в подготовке научных кадров; - не создает стимулов для производства товаров и услуг совокупного социального и муниципального потребления (массового пользования), называемых «общественными товарами» (оборона, охрана общественного порядка, обслуживание крупных инфраструктурных комплексов, системы электро-, газо- и водоснабжения и т.п.); - вызывает огромные затраты на рекламу, что ведет к удорожанию продукции; - не гарантирует право на труд, не может предотвращать массовую безработицу; - не гарантирует право на доход, порождает социальную поляризацию общества; - не обеспечивает социальную защиту нетрудоспособных безработных, многодетных семей и других групп населения, а также удовлетворение нужд низкооплачиваемых слоев населения (в жилье, медицинских услугах, образовании, культуре и т.п.); - порождает негативные тенденции в социально-экономическом развитии общества: монополизм, инфляцию, кризисы перепроизводства. Несовершенства рынка по мере возможности компенсируются соответствующими экономическими функциями государства.
|