Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Неморфологические способы не используют аффиксальных словообразовательных средств (диахронический аспект).
Л е к с и к о - с емантический неморфологический способ — это образование нового слова в результате изменения значения уже существующей в языке лексической единицы, «формирования омонимов путем распада одного слова на два»2: кулак ('зажиточный крестьянин') < — кулак, успевать ('хорошо учиться') < — успевать (ср. успеть). Л е к с и к о - с интаксический неморфологический способ — это создание нового слова на базе словосочетания в результате слияния двух или более слов: умалишенный (ума лишенный), сумасшедший (с ума сшедший), сегодня (сего дня), семьсот (семь сот). Морфолого- синтаксический способ в классификации В.В.Виноградова включает «все факты перехода слов из одной части речи в другую, а также тесно связанные с ними случаи отрыва формы от системы форм слова и превращения в самостоятельное слово»: рабочий, провожатый, весной (наречие) < — весной (сущ.), караул (междометие) < — караул (сущ.). 3. Цель словообразовательного анализа – выявить словообразовательную структуру слова. Для определения словообразовательной структуры слова (ССС) прежде всего необходимо найти его производящее, т.е. выяснить, от какого слова оно образовано. В процессе анализа определяется словообразовательная структура деривата: выделяется производящая база и дериватор (словообразовательный формант) — и выявляется деривационное значение производного, которое выражается способом словообразования. Объектом словообразовательного анализа служит, таким образом, только производное слово: слова непроизводные для словообразовательного анализа привлекаться не могут. (Лекант, с. 207: В ходе синхронного словообразовательного анализа описывается структура производных слов, определяется способ их образования, устанавливаются их формально-семантические связи с родственными словами.) Словообразовательный анализ носит системный характер и осуществляется с позиций синхронии, с учетом живых семантических и структурных связей слов в языке. В процессе анализа привлекаются слова одного и того же словообразовательного типа, обнаруживающиеся закономерности словопроизводственного процесса. * Если производное может иметь не одну мотивацию, а больше, то оно может рассматриваться как имеющее не одну словообразовательную структуру, а две и более. Например, прилагательное антидемократичный может семантически соотноситься с прилагательным же демократичный, а также с существительным антидемократ и демократ. В первом случае словообразовательная структура производного анти-дгмократичный представляется в виде анти- + демократичный, во втором — антидемократ + -ичн-ый и в третьем анти- + демократ + -ичн- ый. Иначе говоря, прилагательное антидемократичный может пониматься либо как приставочное образование, либо как суффиксальное, либо как приставочно-суффиксальное. Такое явление в словообразовании, обусловленное множественностью мотиваций, когда производное может быть представлено в виде не одной словообразовательной структуры, называется множественностью словообразовательной структуры.
|