Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Промышленностью
В настоящее время достаточно четко вырисовываются два варианта содержания и механизма реализации перспективной стратегии социально-экономического и инновационно-технологического развития России. Одну из них можно назвать инерционно-рыночной: она сформулирована в утвержденной Правительством России 15 августа 2003 г. Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 - 2005 гг.). Другая стратегия инновационного прорыва отражена в утвержденных Президентом РФ 30.03.02 «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу», предусматривающих переход к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов. Рассмотрим эти направления подробно. Инерционно-рыночная стратегия исходит из следующих основных положений. 1. Решающая роль рынка в социально-экономическом развитии страны, поскольку только рыночные механизмы, свободная конкуренция способны отобрать наиболее конкурентоспособные товары и услуги, жизнеспособные предпринимательские силы. Поэтому необходимо продолжить курс на вытеснение государства из экономики, сокращение его социальной функции. На это нацелена предложенная правительством в августе 2003 г. долгосрочная программа рыночных реформ, охватывающих все стороны жизни общества. Но пока все реформируется - надежда на ускоренное развитие и рост эффективности откладывается на будущее. 2. Долгосрочными ориентирами в развитии экономики являются снижение инфляции всеми возможными средствами, дальнейшая приватизация государственной собственности, уменьшение доли госбюджета в ВВП, сокращение государственной поддержки инвестиций и инноваций, науки, образования и культуры, малоимущих слоев населения. 3. Увеличение открытости экономики, создание благоприятных условий для деятельности иностранного капитала в национальной экономике, ориентация на Запад во внешнеэкономических связях, устранение препятствий для подчинения ТНК и компрадорскому капиталу ряда отраслей экономики в расчете на то, что это повысит их конкурентоспособность. 4. Отказ от стратегии прорыва из-за опасения, что это может повлечь ошибки и потребует повышения активности государства, упование на эволюцию, отторжение стратегического и индикативного планирования. Неизбежным следствием такой стратегии будут невысокие темпы экономического роста и деградация структуры экономики, свертывание научно-технического и инновационного потенциала. Инерционно-рыночная стратегия лежит в основе утвержденной Правительством России 15 августа 2003 г. Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (табл. 15.2). Таблица 15.2 Основные показатели сравнительного прогноза развития экономики России до 2008 г.
Примечания: Показатели за 2006г. 2007г. приняты как промежуточные между показателями на 2005г. В 2008г. В % к 2002г. а – минимальный вариант; б – максимальны вариант. Стратегия инновационного прорыва строится на иных посылах и предусматривает другие последствия. 1. Общей закономерностью развития экономики и ее материально-технической базы является инновационное обновление используемых технологий и производимой продукции как основы экономического роста и удовлетворения, постоянно растущих потребностей в товарах и услугах. Особенно очевидным и приоритетным становится в условиях формирования постиндустриального общества, основанного на знаниях, т.е. инновационного по своему характеру. Именно такой характер приобретает экономика XXI века. 2. Инновационное развитие экономики осуществляется неравномерно-циклично. Сменяют друг друга восходящие волны и падения инновационной активности на разных фазах циклов - среднесрочных, долгосрочных (Кондратьевских) и сверхдолгосрочных (цивилизационных). Примерно раз в десятилетие в лидирующих странах и отраслях происходит смена поколений техники (технологий); раз в полвека - смена преобладающих технологических укладов; раз в несколько столетий технологических способов производства. Каждой смене предшествуют технологический и экономический кризисы, которые преодолеваются путем инновационного обновления, волны базисных и улучшающих инноваций. 3. Первоисточниками инновационно-технологического прорыва являются наука и изобретения. Перспективная селективная научно-техническая политика должна быть направлена на финансирование приоритетных фундаментальных и прикладных исследований и опытно-конструкторских работ, формирующих базу для техники и технологий новых поколений, на отбор и поддержку освоения крупных изобретений, гарантирующих конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем и мировом рынках на перспективу, а также на защиту и реализацию интеллектуальной собственности. 4. Основой освоения и распространения инноваций служат инвестиции в основной капитал. Главная задача инновационно-инвестиционной политики - как государственной, так и корпоративной - состоит в придании инвестициям инновационного характера. Только на этой базе можно обеспечить финансовую базу для инновационного прорыва, конкурентоспособность товаров, услуг. 5. В условиях глобализации и открытости экономики инновационно-технологический прорыв опирается на интеграционные механизмы, носит глобальный характер выбора приоритетных направлений этого прорыва. Следует не только учитывать глобальные тенденции технологической динамики, но и активно включаться в них путем расширения экспорта импорта патентов и технологий, привлечения прямых иностранных инвестиций и стратегических партнеров; выработки общей инновационной стратегии СНГ, ЕврАзЭС, Союза Беларусь-Россия; формирования по прорывным направлениям собственных ТНК и стратегических альянсов для освоения ниш мирового рынка и не только в энергосырьевом секторе, как это делается сейчас, но и в высокотехнологичном секторе. 6. Инновационный прорыв в рыночной экономике осуществляется на основе партнерства государства, предпринимателей, творческих личностей и общества; каждый из партнёров выполняет свои функции в этом прорыве, в т.ч. государство, предприниматели, общество. 7. Выработка эффективного механизма реализации стратегии инновационного прорыва, который включает следующие основные элементы. 7.1. Долгосрочные и сверхдолгосрочные прогнозы социально-экономического, научно-технического и инновационно-технологического развития, учитывающие циклично-генетические закономерности, периодическую смену технологического и экономического способов производства, преобладающих социокультурного строя, технологических и экономических укладов, поколений техники (технологий), основанные на теории предвидения Н.Д. Koндратьева, теории социальной и культурной динамики Питирима Сорокина, развитые современными российскими учёными. 7.2. Выработка на высшем государственном уровне долгосрочной инновационной политики и стратегии, ориентированных на технологический прорыв, на переход к инновационному пути развития страны. Исходные положения для этого заложены вутвержденных Президентом РФ 30 марта 2002 г. «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» 7.3. Обоснованный выбор стратегических приоритетов инновационного прорыва. В стране после глубокого, затяжного кризиса нет остаточных ресурсов для реализации стратегии прорыва по всему научно-технологическому фронту. Нужно сконцентрировать ресурсы на сравнительно узких направлениях стратегического прорыва, чтобы повернуть «траекторию динамики экономики на инновационный путь». 7.4. Определение перспективных инновационно-рыночных направлений, где технологический прорыв может дать наибольший эффект исходя из потребностей экономического, социального, экологического развития страны и ее места в глобальном пространстве. 7.5. Формирование эффективной системы реализации инновационных приоритетов на основе разрабатываемых научно-технических и инновационно-инвестиционных прогнозов, стратегических планов, целевых программ научно-технического и инновационного характера, важнейших инновационных проектов. 7.6. Приоритетное и полное ресурсное обеспечение реализации избранных приоритетов на многоканальной основе бюджетного финансирования, разработки прогнозов, предоставления налоговых, таможенных преференций инновационным программам и проектам, создания условий для развития частных инвестиций, организации инновационно-технологической экспертизы, развития венчурного финансирования. 7.7. Формирование инновационных оргструктур, нацеленных на реализацию избранных приоритетов. Все перечисленные мероприятия должны быть реализованы в комплексе и под жёстким контролем со стороны государственных, региональных и муниципальных органов власти.
|