Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Законодательные акты (ЗА).
Законодательство относится к числу важнейших документов по истории любого общества, поскольку оно составляет правовую основу государства; оно регулирует и направляет всю повседневную работу государственных и общественных организаций, вводит отношения между гражданами и организациями в определенную юридическую норму. ЗА требуют строгого объективного анализа и как юридические документы, и как исторические источники. При общности основных принципов изучения ЗА методика работы с ними не одинакова. Это зависит от типа документа, назначения, времени создания и пр. Скажем, конституции и конституционные акты будут изучаться несколько иначе, чем аграрное, трудовое или иное отраслевое законодательство; отличия в разработке, прохождении и утверждении современного законодательства от процессов создания первых декретов Советской власти неизбежно вызовут и различия в методике их изучения. Среди отличий законодательных источников приходится отметить отличия и по чисто номенклатурному принципу. До Конституции СССР 1936 г. существовало много разновидностей ЗА: конституции, постановления съездов Советов, решения сессий ЦИК СССР. Какое-то время, помимо декретов, силу закона имели постановления и распоряжения ВЦИК и СНК. Правила работы с ЗА: Тот или иной ЗА рассматривается в системе законодательства конкретного исторического периода, например, 1920-х гг.; обязательно анализируется правоприменительная практика (реализация закона на практике). Историк выясняет, какие аспекты социально-исторической действительности отразились в том или ином правовом документе. Важно понимать, что огромное влияние на формирование права политика, борьба и сотрудничество классов и социальных групп. Все эти факторы служат необходимыми предпосылками (экономическими, политическими и пр.) возникновения правовых норм, но не могут рассматриваться как непосредственная причина или сила, вызывающая их появление на свет. Эти предпосылки находят свое выражение в праве не прямо, а через посредство государства. До принятия Конституции СССР 1936 г. законодательная власть осуществлялась несколькими органами: всесоюзными и республиканскими съездами Советов, ЦИК СССР и республик, СНК СССР и республик. По Конституции СССР 1936 г. законодательная инициатива принадлежит только Верховному Совету СССР. В создании многих первых советских декретов основная роль принадлежит главе советского государства В.И. Ленину. Он являлся автором важнейших декретов (о земле, о мире, " Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа" и др.) или их инициатором. Известны многочисленные ленинские тезисы, которые послужили основой будущих декретов: например, о национализации банков (декабрь 1917 г.), о роспуске Учредительного собрания (январь 1918 г.), о национализации торгового флота (январь 1918 г.), по продовольственному вопросу (август 1918 г.), о потребительских коммунах (декабрь 1917 г., март 1919 г.) и др. Публикации ЗА. Официальным изданием актов центральной государственной власти с 1917 г. являлось " Собрание Узаконений Рабочего и Крестьянского Правительства", с 1924 г. - " Собрание Законов и Постановлений Рабоче-крестьянского Правительства СССР", а с 1936 г. - " Ведомости Верховного Совета СССР". Кроме того выходило «Собрание постановлений Правительства СССР». Однако в него включались далеко не все документы. Еще при И.В. Сталине складывалась и внедрялась порочная практика засекречивания документов. Советские конституции и важнейшие конституционные акты отражены в таком издании, как " История Советской Конституции (в документах). 1917-1956" (М, 1957).
|