Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История религии 11 страница






ма тесно переплелись религиозное и национальное, значительная часть

неверующих людей исполняет религиозные требования, считая их

своими национальными традициями.

Мусульманское духовенство стремится внести в религиозную иде-

ологию и культ необходимые изменения, " согласовать" религиозные

догматы с требованиями сегодняшнего дня. В модернизации ислама

в нашей стране наблюдаются две линии:

1. Отказ от наиболее архаичных требований. Мусульманское ду-

ховенство освобождает верующих от целого ряда обязанностей, уза-

коненных исламом: от принесения обязательной жертвы в праздник

курбан-байрам, от соблюдения поста уразы людьми, для которых это

затруднительно в силу ряда обстоятельств, и т.д.

2. Сближение ислама с наукой, акцент на общечеловеческих нрав-

ственных ценностях. В настоящее время мусульманское духовенство

особенно акцентирует внимание верующих на положительном нрав-

ственном значении ислама, утверждая, что мусульманская религия бо-

рется за сохранение мира и дружбы между народами, за взаимную

поддержку людей, предупреждает человека от аморальных поступков.

Проповедуются учение ислама о братстве всех мусульман, запрещение

Кораном воровства, употребления вина, прелюбодеяния и т. д. Анализ

проповеднической деятельности мусульманского духовенства за пос-

ледние'годы показывает, что служители ислама подчеркивают мысль,

что религия - единственное средство воспитания, сохранения лучших

нравственных качеств человека; В конце 80-х годов в регионах

традиционного распространения ислама в нашей стране появились сто-

ронники фундаментализма.

В настоящее время созданы благоприятные условия для реализации

принципа свободы совести и нормальной деятельности мусульманских

организаций. Новые реальности общественной, политической и духов-

ной жизни общества оказали большое влияние и на ислам. Растет

число мечетей, расширяется сеть мусульманских школ, медресе, ака-

демий, институтов, увеличивается число изданий. Активизируется де-

ятельность мусульманских организаций в различных сферах

общественной жизни, создаются исламские партии и т. д.

 

 

Глава XI

СОВРЕМЕННЫЕ НЕТРАДИЦИОННЫЕ КУЛЬТЫ

" Нетрадиционные культы", " религии Нового века", " внекон-

фессиональные, неканонические верования", " альтернативные куль-

ты", " молодежные религии" - так обозначают ряд религиозных

явлений, получивших распространение в Европе и США в 60-70-е

годы XX в. Эти годы характеризуются кризисом традиционных,

исторически сложившихся форм религиозного сознания, и прежде всего

христианства, являвшегося существенным элементом западноевропей-

ской и американской систем ценностей. Органически вписанные в

социальные структуры, традиционные религии оказались " ответствен-

ными" за социальные недуги. Разочарование в официальных ценно-

стях потребительского, технократического общества, чувство

одиночества, бесцельность жизни - все это явилось социально-психо-

логическим фактором поиска новой системы ценностей, новой " науки

жизни". Лидеры новых движений чутко реагировали на перепады в

общественных настроениях, резко обличали пороки " греховного" мира,

рекламировали себя в качестве уникальных спасителей, глашатаев вы-

сшей мудрости и морали.

Последователями " нетрадиционных культов" была преимуществен-

но молодежь из среднего класса, образованная, материально обеспе-

ченная, но с нарушенными социальными связями. Кроме

разочаровавшихся участников различных форм социального протеста,

" нетрадиционные культы" становятся прибежищем для людей,

выбитых из привычной жизненной колеи. В религиях " Нового века"

их манила твердая организация, жесткие нравственные и поведен-

ческие правила жизни, авторитаризм лидера, претендующего на роль

духовного пастыря.

Особенности Новые " нетрадиционные культы" представля-

и классификация ют специфический тип религиозной

" нетрадиционных культов" организации. В них, как правило, отсутствует строго разработанная вероучительная систе-

ма; структура этих организаций нередко иерархическая, с жестким

авторитаризмом харизматического лидера, для них характерна

оппозиционность к официальным ценностям и идеалам и к отстаива-

ющим их церковным организациям, в них сильно развито " мы-чув-

ство". Культ в этих новых общинах предпочтительно коллективный,

используется " техника" психологического манипулирования, психоте-

рапия, особенное внимание уделяется прозелитам, их адаптированию

в группе. Организации религий " Нового века" действуют как мощные

межнациональные корпорации, занимаются крупным бизнесом, имеют

 

 

филиалы во многих странах мира. Все многообразие культов можно

условно разделить на пять групп.

1. Неоориенталистские культы: " Общество Сознания Кришны",

" Тихоокеанский дзен-буддийский центр", " Миссия Божественного све-

та" Махарай Джи, " Трансцендентальная медитация" и др.

Неоориенталистские культы ведут родословную с Востока, чаще

всего модернизируя различные варианты индуизма, буддизма.

Неоиндуистские и необуддистские учения предлагают мистический

путь освобождения (мокша) - пробуждение в человеке имманентного

божественного начала. Все существующее иллюзорно, за ним скрыта

истинная божественная природа, которая гармонична и справедлива.

Задача состоит в том, чтобы, используя различные способы медитации,

слиться с этой подлинной природой. Процесс медитации (размыш-

ление, созерцание, внутреннее сосредоточение, отрешение от окружа-

ющей природы) включает произнесение мантр - специальных слов

или сочетаний звуков, которым придается мистический смысл. Веро-

учительные особенности отходят на задний план, на передний высту-

пает следование истинному пути, личный опыт, конкретный авторитет

гуру, свами.

2. Неохристианские объединения - это " Церковь Унификации",

" Дети Бога", " Церковь Тела Христова" и др. Для этих культов ха-

рактерен синкретизм христианской идеологии с элементами восточных

религий, акцентирование эсхатологии и мессианства, наделение руко-

водителя статусом посланника Бога, сообщающего новое откровение,

высшие нравственные предписания.

3. Сайентологическое направление образуют " Церковь сайенто-

логии", " космические религии", например " Общество Аэтариус", про-

поведующие связь Земли и высших космических сил, " космического

разума". В этих культах различным физическим приборам приписы-

вается мистическое значение, утверждается возможность регистрации

или даже измерения воздействия на физическую, биологическую

природу неких неизвестных и таинственных высших реальностей и

факторов. Мистически трактуются неисследованные явления психики

и окружающей природы.

4. Новая магия, спиритизм. Наряду с сохранившимися

традиционными колдунами, шаманами, гадателями все больший ав-

торитет получают новые магические учения и институты, соединя-

ющие воззрения и практики восточных и западных, древних и

современных традиций, а также спонтанное творчество новых колду-

нов и гадателей. К таким течениям можно отнести, например, учение

Карлоса Кастанеды, основанное на мифологии мексиканских индейцев.

Значительное распространение получили спиритические движения, на-

чавшиеся еще в прошлом веке в Европе и Северной Америке,

практикующие общение с душами умерших.

5. " Сатанинские" группы. Сатанизм пришел из древнего Ирака,

 

 

 

его заветы содержатся в Синей книге. Сатанинские культы воз-

величивают зло и насилие, проповедуют общение с мистическими

источниками зла - демонами, сатаной и др. " Церковь Сатаны",

например, провозглашает себя сознательным носителем зла и

антиподом христианства.

Между первыми четырьмя группами культов нет четких границ,

деление весьма условно. Так, " Трансцендентальную медитацию",

учение Махариши Махеша Йога можно отнести и к сайентологическим

культам. " Церковь сайентологии" Хаббарда восприняла некоторые

идеи буддизма, в частности достижение состояния внутреннего покоя

и безмятежности (нирвана). Неохристианские культы используют

медитацию, заимствованную из восточных систем, магию. В то же вре-

мя неоориенталистские учения свой понятийный аппарат зачастую

черпают из христианской и светской западной философии. В целом

это синтетические, синкретичные, эклектичные культы.

Обращает на себя внимание экстравагантность внешнего вида и

культовой практики последователей многих " религий XX века", в них

на первый план выдвигается эмоционально-психологическая сторона

культа.

Обратим внимание на особенности " Церкви Унификации" Сен Мен

Муна (р. 1920), или " Ассоциации Святого Духа для Единения

Всемирного христианства", и " Международного общества Сознания

Кришны".

" Церковь Унификации" Основана в 1954 г. Согласно учению Муна,

существует единый Бог, отец всех наций,

извещающий о себе в иудаизме, христианстве, исламе, буддизме и

других религиях мира. Теперь настало время осознать живого Бога

вне границ традиционных религий.

Человеческая история складывается из трех периодов: " век Ветхого

Завета", " век Нового Завета", " век Завершенного Завета". Каждому

веку Бог сообщает " истину" в определенном объеме, учитывая духов-

ный уровень людей, используя различных мессий и пророков. Истина,

предназначенная для первого и второго периодов, содержится в

Библии. В 1960 г. начался последний период - " век Завершенного За-

вета". Мун объявил свой труд " Божественный принцип" существенным

дополнением Откровения, а себя - подлинным мессией третьего

периода, который борется с силами сатаны, несет послание истинной

любви и единения. Расизм, войны, бедность и всяческое зло в конеч-

ном счете являются результатом грехов в человеческом сердце. По-

этому социальной революции должна предшествовать духовная

революция внутри каждого человека. Мун ставит задачу - объединить

мир в одну семью, отличающуюся высокой нравственностью, любовью

и настоящей верой.

Его церковь во всем мире функционирует как " семья". В ней отсут-

 

 

 

ствуют формальные каноны ж обряды, главное, по учению Муна, -

составляющие ее люди, заботящиеся о других людях. Муниты жер-

твуют религиозной общине деньги, имущество. Личность реализуется

в группе, где полностью осуществляются регуляция и ориентация

практической деятельности человека. В этом суть " нового рождения".

Мун считает, что " обновление" человечества, практическое осу-

ществление идеала единого мира под Богом требуют построения

инфраструктуры нового мира, объединяющей все сферы человеческой

деятельности. Строительство инфраструктуры охватывает бизнес в

области средств массовой информации, промышленности, научных и

технических исследований, гуманитарных начинаний и искусств.

Идеология " Божественности" является сильной мотивацией круп-

ного бизнеса. Сам Мун основал газеты и журналы, кораблестроитель-

ные компании, рыболовецкий флот, фармацевтические фирмы,

госпитали и т. д. " Церковь Унификации" представлена более чем в

130 странах мира.

" Международное общество Основатель этого общества - индийский про-

Сознания Кришны" поведник Абхай Чарин Де (1896 - 1977), по-

(исккон) лучивший ритуальное имя Бхактиведанта

Свами Прабхупада, изложил свое учение в

книге " Бхагават-гита как она есть" и других работах.

Согласно учению Прабхунады, существует единственный абсолют-

ный Бог - Кришна, который выступает в трех аспектах: Бхагаван,

Брахман, Параматма. Бхагаван - это аспект Бога как Верховной

личности, обладающей непостижимыми качествами, всем богатством,

могуществом, славой, красотой. Брахман - имперсональный аспект,

всепроникающая абсолютная истина, непостижимая, бескачественная

сила, излучение трансцендентального тела Личности Бога. В Парматме

выражается Верховная Душа, которая находится в сердце каждого

живого существа наряду с индивидуальной душой - дживой. Бог вечен

и несотворим, имеет множество аспектов, обладает двумя видами

энергии - высшей (духовной) и низшей (материальной), творящей

мир и все живые существа. У Бога множество имен соответственно

множеству его действий. Главное его имя - Кришна (" Всепривлека-

ющий"). Он изображается как прекрасный юноша с темной кожей.

Остальные боги (как ведической литературы, так и других

религиозных систем) мыслятся как аватары (воплощения) Кришны

или полубоги. Например, Иисус Христос рассматривается как одна из

инкарнаций Кришны. Кришна пребывает в своем жилище в транс-

цендентальном мире на планете Кришналока, где наслаждается

лилами (играми, удовольствиями). В то же время, благодаря своим

энергиям, он находится в каждой точке мироздания.

Человек, согласно кришнаизму, характеризуется дуализмом души

и тела. Индивидуальная душа (джива, атма) - частица Верховной

 

 

 

Души (Параматма, Брахман). Полем деятельности для дживы является

тело, которое душа получает согласно своим желаниям. Злоупотребив

своей свободой, джива попадает в материальный мир, где находится

под властью трех гун (состояний, модусов, привязанностей) - неве-

жества, страсти, благости. В материальном мире джива забывает о

своей божественной сущности и отдается во власть кармы, т. е.

причинно-следственной связи. Обретая человеческую форму, джива

имеет шанс освободиться от сансары, возвратиться назад к Богу. Осво-

бождение дживы от материального мира возможно лишь на пути

развития в себе Сознания Кришны.

В материальном мире существуют три уровня планет. Высший уро-

вень заселен полубогами, теми, чья джива находится в модусе бла-

гости, добродетели. Сюда относятся кришнаиты, брахманы, ученые,

философы, коровы. Средний уровень - в том числе Земля - включает

тела, джива которых в модусе страсти. Страсть - это стремление к

почету, семье, дому. Человек здесь вынужден тяжко трудиться. На

планетах низшего уровня находятся дживы в модусе невежества (ле-

ность, безумие), за что получают тела животных.

Материальный мир может стать духовным, сохраняя свои ма-

териальные характеристики. Духовное - это все, что связано с

Кришной. Материальные ценности превращаются в духовные путем

использования их в служении Кришне, т. е. отдавая большую часть

дохода обществу Сознания Кришны. Освободиться от материального

мира, полного страданий, развить в себе Сознание Кришны может

каждый, даже человек из касты неприкасаемых (чандал), если он бу-

дет со всей преданностью служить Кришне.

Кришнаиты называют себя вайшнавами, т. е. преданными Богу, а

свое учение не религией, а ортопрактикой, наукой самореализации

(развития в себе Сознания Кришны) на основе бхакти-йоги. В бхакти-

йоге отношение с божеством окрашено в эротическую символику: это

Любовь, непрекращающееся стремление к Богу. Вечно юный, прек-

расный физически Бог кришнаитов почитается ими как пуруша, муж-

ское начало. А сами вайшнавы, слуги Кришны, рассматривают себя

как женское начало, пракрити.

Цель культовой практики кришнаитов - выработать установку

смотреть на мир глазами, " смазанными любовью к Кришне". Любовь

к Кришне в наивысшей степени проявляется в достижении религиозно-

го экстаза через медитацию, коллективную и индивидуальную.

Индивидуальная медитация (джапа) и коллективная (киртан) - сов-

местное воспевание мантр, сопровождающееся игрой на музыкальных

инструментах и ритмическими танцевальными движениями. Иск-

лючительная роль в культе принадлежит мантре (" очищение ума"):

" Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама

Харе Рама Рама Рама Харе Харе". Это " воспевание святых имен Гос-

пода". В течение дня кришнаиты должны произнести мантру 1728 раз.

 

 

 

Кришнаиты живут в ашрамах (коммунах), которыми руководят гу-

ру (учителя). Гуру не просто духовный учитель и мудрый авторитет-

ный человек, но представитель или даже воплощение Бога. Гуру

помогает в процессе познания Кришны через доведение трансценден-

тального знания ученику (шитья). Гуру инициирует прозелитов (воз-

можна заочная инициация), берет на себя карму ученика, дает

секретную " защитную" мантру, с которой ученик может обратиться

к Кришне в экстремальных ситуациях. Гуру помогает шишье преоб-

разовать свой духовный мир, выработать особое блаженно-восторжен-

ное миросозерцание, в котором преданный Кришне старается видеть

во всем беспричинную милость Бога.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.023 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал