Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
История религии 11 страница
ма тесно переплелись религиозное и национальное, значительная часть неверующих людей исполняет религиозные требования, считая их своими национальными традициями. Мусульманское духовенство стремится внести в религиозную иде- ологию и культ необходимые изменения, " согласовать" религиозные догматы с требованиями сегодняшнего дня. В модернизации ислама в нашей стране наблюдаются две линии: 1. Отказ от наиболее архаичных требований. Мусульманское ду- ховенство освобождает верующих от целого ряда обязанностей, уза- коненных исламом: от принесения обязательной жертвы в праздник курбан-байрам, от соблюдения поста уразы людьми, для которых это затруднительно в силу ряда обстоятельств, и т.д. 2. Сближение ислама с наукой, акцент на общечеловеческих нрав- ственных ценностях. В настоящее время мусульманское духовенство особенно акцентирует внимание верующих на положительном нрав- ственном значении ислама, утверждая, что мусульманская религия бо- рется за сохранение мира и дружбы между народами, за взаимную поддержку людей, предупреждает человека от аморальных поступков. Проповедуются учение ислама о братстве всех мусульман, запрещение Кораном воровства, употребления вина, прелюбодеяния и т. д. Анализ проповеднической деятельности мусульманского духовенства за пос- ледние'годы показывает, что служители ислама подчеркивают мысль, что религия - единственное средство воспитания, сохранения лучших нравственных качеств человека; В конце 80-х годов в регионах традиционного распространения ислама в нашей стране появились сто- ронники фундаментализма. В настоящее время созданы благоприятные условия для реализации принципа свободы совести и нормальной деятельности мусульманских организаций. Новые реальности общественной, политической и духов- ной жизни общества оказали большое влияние и на ислам. Растет число мечетей, расширяется сеть мусульманских школ, медресе, ака- демий, институтов, увеличивается число изданий. Активизируется де- ятельность мусульманских организаций в различных сферах общественной жизни, создаются исламские партии и т. д.
Глава XI СОВРЕМЕННЫЕ НЕТРАДИЦИОННЫЕ КУЛЬТЫ " Нетрадиционные культы", " религии Нового века", " внекон- фессиональные, неканонические верования", " альтернативные куль- ты", " молодежные религии" - так обозначают ряд религиозных явлений, получивших распространение в Европе и США в 60-70-е годы XX в. Эти годы характеризуются кризисом традиционных, исторически сложившихся форм религиозного сознания, и прежде всего христианства, являвшегося существенным элементом западноевропей- ской и американской систем ценностей. Органически вписанные в социальные структуры, традиционные религии оказались " ответствен- ными" за социальные недуги. Разочарование в официальных ценно- стях потребительского, технократического общества, чувство одиночества, бесцельность жизни - все это явилось социально-психо- логическим фактором поиска новой системы ценностей, новой " науки жизни". Лидеры новых движений чутко реагировали на перепады в общественных настроениях, резко обличали пороки " греховного" мира, рекламировали себя в качестве уникальных спасителей, глашатаев вы- сшей мудрости и морали. Последователями " нетрадиционных культов" была преимуществен- но молодежь из среднего класса, образованная, материально обеспе- ченная, но с нарушенными социальными связями. Кроме разочаровавшихся участников различных форм социального протеста, " нетрадиционные культы" становятся прибежищем для людей, выбитых из привычной жизненной колеи. В религиях " Нового века" их манила твердая организация, жесткие нравственные и поведен- ческие правила жизни, авторитаризм лидера, претендующего на роль духовного пастыря. Особенности Новые " нетрадиционные культы" представля- и классификация ют специфический тип религиозной " нетрадиционных культов" организации. В них, как правило, отсутствует строго разработанная вероучительная систе- ма; структура этих организаций нередко иерархическая, с жестким авторитаризмом харизматического лидера, для них характерна оппозиционность к официальным ценностям и идеалам и к отстаива- ющим их церковным организациям, в них сильно развито " мы-чув- ство". Культ в этих новых общинах предпочтительно коллективный, используется " техника" психологического манипулирования, психоте- рапия, особенное внимание уделяется прозелитам, их адаптированию в группе. Организации религий " Нового века" действуют как мощные межнациональные корпорации, занимаются крупным бизнесом, имеют
филиалы во многих странах мира. Все многообразие культов можно условно разделить на пять групп. 1. Неоориенталистские культы: " Общество Сознания Кришны", " Тихоокеанский дзен-буддийский центр", " Миссия Божественного све- та" Махарай Джи, " Трансцендентальная медитация" и др. Неоориенталистские культы ведут родословную с Востока, чаще всего модернизируя различные варианты индуизма, буддизма. Неоиндуистские и необуддистские учения предлагают мистический путь освобождения (мокша) - пробуждение в человеке имманентного божественного начала. Все существующее иллюзорно, за ним скрыта истинная божественная природа, которая гармонична и справедлива. Задача состоит в том, чтобы, используя различные способы медитации, слиться с этой подлинной природой. Процесс медитации (размыш- ление, созерцание, внутреннее сосредоточение, отрешение от окружа- ющей природы) включает произнесение мантр - специальных слов или сочетаний звуков, которым придается мистический смысл. Веро- учительные особенности отходят на задний план, на передний высту- пает следование истинному пути, личный опыт, конкретный авторитет гуру, свами. 2. Неохристианские объединения - это " Церковь Унификации", " Дети Бога", " Церковь Тела Христова" и др. Для этих культов ха- рактерен синкретизм христианской идеологии с элементами восточных религий, акцентирование эсхатологии и мессианства, наделение руко- водителя статусом посланника Бога, сообщающего новое откровение, высшие нравственные предписания. 3. Сайентологическое направление образуют " Церковь сайенто- логии", " космические религии", например " Общество Аэтариус", про- поведующие связь Земли и высших космических сил, " космического разума". В этих культах различным физическим приборам приписы- вается мистическое значение, утверждается возможность регистрации или даже измерения воздействия на физическую, биологическую природу неких неизвестных и таинственных высших реальностей и факторов. Мистически трактуются неисследованные явления психики и окружающей природы. 4. Новая магия, спиритизм. Наряду с сохранившимися традиционными колдунами, шаманами, гадателями все больший ав- торитет получают новые магические учения и институты, соединя- ющие воззрения и практики восточных и западных, древних и современных традиций, а также спонтанное творчество новых колду- нов и гадателей. К таким течениям можно отнести, например, учение Карлоса Кастанеды, основанное на мифологии мексиканских индейцев. Значительное распространение получили спиритические движения, на- чавшиеся еще в прошлом веке в Европе и Северной Америке, практикующие общение с душами умерших. 5. " Сатанинские" группы. Сатанизм пришел из древнего Ирака,
его заветы содержатся в Синей книге. Сатанинские культы воз- величивают зло и насилие, проповедуют общение с мистическими источниками зла - демонами, сатаной и др. " Церковь Сатаны", например, провозглашает себя сознательным носителем зла и антиподом христианства. Между первыми четырьмя группами культов нет четких границ, деление весьма условно. Так, " Трансцендентальную медитацию", учение Махариши Махеша Йога можно отнести и к сайентологическим культам. " Церковь сайентологии" Хаббарда восприняла некоторые идеи буддизма, в частности достижение состояния внутреннего покоя и безмятежности (нирвана). Неохристианские культы используют медитацию, заимствованную из восточных систем, магию. В то же вре- мя неоориенталистские учения свой понятийный аппарат зачастую черпают из христианской и светской западной философии. В целом это синтетические, синкретичные, эклектичные культы. Обращает на себя внимание экстравагантность внешнего вида и культовой практики последователей многих " религий XX века", в них на первый план выдвигается эмоционально-психологическая сторона культа. Обратим внимание на особенности " Церкви Унификации" Сен Мен Муна (р. 1920), или " Ассоциации Святого Духа для Единения Всемирного христианства", и " Международного общества Сознания Кришны". " Церковь Унификации" Основана в 1954 г. Согласно учению Муна, существует единый Бог, отец всех наций, извещающий о себе в иудаизме, христианстве, исламе, буддизме и других религиях мира. Теперь настало время осознать живого Бога вне границ традиционных религий. Человеческая история складывается из трех периодов: " век Ветхого Завета", " век Нового Завета", " век Завершенного Завета". Каждому веку Бог сообщает " истину" в определенном объеме, учитывая духов- ный уровень людей, используя различных мессий и пророков. Истина, предназначенная для первого и второго периодов, содержится в Библии. В 1960 г. начался последний период - " век Завершенного За- вета". Мун объявил свой труд " Божественный принцип" существенным дополнением Откровения, а себя - подлинным мессией третьего периода, который борется с силами сатаны, несет послание истинной любви и единения. Расизм, войны, бедность и всяческое зло в конеч- ном счете являются результатом грехов в человеческом сердце. По- этому социальной революции должна предшествовать духовная революция внутри каждого человека. Мун ставит задачу - объединить мир в одну семью, отличающуюся высокой нравственностью, любовью и настоящей верой. Его церковь во всем мире функционирует как " семья". В ней отсут-
ствуют формальные каноны ж обряды, главное, по учению Муна, - составляющие ее люди, заботящиеся о других людях. Муниты жер- твуют религиозной общине деньги, имущество. Личность реализуется в группе, где полностью осуществляются регуляция и ориентация практической деятельности человека. В этом суть " нового рождения". Мун считает, что " обновление" человечества, практическое осу- ществление идеала единого мира под Богом требуют построения инфраструктуры нового мира, объединяющей все сферы человеческой деятельности. Строительство инфраструктуры охватывает бизнес в области средств массовой информации, промышленности, научных и технических исследований, гуманитарных начинаний и искусств. Идеология " Божественности" является сильной мотивацией круп- ного бизнеса. Сам Мун основал газеты и журналы, кораблестроитель- ные компании, рыболовецкий флот, фармацевтические фирмы, госпитали и т. д. " Церковь Унификации" представлена более чем в 130 странах мира. " Международное общество Основатель этого общества - индийский про- Сознания Кришны" поведник Абхай Чарин Де (1896 - 1977), по- (исккон) лучивший ритуальное имя Бхактиведанта Свами Прабхупада, изложил свое учение в книге " Бхагават-гита как она есть" и других работах. Согласно учению Прабхунады, существует единственный абсолют- ный Бог - Кришна, который выступает в трех аспектах: Бхагаван, Брахман, Параматма. Бхагаван - это аспект Бога как Верховной личности, обладающей непостижимыми качествами, всем богатством, могуществом, славой, красотой. Брахман - имперсональный аспект, всепроникающая абсолютная истина, непостижимая, бескачественная сила, излучение трансцендентального тела Личности Бога. В Парматме выражается Верховная Душа, которая находится в сердце каждого живого существа наряду с индивидуальной душой - дживой. Бог вечен и несотворим, имеет множество аспектов, обладает двумя видами энергии - высшей (духовной) и низшей (материальной), творящей мир и все живые существа. У Бога множество имен соответственно множеству его действий. Главное его имя - Кришна (" Всепривлека- ющий"). Он изображается как прекрасный юноша с темной кожей. Остальные боги (как ведической литературы, так и других религиозных систем) мыслятся как аватары (воплощения) Кришны или полубоги. Например, Иисус Христос рассматривается как одна из инкарнаций Кришны. Кришна пребывает в своем жилище в транс- цендентальном мире на планете Кришналока, где наслаждается лилами (играми, удовольствиями). В то же время, благодаря своим энергиям, он находится в каждой точке мироздания. Человек, согласно кришнаизму, характеризуется дуализмом души и тела. Индивидуальная душа (джива, атма) - частица Верховной
Души (Параматма, Брахман). Полем деятельности для дживы является тело, которое душа получает согласно своим желаниям. Злоупотребив своей свободой, джива попадает в материальный мир, где находится под властью трех гун (состояний, модусов, привязанностей) - неве- жества, страсти, благости. В материальном мире джива забывает о своей божественной сущности и отдается во власть кармы, т. е. причинно-следственной связи. Обретая человеческую форму, джива имеет шанс освободиться от сансары, возвратиться назад к Богу. Осво- бождение дживы от материального мира возможно лишь на пути развития в себе Сознания Кришны. В материальном мире существуют три уровня планет. Высший уро- вень заселен полубогами, теми, чья джива находится в модусе бла- гости, добродетели. Сюда относятся кришнаиты, брахманы, ученые, философы, коровы. Средний уровень - в том числе Земля - включает тела, джива которых в модусе страсти. Страсть - это стремление к почету, семье, дому. Человек здесь вынужден тяжко трудиться. На планетах низшего уровня находятся дживы в модусе невежества (ле- ность, безумие), за что получают тела животных. Материальный мир может стать духовным, сохраняя свои ма- териальные характеристики. Духовное - это все, что связано с Кришной. Материальные ценности превращаются в духовные путем использования их в служении Кришне, т. е. отдавая большую часть дохода обществу Сознания Кришны. Освободиться от материального мира, полного страданий, развить в себе Сознание Кришны может каждый, даже человек из касты неприкасаемых (чандал), если он бу- дет со всей преданностью служить Кришне. Кришнаиты называют себя вайшнавами, т. е. преданными Богу, а свое учение не религией, а ортопрактикой, наукой самореализации (развития в себе Сознания Кришны) на основе бхакти-йоги. В бхакти- йоге отношение с божеством окрашено в эротическую символику: это Любовь, непрекращающееся стремление к Богу. Вечно юный, прек- расный физически Бог кришнаитов почитается ими как пуруша, муж- ское начало. А сами вайшнавы, слуги Кришны, рассматривают себя как женское начало, пракрити. Цель культовой практики кришнаитов - выработать установку смотреть на мир глазами, " смазанными любовью к Кришне". Любовь к Кришне в наивысшей степени проявляется в достижении религиозно- го экстаза через медитацию, коллективную и индивидуальную. Индивидуальная медитация (джапа) и коллективная (киртан) - сов- местное воспевание мантр, сопровождающееся игрой на музыкальных инструментах и ритмическими танцевальными движениями. Иск- лючительная роль в культе принадлежит мантре (" очищение ума"): " Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе". Это " воспевание святых имен Гос- пода". В течение дня кришнаиты должны произнести мантру 1728 раз.
Кришнаиты живут в ашрамах (коммунах), которыми руководят гу- ру (учителя). Гуру не просто духовный учитель и мудрый авторитет- ный человек, но представитель или даже воплощение Бога. Гуру помогает в процессе познания Кришны через доведение трансценден- тального знания ученику (шитья). Гуру инициирует прозелитов (воз- можна заочная инициация), берет на себя карму ученика, дает секретную " защитную" мантру, с которой ученик может обратиться к Кришне в экстремальных ситуациях. Гуру помогает шишье преоб- разовать свой духовный мир, выработать особое блаженно-восторжен- ное миросозерцание, в котором преданный Кришне старается видеть во всем беспричинную милость Бога.
|