Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рассказать устно.
В Древнем мире идеи и культура толерантности выражались в немалой степени в терпимости к иноплеменным богам и куль- там. Так, в древней Индии в «дхармах» – религиозно-философ- ских и морально-политических установлениях «Законов Ману» – среди показателей, определяющих добродетельных правителей, называются качества, характеризующие толерантность: снисхо- дительность, справедливость, благоразумие и т. д. Для индуистов представитель самых чуждых культов – нормальный человек, ко- торого они уважают и готовы принять в свой мир, так как любые верования приемлемы в их религиозной системе. Индуизм – это множество культов, которые индийцы научились вписывать в свое миропонимание. Кроме индуизма в Индии имеет место буддизм, сикхизм, зороастризм, джайнизм, ислам, христианство. Пожалуй, самый сложный конфликт в Индии – между индуизмом и исламом – является порождением в первую очередь политических причин. Ни для Китая, ни для Индии немыслимы религиозные войны, по- добные Тридцатилетней войне в Европе, явившейся результатом разделения западного христианства на католицизм и протестан- тизм. В этих странах разные религиозные системы, сосуществуя вместе, создавали атмосферу терпимости. В этико-политической доктрине древнекитайского мыслите- ля Конфуция идеями терпимости пронизана норма «жень» –че- ловеколюбие (в переводе «жень» означает человеческое начало, гуманность, милосердие). Основная мысль сводится к следующе- : «Чего сам не желаешь, того не делай другим». Культура толерантности китайской цивилизации проявляется в том, что на протяжении длительного периода истории в Китае сосуществовали разные философские и религиозные системы, которые организовывали общество. Даже во времена доминиро- вания конфуцианства всегда оставалось место для даосов, и они занимали существенную нишу в жизни китайцев. Буддизм же, проникнув в Китай из Индии, на протяжении многих эпох орга- низовывал китайскую жизнь и сосуществовал рядом с другими религиозными и философскими системами. Культура толерантности еще ярче проявляется в Японии. Страна Восходящего Солнца никогда, за исключением последних полутора столетий, не претендовала на роль культурного, поли- тического, военного центра и выступала как реципиент, а не как донор. Японцы всегда широко использовали достижения конти- нентальной цивилизации, особенно китайской. В Японии мирно сосуществовали традиционная японская религия синтоизм, кон- фуцианство, проникшее на острова из Китая, и буддизм. Японец живет по конфуцианским нормам, в душе он синтоист. Дзен-буд- дизм также нормально вписывается в эту систему. Буддизм от- крыл Японии доступ к сокровищам мировой культуры, сыграл важную роль в развитии высокой степени рефлексии японцев (прозы, менталитета). Противоречия между греческими полисами в VI – начале V вв. до н. э. оставались очень сильными, у них не существо- вало общенациональной организации, их союз представлял со- бой своеобразный компромисс, на который они вынуждены были пойти перед угрозой потери независимости. И хотя союз этот был временным и слабым (к нему присоединился 31 полис, а Аргос, Фессалия, Фивы остались нейтральными), он полностью оправ- дал себя в период греко-персидских войн (перв. пол. V в. до н. э.). Этот пример – убедительное свидетельство того, что терпимость в историческом процессе конструктивна. В то же время неспо- собность и нежелание пойти на заключение компромисса в более позднее время привели к полной потере независимости гречес- ких полисов и их подчинению Македонии (338 г. до н. э.). Подъем, расцвет и рост влияния любой цивилизации во внешнем мире, так же, как и длительность ее исторического периода сущест- вования, зависят от степени проникновения философии, идеологии, 30 Культура межнационального общения принципов, норм и ценностей культуры мира в глубинные пласты сознания народа. Победа «культуры» войны над культурой мира, на- против, подводила государства к распаду, а порой и к исчезновению самостоятельных национальных и мировых единиц. Варварское нашествие разрушило Римскую империю. Оно было обусловлено объективными причинами, сформировавшими у варварских народов ненависть к Риму. После падения Римской империи (конец V в. н. э.) началось строительство новой циви- лизации, в процессе которого происходило заимствование эле- ментов античности и внедрение их в новый государственный и социально-экономический порядок. Только подобный синтез элементов нового и старого разрушенного строя смог привести к созданию варварских государств. Взаимные контакты народов, цивилизаций, существенным условием которых является толе- рантность, обогащают каждую культуру, содействуют прогрессу человечества. Непримиримость же к иному, стремление сделать мир единообразным, униформистским – это путь к регрессу, рав- но как и противостояние цивилизаций. Обратимся к истории Византийской империи ее позднего пе- риода существования. Известно, что она раздиралась внутренни- ми противоречиями. А в основе османского завоевания Византии, последней точкой которого явилось падение Константинополя в 1453 году, лежала не только сила османов. Османское завоева- ние отчасти разрешило противоречия византийского общества, ставшие неразрешимыми внутренним путем, и уничтожило эту великую империю. Мир, основанный на принципах толерантности, это атрибут высокоморальной жизни человечества, это доброта, гуманность, уважение к другому человеку, другой стране, культуре, искрен- ний интерес к иному, расширение собственных интеллектуаль- ных границ и нравственных основ. Необходимо отметить, что в западной цивилизации проблема толерантности впервые возникла именно на религиозном уровне, а религиозная терпимость положила начало всем другим свобо- дам, которые были достигнуты в демократическом обществе. В средние века в Европе свирепствовала инквизиция, отправ- лявшая на костер еретиков, «ведьм» и просто вольнодумцев. Не- терпимость была знаменем той эпохи. Поэтому сильное воздействие на умонастроения европейцев имели идеи Реформации (движение Глава 2.Толерантность и культура... в исторической ретроспективе 31 против папской католической церкви) – веротерпимость и толерант- ность. В движении Реформации (первый этап – 1517–1555 гг.; второй – 1555–1617 гг.; третий – 1618–1648 гг.) возникает протестантское направление в христианстве со своим пересмотром фундаменталь- ных догматов католицизма и формированием мировоззрения, от- вечающего потребностям развития рациональных экономических отношений. Несомненна общность социальных корней гуманизма и бюргерской реформации, а также то, что оба этих явления были идеологическими альтернативами для переходной эпохи. Однако выдвижение гуманизмом общечеловеческих ценностей, его анти- клерикализм и тенденция веротерпимости противоречили духу уче- ний Мартина Лютера и Жана Кальвина. Идеи гуманизма не могли быть поняты глубоко религиозным бюргером и тем более темным забитым крестьянином. Первый этап Реформации завершился Аугсбургским догово- ром 1555 года (соглашение между германскими самодержавными монархами), в преамбуле которого говорилось: «…ради спасения немецкой нации и нашего любезного отечества от конечного раз- рушения и гибели признали мы за благо вступить в это соглаше- ние» (Черняк Е.Б., 1988. с. 207). Договор провозглашал веротер- пимость, которая фактически распространялась только на королей и князей. Аугсбургский договор не был подлинным примирением. Фактически только католицизм и лютеранство признавались согла- шением, все остальные вероисповедания исключались из сферы его действия. Тем не менее, противоборствующие стороны пошли на компромисс, что было весьма важно для прекращения насилия. Следующей важной вехой в движении Реформации был про- возглашенный Генрихом IV Наваррским (1589–610), умным, дальновидным политиком, возглавившим движение протестан- тов во Франции, Нантский эдикт 1598 года. Именно он положил конец религиозным (гугенотским) войнам и создал предпосылки для выхода Франции из векового конфликта. Нантский эдикт был первым в Западной Европе примером установления религиозной веротерпимости. Главным плацдармом европейской Контрреформации явилась Испания при Филиппе II (1558–598). Исследователи отметили такую особенность национального менталитета средневекового испанца, как религиозный фанатизм и крайнюю нетерпимость. Эти чувства были взращены в период почти 700-летней борьбы 32 Культура межнационального общения Испании с Кордовским халифатом (маврами). Короли Кастилии и Арагона принуждали к иммиграции всех, не принимающих като- личество. Более того, в течение десятилетий правители Испании и Святая Церковь пестовали чувство нетерпимости не только к арабам и евреям, имевшим сильные позиции в торговле и ремес- ле, но и к той части арабского и еврейского населения, которое крестилось (мориски и марраны) и приняло католичество. В 1609 году специальным указом короля Испании Филиппа III мориски и марраны были изгнаны сначала из Валенсии, а через год – со всей территории Пиренейского полуострова. Испания потеряла миллион трудолюбивых жителей (Льоренте Х.А., 1999. с. 274). Этот пример – убедительное свидетельство того, что в истории политика «без ограничений» разрушительна. Тридцатилетняя война 1618–648 гг. (третий этап Реформации) в Германии оказала большое влияние на ментальность немцев. Одна из главных задач тех, кто ее развязал, состояла не столько в том, чтобы как можно больше уничтожить населения, сколько в том, чтобы максимально устрашить оставшихся. И война приве- ла к этой цели. По мнению историка-медиевиста Б. Ф. Поршнева, «пожалуй, никогда за всю предшествующую историю средних ве- ков человек не был так унижен, как в эти 30 лет, в течение которых было истреблено или успело вымереть старое поколение немцев и его место заняло другое, с совершенно новой социальной психоло- гией. От этого-то нового поколения и ведут начало некоторые на- ционально-психологические черты, долго сопутствовавшие даль- нейшей истории немцев» (Поршнев Б.Ф., 1974. с. 111). Завершилась 30-летняя война Вестфальским мирным дого- вором 1648 года, давшим начало политике баланса сил в систе- ме международных отношений. Вестфальский мир, крайне ком- промиссный и непоследовательный, положил конец страшным религиозным войнам, явился началом европейской системы го- сударственности, ставшей основой современной Европы. Этот мир с гораздо большей последовательностью, чем Аугсбургский, провозгласил веротерпимость в отношениях между европейски- ми государствами с разными религиозными идеологиями. Вест- фальский мир был первым примером проявления толерантности на государственном уровне. После Вестфальского договора про- исходит становление, хотя и очень мучительное и долгое, наций- государств в Европе. Глава 2.Толерантность и культура... в исторической ретроспективе 33 Таким образом, качественным скачком в развитии идей культуры толерантности стали пересмотр европейского опыта религиозных войн и признание конфессионального плюрализ- ма, на который оказали положительное влияние вердикты о ве- ротерпимости, следовавшие Аугсбургскому религиозному миру (1555 г.), Нантскому эдикту (1598 г.) и Вестфальскому догово- ру (1648 г.). Стали постепенно снижаться и смягчаться гонения по религиозным мотивам. Как только отказались от принципа осенения власти единой верой, стало возможным жить рядом людям разных вероисповеданий. Таким образом, компромисс католиков с протестантами в 1648 году явился первым практи- ческим опытом толерантности в Европе, давшим толчок разви- тию либерализма в Новое время. В 1685 году во Франции Людовик ХIV (1638–1715) отменил Нантский эдикт о равноправии вер, и началось жесточайшее об- ращение в католицизм гугенотов (приверженцы кальвинизма во Франции), вызвавшее в последующие годы их массированную эмиграцию из страны. Однако были в средневековой Европе и островки толеран- тности – Пруссия и Нидерланды. В связи с преследованиями протестантов курфюрст Пруссии Фридрих Вильгельм Великий приютил десятки тысяч гугенотов из Франции. Французы сдела- ли немало для расцвета сельского хозяйства и ремесел Пруссии. Причем гугеноты и их потомки говорили на французском языке и отказались от него только в начале ХIХ века, когда Пруссию оккупировали войска Наполеона Бонапарта. В эпоху Возрождения идеи толерантности были связаны с восстановлением прав и достоинства человеческой личности, пе- реходом от теоцентризма к антропоцентризму. Европейцы в этот период вернули античное наследие и стали спокойнее относить- ся к пантеону греческих и римских богов. Эпоха Ренессанса по- дорвала христианскую нетерпимость и жестокость. Проводятся диспуты, дискуссии на разные темы. Складывается новое миро- воззрение, основанное на гуманизме. Гуманисты резко противо- стояли традиционной средневековой идеологии, отрицая необхо- димость полного подчинения души и разума религии. События Нидерландской революции (1572–1579 гг.) во мно- гом были обусловлены отсутствием религиозной толерантности в католическом мире. Нетерпимость стала одной из основных при- 34 Культура межнационального общения чин не только революции, но и распада Испанской империи. Осо- бенностью общественного мышления в Нидерландах и Англии во времена позднего Средневековья было осознание уникальности каждого человека, ценности человеческой жизни, его свободы. На протяжении Нового времени идея толерантности медленно, но неуклонно проникала в сознание народов, становилась важным элементом их культуры. Но только в течение нескольких последних десятилетий эпохи она превращается в доминирующую тенденцию. Важным шагом в истории становления культуры толерант- ности в Европе явился кромвелевский период ХVII века в Англии. В непримиримую борьбу здесь вступили англиканство во главе с Карлом I и пуританизм (пуритане ратовали за «очищение» анг- ликанской церкви, ее культа от пережитков католичества). Карл I не проявлял готовности реставрировать католицизм, но опирался в своей борьбе на католические страны. Против них выступила другая группировка – индепенденты (левое направление в англий- ском пуританстве), которые составляли армию Оливера Кромвеля (1599–1658). В то время среди различных пуританских сект, вхо- дивших в армию О. Кромвеля, только индепенденты и левеллеры (радикальная политическая партия в период английской буржуаз- ной революции ХVII в.) были заинтересованы в свободе и терпи- мости. Согласно их взглядам, ни одно убеждение не может быть настолько непогрешимым, чтобы ему в жертву можно было при- нести другие убеждения, существующие в сообществе. В целом терпимость была установлена как в Англии, так и в Америке не столько в качестве идеального принципа, сколько по необходимости – когда было разрушено монолитное единство общества. Оказалось, что в обществе будет больше мира, если не пытаться навязывать ему сверху религиозное единство. Эпоха Просвещения ХVIII века, которую часто наделяют духом толерантности, породила очень опасный якобинский фа- натизм рационалистического типа. Единственным видным пред- ставителем толерантности в ту эпоху был Вольтер (1694–1778). Взгляды Вольтера сформировались под влиянием событий анг- лийской истории ХVII века, где в условиях религиозного плюра- лизма и терпимости был достигнут гражданский мир. Важная просвещенческая идея толерантности, первоначаль- но развитая Джоном Локком (1632–1704), стремящимся найти концептуальные основания для установления мира в раздирае- Глава 2.Толерантность и культура... в исторической ретроспективе 35 мой религиозными конфликтами Европе, в течение ХIХ–ХХ ве- ков получает все более и более широкое применение. Идея то- лерантности присутствует в обсуждениях расовых, этнических, сексуальных проблем, культурных и социальных отличий. Своеобразие нарождающейся американской цивилизации в период Нового времени заключается в том, что, получив от Британии базу культурного развития, Америка испытала мощ- ное воздействие местных обстоятельств: внушительное число трактатов на библейские темы имело несомненное продолже- ние в книгах об индейцах, о ведении боевых действий, кораб- лекрушениях. Центром терпимости к различным верованиям и культурам была в ХVII–ХVIII веках Филадельфия. Благодаря просветителям Коттону Мезеру и Джонатану Эдвардсу Аме- рика утвердила себя в авангарде великого века Просвещения. К. Мезер способствовал установлению нормальных и регуляр- ных отношений с индейскими племенами, т. е. учил американцев терпимости к местному населению. И даже начав одновремен- но с Европой «охоту на ведьм», Америка не знала чудовищно- го всплеска фанатизма, переключив обсуждение безграничного спектра вопросов от теологических до сугубо практических на всех прихожан. Судьи Новой Англии быстро остановили поток приговоров и обвинений, найдя в себе смелость оправдать абсо- лютное большинство заподозренных, тем самым заложив осно- вы толерантности. Век Просвещения поднял окраину мира до уровня передовых идей самых развитых стран Европы. Важной вехой в истории США является движение аболиционистов, ко- торое завершилось Гражданской войной 1860-х годов и отменой рабства. США превращаются в большое демократическое госу- дарство, в умах американцев формируется новый культурный и политический миропорядок. Теология ушла в историческое прошлое, а лютеране, кальвинисты, пуритане, англиканцы –все «освободили» мысль для веры в прогресс общества, в равенство людей и терпимое отношение друг к другу. Взаимные контакты стран, народов, цивилизаций, сущест- венным условием которых является толерантность, обогащают каждую культуру, содействуют прогрессу человечества. Обращение к истории Японии ХVI–ХVII веков обнаруживает там интересный феномен –«христианский век», охватывающий период с 1542 по 1638 год. Это время первых контактов европей- 36 Культура межнационального общения цев с японцами может служить прекрасной иллюстрацией про- цесса соприкосновения и взаимодействия до тех пор независимо развивавшихся народов. Швейцарский писатель Нерман Хессе по вопросу взаимодействия и терпимого отношения между народа- ми отмечал: «Будь ты и впрямь европейцем, а я китайцем, гово- ри мы на разных языках, мы и тогда, при наличии доброй воли, могли бы очень многое поведать друг другу и сверх того, очень многое угадав, и почувствовать» (Скворцова Е.Л., 1985. с. 118). Другой пример –Индия, страна высокой этнической и язы- ковой пестроты. В колониальный период (с середины ХVIII века начался процесс закабаления Индии Великобританией) англий- ский язык явился интегрирующим фактором и в известной мере объединил индийцев. Несмотря на то, что английский был язы- ком колонизаторов, один из лидеров Индийского национального конгресса и первый премьер-министр независимой Индии Джа- вахарлал Неру писал по-английски и, более того, воспевал анг- лийский язык. Впрочем, на английском языке говорила почти вся национальная элита Индии. Через Калькутту (в колониальный период столица британской Индии) в Индию проникали не толь- ко жесткие колониальные порядки, но и европейская культура. Индийская интеллигенция жадно знакомилась с передовой запад- ной литературой, осваивала английский язык и через английскую литературу учила народ бороться с неравенством. Османская империя в начале ХVIII века в условиях внутрен- него кризиса стала проявлять готовность к контактам с европей- скими странами. До ХVIII века эти отношения имели форму во- енной конфронтации, что препятствовало установлению мирных связей с Европой. Взаимоотношения османской Турции с Фран- цией в начале ХVIII века (первое османское посольство во Фран- цию датируется 1720 г.) считаются «первым окном, открывшимся на Запад» (Вартаньян Э.Г., 2007. с. 191). И этот период обозначен в истории как начало европеизации или вестернизации империи. Интересен тот факт, что при всех попытках проявления толеран- тности по отношению к великим державам Запада и европей- цам, посещавшим территорию Турции в период Нового времени, Порта (название османского правительства) была нетерпима к покоренным народам империи. Жесткость по отношению к не- турецким народам, нежелание османского правительства идти на компромисс с ними, вызывали рост национально-освободитель- Глава 2.Толерантность и культура... в исторической ретроспективе 37 ных движений, войн и привели к возникновению в международ- ных отношениях так называемого Восточного вопроса (проблема возникла в период, когда османское правительство начало утра- чивать самостоятельность в решении внутригосударственных проблем и конфликтов). Во взаимоотношениях с покоренными народами, таким образом, в Османской империи «культура» вой- ны побеждает культуру мира, в силу чего это огромное государс- тво начало распадаться (окончательный распад в 1918 г., к концу Первой мировой войны). Индонезия, многонациональная и многоконфессиональная страна, в постколониальный период выбрала своим девизом «Единство в многообразии», провозглашая таким образом веро- терпимость и толерантность в отношениях между народами этого огромного архипелага. Реальность сегодняшнего времени такова, что миграция стано- вится одним из символов и одновременно пружиной глобального развития. Миграцию надо воспринимать как неизбежный элемент развития настоящего и будущего, а потому – научиться ею управлять и воспринимать адекватно, относиться к проблеме с позиций толе- рантности. И это требование времени адресовано не только прави- тельствам, но и простым людям, которые, живя бок о бок с предста- вителями других рас, народов, должны не делить людей на «своих» и «чужих», а взаимно обогащать друг друга достижениями культуры и историческим опытом. Этническая толерантность отражает уро- вень культуры и зрелости межнационального общения. На рубеже тысячелетий человечество оказалось перед необ- ходимостью решения самой крупной исторической задачи – пе- рехода от индустриального типа цивилизации к принципиально иному – постиндустриальному, гуманно-ориентированному типу цивилизации. Такая необходимость диктуется, наряду с другими, таким глобальным явлением, как усиление культурно-цивилиза- ционного и этноконфессионального многообразия мира (быст- рый рост населения планеты, количества государств, масштабов полиэтничности мира, числа верующих, миграционных потоков и т. д.). А это выводит проблему взаимоотношений людей, народов и цивилизаций на новый уровень сложности, требует усиления и увеличения культурного слоя толерантности, ее превращения в доминанту нового века, общую тенденцию мирового историчес- кого процесса.
|