Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
А) Сатана
Его можно расценивать как один из сильнейших внешних факторов, которые вызывают уменьшение веры. Сатана – заклятый враг верующих, который неустанно подстерегает их. Его единственной заботой, его единственной целью является пошатнуть веру в сердцах правоверных, ослабить и подпортить ее. И если человек следует за наущениями сатаны, подчиняется его воле и не ищет у Аллаха защиты от него, то его вера непременно ослабевает и уменьшается. Более того, мусульманин может и вовсе лишиться своей веры, в зависимости от степени его повиновения наущениям и нашептываниям сатаны. Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Не следуйте по стопам дьявола. А если кто следует по стопам дьявола, то ведь он призывает к мерзости и предосудительному» (ан-Нур, 21); «Воистину, дьявол является вашим врагом, так относитесь же к нему как к врагу. Он зовет свою партию к тому, чтобы они стали обитателями Пламени» (Фатыр, 6); «Воистину, дьявол – явный враг человеку» (Йусуф, 5); «Дьявол одолел их и заставил их забыть о поминании Аллаха. Они являются партией дьявола. Воистину, партия дьявола – это потерпевшие убыток» (аль-Муджадила, 19). Ибн аль-Джаузи писал: «Благоразумный человек обязан остерегаться этого врага, который не скрывает своей вражды со времен Адама, e, который посвятил всю свою жизнь и себя самого разрушению судеб сынов Адама. Недаром же Аллах велел остерегаться его». Затем имам процитировал несколько священных текстов на эту тему, а потом сказал: «Подобных аятов в Коране много».[120] Абу Мухаммад аль-Макдиси в предисловии к своей книге «Замм аль-Васвас» сказал: «Пречистый Аллах сделал сатану врагом для человека, и тот подстерегает его на прямом пути и подходит к нему со всех сторон. Всевышний Аллах поведал о том, что Иблис сказал: «За то, что Ты совратил меня, я непременно засяду против них на Твоем прямом пути. А затем я буду подходить к ним спереди и сзади, справа и слева, и Ты не найдешь большинство из них благодарными» (аль-А’раф, 16-17). Великий и Могучий Аллах предостерег нас от следования его путем и велел нам враждовать с ним и противиться ему: «Воистину, дьявол является вашим врагом, так относитесь же к нему как к врагу» (Фатыр, 6); «О сыны Адама! Не позволяйте дьяволу совратить вас, подобно тому, как он вывел из Рая ваших родителей» (аль-А’раф, 27). Господь поведал о том, как сатана поступил с нашими прародителями, для того, чтобы предостеречь нас от повиновения ему и лишить оправдания тех, кто последует за ним. А наряду с этим Аллах приказал нам следовать прямым путем…».[121] Таким образом, сатана – враг человека, единственной целью которого является разложение его воззрений и разрушение его веры. И если человек не оберегает себя от него посредством поминания Аллаха, если он не прибегает к покровительству Аллаха и не ищет у Него защиты, то он становится беззащитен перед сатаной, который подстрекает его к совершению запретных поступков и наущает его совершать мерзкие грехи. И если он подчиняется ему, то обязательно теряет свою религию и губит свою веру. Ибн аль-Каййим, да смилостивится над ним Аллах, писал: «Остерегайся того, чтобы сатана поселился в твоих мыслях и желаниях, потому что он может испортить их так, что восстановить их после этого будет очень трудно. Он будет подбрасывать тебе всевозможные наущения и вредные мысли, удерживать тебя от размышлений о том, что принесет тебе пользу. А ведь ты сам помог ему добиться этого, когда позволил ему овладеть твоим сердцем и твоими помыслами».[122] В другой книге имам, да смилостивится над ним Аллах, привел удивительное сравнение, которое идеально подходит сатане. Он сказал: «И если ты хочешь услышать подходящее сравнение, то его можно сравнить с голодной собакой, которую отделяет от тебя кусок мяса или хлеба. Если ты не сопротивляешься ей, то она смотрит на тебя и наблюдает за тобой, даже если она ближе тебя к еде. Но если ты попытаешься прикрикнуть на нее, чтобы отогнать в сторону, она не послушается и будет кружить вокруг тебя, чтобы схватить то, что лежит между вами».[123] Этой притчей имам хотел разъяснить ту опасность, которую сатана представляет для человека, если тот не ищет у Аллаха защиты от него и его зла посредством полезных молитв и благодатных слов поминания. Поистине, сатана не расстается с теми, кто отворачивается от поминания Аллаха, и продолжает наущать их до тех пор, пока не лишит их веры. По этому поводу Всевышний сказал: «К тем, кто отвращается от поминания Милостивого, Мы приставим дьявола, и он станет его товарищем. Они не будут пускать их на путь Аллаха, а те будут считать, что они следуют прямым путем. Когда же неверующий явится к Нам, он скажет дьяволу: «Лучше бы между мной и тобой было расстояние от запада до востока! Какой же ты плохой товарищ!» (аз-Зухруф, 36-38).
|