1.Серия «Стандарты второго поколения». Примерные программы основного общего образования. Физика. Естествознание. – М.: Просвещение, 2009.
4. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика 10 класс
9. Гольдфарб Н.И. Физика. Задачник. 9 – 11 классы: Пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007.
1. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика 10 класс, Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2011.
2.ЕГЭ: 2013: Физика / В.А. Грибов. – М.: АСТ: Астрель,
7. Гольдфарб Н.И. Физика. Задачник. 9-11 классы: Пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007.
9. А.П.Рымкевич. Физика. Задачник 10-11 классы: Пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2012.
ПО УЧЕБНИКУ Г.Я. МЯКИШЕВА Б.Б. БУХОВЦЕВА Н.Н. СОТСКОГО «ФИЗИКА. 10 КЛАСС».
(Всего 68часов. 2 часа в неделю).
Содержание.
| Планируемый результат.
|
№ урока
| Изучаемый раздел учебного материала
| Количество
часов
| Календарные сроки/ фактические сроки
| Знания
| Умения
| Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.
| Контрольно-измерительные материалы.
|
Введение (1 час).
|
1/1
| Физика и познание мира
|
| 1 неделя
| Знать, для чего людям необходимо понять окружающий мир.
| Уметь раскрыть цепочки: научный эксперимент- физическая гипотеза- модель – физическая теория.
| Логическое мышление, монологическая речь
|
|
Кинематика (7часов).
|
2/1
| Основные понятия кинематики
|
| 1 неделя
| Смысл понятий: траектория, путь, перемещение, материальная точка
| Вычислять путь и перемещение. Уметь найти качественные различия этих величин
| Вычислительные навыки..Уметь провести сравнительный анализ.
|
|
3/2
| Скорость. Равномерное прямолинейное движение.
|
| 2 неделя
| Определение скорости, формул для нахождения проекции и модуля вектора скорости
| Чтение графиков равномерного движения.
| Решение аналитических и графических задач.
| Тест ТС-1, стр. 4
|
4/3
| Относительность механического движения. Принцип относительности в механике.
|
| 2 неделя
| Относительность траектории, пути, перемещения, скорости
| Использовать классический закон сложения скоростей.
| Уметь провести сравнительный анализ.
|
|
5/4
| Аналитическое описание равноускоренного прямолинейного движения.
|
| 3 неделя
| Физический смысл ускорения, единицу ускорения, формулы равноускоренного движения
| Чтение графиков равноускоренного движения, решение аналитических задач.
| Вычислительные навыки. Умение провести сравнительный анализ.
| Тест ТС-2, стр. 5
|
6/5
| Свободное падение тел – частный случай равноускоренного прямолинейного движения.
|
| 3неделя
| Суть понятия «свободное падение», Закономерности свободного падения.
| Применять уравнения свободного падения при решении задач.
| Вычислительные навыки, Умение сравнивать, анализировать.
| Тест ТС-3 стр. 7
|
7/6
| Равномерное движение точки по окружности.
|
| 4неделя
| Основные характеристики равномерного движения по окружности. Уравнения движения.
| Уметь применять формулы при решении задач.
| Вычислительные навыки.
| Тест ТС-4, стр. 8
|
8/7
| Контрольная работа №1 по теме «Кинематика»
|
| 4 неделя
| Знать содержание изученного раздела.
| Решение качественных, аналитических и графических задач.
| Владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Предвидеть возможные результаты своих действий.
| КР-1, 2.3, стр. 89-97
|
Динамика и силы в природе - (8 часов).
|
9/1
| Анализ контрольной работы. Масса и сила. Законы Ньютона, их экспериментальное подтверждение.
|
| 5 неделя
| Знать физический смысл массы и силы., формулировку и формулы законов Ньютона
| Применение знаний для решения качественных и расчётных задач.
| Умение сравнивать, анализировать.
|
|
10/2
| Решение задач на законы Ньютона.
|
| 5 неделя
| Знать порядок рассуждений при решении задач. Формулы законов.
| Составление алгоритма решения.
| Применение алгоритма к разным задачам. Умение сравнивать, анализировать.
| Тест ТС-5, стр.10
|
11/3
| Силы в механике. Гравитационные силы.
|
| 6 неделя
| Виды сил в природе., их физический смысл.
| Уметь рассказать о силе по обобщённому плану:
| Монологическая речь.
|
|
12/4
| Сила тяжести и вес.
|
| 6 неделя
| Физический смысл этих сил. Формулы.
| Уметь рассказать о силе по обобщённому плану:
| Решение экспериментальных, качественных и расчётных задач.
|
|
13/5
| Силы упругости – силы электромагнитной природы.
|
| 7 неделя
| Физический смысл этих сил. Формулы.
| Уметь рассказать о силе по обобщённому плану:
| Решение экспериментальных, качественных и расчётных задач.
|
|
14/6
| Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести»
|
| 7 неделя
| Описание хода выполнения работы.
| Выполнить работу
| Умение анализировать, делать вывод.
|
|
15/7
| Силы трения.
|
| 8 неделя
| Физический смысл, причина возникновения.
| Уметь рассказать о видах силы трения.
| Монологическая речь.
| Тест ТС-6, стр. 11.
|
16/8
| Контрольная работа №2 по теме «Динамика. Силы в природе».
|
| 8 неделя
| Знать содержание изученного раздела.
| Решение качественных и расчётных задач.
| Владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Предвидеть возможные результаты своих действий.
| КР-4, стр.101
|
Законы сохранения в механике. (7 часов)
|
17/1
| Анализ контрольной работы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение
|
| 9 неделя
| Суть понятия импульса, замкнутых систем. Закон сохранения импульса. Принцип устройства и работы реактивного двигателя.
| Уметь построить вектор изменения импульса, составить формулу закона сохранения импульса при решении задач. Оценивать скорость взаимодействующих тел при реактивном движении.
| Умение анализировать, вычислительные навыки.
|
|
18/2
| Решение задач на применение закона сохранения импульса.
|
| 9 неделя
| Знать порядок рассуждений при решении задач. Формулу закона сохранения импульса.
|
|
| Тест ТС-8, стр.14
|
19/3
| Работа силы (механическая работа).
|
| 10 неделя
| Физическую сущность работы, формулы.
| Решение задач на вычисление работы разных сил.
| Применение алгоритма при решении задач.
|
|
20/4
| Теоремы об изменении кинетической и потенциальной энергии
|
| 10 неделя
| Связь работы и изменения механической энергии.
| Применение формул для различных видов задач.
| Умение анализировать, делать выводы.
|
|
21/5
| Закон сохранения энергии в механике.
|
| 11 неделя
| Формулировка закона для консервативных и разомкнутых систем тел.
| Составление алгоритма при решении задач.
| Применение алгоритма при решении задач.
| Тест ТС-11, стр.18
|
22/6
| Лабораторная работа №2 «Экспериментальное изучение закона сохранения механической энергии».
|
| 11 неделя
| Порядок выполнения работы.
| Уметь объяснять результаты наблюдений и экспериментов.
| Наблюдать, анализировать, вычислительные навыки.
|
|
23/7
| Контрольная работа №3 по теме «Законы сохранения в механике».
|
|
12 неделя
| Знать содержание главы.
|
| Владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Предвидеть возможные результаты своих действий.
| КР-6, 7, стр.109, 113
|
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА. (22 ЧАСА)
|
Основы МКТ (9 часов)
|
24/1
| Анализ контрольной работы. Основные положения МКТ и их опытное обоснование.
|
| 12неделя
| Знать основные положения молекулярно – кинетической теории.
| Уметь объяснять физические явления на основе МКТ.
| Логическое мышление, монологическая и диалогическая речь.
|
|
25/2
| Решение задач на характеристики молекул и их систем.
|
| 13 неделя
| Характеристики: молекулярная и молярная масса, количество вещества, масса атома, число атомов в веществе, число Авогадро.
| Применение формул для решения задач.
| Вычислительные навыки.
|
|
26/3
| Идеальный газ. Основное уравнение МКТ идеального газа.
|
| 13 неделя
| Формулы основного уравнения МКТ.
| Уметь составить уравнения с применением формул основного уравнения МКТ.
| Математические преобразования формул.
|
|
27/4
| Температура.
|
| 14 неделя
| Физический смысл абсолютной температуры и абсолютного нуля. Связь температуры по шкале Цельсия с абсолютной температурой.
| Уметь пользоваться различными шкалами для измерения температуры.
| Вычислительные навыки.
| Тест ТС-16, стр.26
|
28/5
| Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева-Клапейрона).
|
| 14 неделя
| Разновидности уравнений для постоянной массы газа и изменяющейся массы.
| Применение уравнений при решении задач.
| Умение анализировать, работать в малых группах.
|
|
29/6
| Газовые законы.
|
| 15 неделя
| Изотермический, изобарный и изохорный процессы. Формулы газовых законов и графики процессов.
| Чтение графиков, изображение их в других координатных плоскостях. Применение формул законов для решения задач.
| Умение анализировать, вычислительные навыки.
|
|
30/7
| Решение задач на уравнение Менделеева-Клапейрона и газовые законы.
|
| 15 неделя
|
| Чтение графиков, изображение их в других координатных плоскостях. Применение формул законов для решения задач.
| Овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач.
| Тест ТС-17, стр. 27
|
31/8
| Лабораторная работа №3 «Опытная проверка закона Гей Люссака»
|
| 16 неделя
| Порядок выполнения работы.
| Проанализировать результаты работы и сделать вывод.
| Умение работать в малых группах. Использование методов познания: наблюдение, измерение, эксперимент.
|
|
32/9
| Контрольная работа №4 по теме «Основы МКТ идеального газа».
|
| 16 неделя
|
|
| Владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Предвидеть возможные результаты своих действий.
| КР-8, стр.117
|
Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела (5часов)
|
33/1
| Анализ контрольной работы. Реальный газ. Воздух. Пар.
|
| 17 неделя
| Объяснение процесса перехода жидкость – пар с точки зрения М К Т. Физическую сущность влажности воздуха.
| Решение задач на вычисление влажности воздуха.
| Работа с учебником и дополнительной литературой.
|
|
34/2
| Твёрдое состояние вещества.
|
| 17 неделя
| Строение и свойства кристаллических и аморфных тел. Механические свойства твёрдых тел. Закон Гука.
| Демонстрация и объяснение опытов с мыльными плёнками.
| Самостоятельность, работа с дополнительной литературой.
| Тест ТС-20, стр.32
|
35/3
36/4
| Решение задач по теме «Жидкости и твёрдые тела».
|
| 18 неделя
| Строение и свойства кристаллических и аморфных тел. Механические свойства твёрдых тел. Закон Гука.
| Провести сравнительный анализ свойств двух разновидностей твёрдых тел. Решать задачи с применением закона Гука.
| Умение логически мыслить, сравнивать, делать выводы. Вычислительные
навыки.
|
|
37/5
| Контрольная работа №5 по теме «Жидкие и твердые тела».
|
| 19 неделя
| Знать содержание главы.
|
| Владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Предвидеть возможные результаты своих действий.
| Тесты ТС-21, ТС-22, ТС-23, стр.33-37
|
Термодинамика (8 часов)
|
38/1
| Анализ контрольной работы. Термодинамика как фундаментальная физическая теория.
|
| 19 неделя
| Взаимосвязь термодинамических параметров давление, объём температура. Внутренняя энергия.
| Вычисление внутренней энергии газов, имеющих разное число степеней свободы.
| Математические преобразования формул для нахождения термодинамических параметров.
|
|
39/2
| Работа в термодинамике.
|
| 20 неделя
| Физическая и геометрическая сущность работы в термодинамике.
| Применение формул для определения работы в различных изопроцессах.
| Приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов.
|
|
40/3
| Решение задач на расчет работы термодинамической системы.
|
| 20 неделя
| Знать основные формулы для вычисления работы в термодинамике.
| Применение формул для определения работы в различных изопроцессах.
| Групповая и индивидуальная работа.
|
|
41/4
| Теплопередача. Количество теплоты.
|
| 21 неделя
| Виды теплопередачи. Формулы для расчета количества теплоты при фазовых переходах и для газов при разных изопроцессах.
| Уметь применять формулы в нестандартных ситуациях.
| Овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач.
|
|
42/5
| Первый закон (начало) термодинамики.
|
| 21 неделя
| Формула закона для случая совершения работы самим газом и внешних сил над газом.
| Применение формул для решения задач.
| Вычислительные навыки.
|
|
43/6
| Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики.
|
| 22 неделя
| Сущность второго закона термодинамики.
|
| Приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения предложенных фактов.
| Тест ТС-18, стр.29
|
44/7
| Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
|
| 22 неделя
| Принцип устройства и работы любого теплового двигателя. КПД теплового двигателя. Формула Карно. Проблемы экологии и способы их решения.
| Рассказ о работе различных тепловых машин Вычисление КПД тепловых машин.
| Применить знания для объяснения принципов работы тепловых машин. Использовать приобретённые знания для рационального природопользования и защиты окружающей среды.
|
|
45/8
| Контрольная работа №6 по теме «Термодинамика»
|
| 23 неделя
| Основные положения и формулы изученной главы.
|
| Владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Предвидеть возможные результаты своих действий.
| Тест ТС-19, стр30. КР-9, стр.121
|
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА 21 ЧАС.
|
Электростатика (8 часов)
|
46/1
| Анализ контрольной работы. Ведение в электродинамику. Электростатика. Электродинамика как фундаментальная физическая теория.
|
| 23 неделя
| Электризация тел. Взаимодействие электрических зарядов. Закон сохранения электрического заряда.
| Объяснение электризации на основе строения атома.
| Владение монологической и диалогической речью.
|
|
47/2
| Закон Кулона
|
| 24 неделя
| Закон взаимодействия точечных электрических зарядов и границы его применимости.
| Математические преобразования формулы закона Кулона для вычисления величин, входящих в формулу.
| Вычислительные навыки.
|
|
48/3
| Электрическое поле. Напряженность. Идея близкодействия.
|
| 24 неделя
| Силовая характеристика электрического поля – напряжённость. Её формулы, единицы измерения.
| Строить вектор напряжённости результирующего поля и вычислять его.
| Умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
| Тест ТС-25, стр40
|
49/4
| Решение задач на расчет напряженности электрического поля и принцип суперпозиции.
|
| 25 неделя
| Знать порядок рассуждений при решении задач.
| Уметь построить векторы напряжённости.
| Индивидуальная работа и работа в малых группах. Вычислительные навыки.
|
|
50/5
| Проводники и диэлектрики в электрическом поле.
|
| 25 неделя
| Электростатическая индукция и поляризация диэлектриков. Относительная диэлектрическая проницаемость
| Построить рассказ об изучаемом явлении.
| Монологическая речь.
| Тест ТС-26, стр.42
|
51/6
| Энергетические характеристики электростатического поля.
|
| 26 неделя
| Потенциал и разность потенциалов. Работа по перемещению точечного заряда в электрическом поле.
| Заполнение сравнительной таблицы характеристик гравитационного и электростатического полей.
| Умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
|
|
52/7
| Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора.
|
| 26 неделя
| Электроёмкость. Единицы электроёмкости. Конденсаторы. Формулы ёмкости плоского конденсатора и энергии электрического поля конденсатора.
| Применение формул для решения задач.
| Вычислительные навыки. Применить знания для объяснения принципа работы конденсатора.
|
|
53/8
| Контрольная работа №7 по теме «Электростатика».
|
|
26 неделя
| Знание материала изученной главы.
| Уметь найти рациональный способ решения задач.
| Владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Предвидеть возможные результаты своих действий.
| Тесты ТС-27, ТС-28, Тс-29, стр.44 – 49.ы
|
Постоянный электрический ток (7 часов)
|
54/1
| Анализ контрольной работы. Стационарное электрическое поле
|
| 27 неделя
| Электрический ток и условия его существования. Источник тока. Закон Ома для участка цепи.
| Объяснение физической сущности возникновения и существования электрического тока.
| Монологическая речь.
|
|
55/2
| Схемы электрических цепей. Решение задач на закон Ома для участка цепи.
|
| 28 неделя
| Законы последовательного и параллельного соединения проводников.
| Решение задач с применением этих законов.
| Работа в малых группах.
|
|
56/3
| Решение задач на расчет электрических цепей.
|
| 28 неделя
| Формулы закона Ома и соединения проводников.
| Чертить схемы электрических цепей, применять формулы для расчёта эл. цепей.
| Овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач.
|
|
57/4
| Лабораторная работа №4 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников».
|
| 29 неделя
| Порядок выполнения работы.
| Сборка электрической цепи, снятие показаний приборов и обработка результатов измерений.
| Умение сравнивать, анализировать, делать выводы. Соблюдение правил техники безопасности.
|
|
58/5
| Работа и мощность постоянного тока
|
| 29 неделя
| Формулы работы и мощности электрического тока.
| Решение задач с применением этих формул.
| Математические навыки.
|
|
59/6
| Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи
|
| 30 неделя
| Вывод формулы закона Ома для полной цепи. ЭДС источника тока и способ её измерения. Ток короткого замыкания.
| Решение задач на расчёт электрических цепей, содержащих источник ЭДС.
| Умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
|
|
60/7
| Лабораторная работа №5 «Определение «эдс и внутреннего сопротивления источника тока».
|
|
30 неделя
| Порядок выполнения работы.
| Сборка электрической цепи, снятие показаний приборов и обработка результатов измерений
| Соблюдение правил техники безопасности. Использование методов познания: наблюдение, измерение, эксперимент.
|
|
Электрический ток в различных средах (6 часов)
|
61/1
| Вводное занятие по теме «Электрический ток в различных средах»
|
| 31 неделя
| Знать виды проводящих сред.
| Составить рассказ по обобщённому плану о закономерностях протекания тока в среде.
| Монологическая речь. Умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
|
|
62/2
| Электрический ток в металлах
|
| 31 неделя
| Природа электрического тока в металлах. Зависимость сопротивления металлов от температуры. Сверхпроводимость.
| Объяснять результаты наблюдений и экспериментов. Строить графики зависимости физических величин.
| Овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач.
|
|
63/3
| Закономерности протекания электрического тока в полупроводниках
|
| 32 неделя
| Природа электрического тока в полупроводниках. Собственная и примесная проводимость полупроводников. P-n переход.
| Составление рассказа об электрическом токе в полупроводниках. Приводить примеры практического использования полупроводниковых приборов.
| Овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач.
|
|
64/4
| Закономерности протекания тока в вакууме
|
| 32 неделя
| Природа электрического тока в вакууме. Термоэлектронная эмиссия, её применение.
| Составление рассказа об электрическом токе в вакууме.
| Овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач.
|
|
65/5
| Закономерности протекания тока в проводящих жидкостях
|
| 33 неделя
| Природа электрического тока в электролитах. Законы Фарадея. Электролиз и его применение.
| Решение задач с применением формулы закона Фарадея.
| Овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач. Вычислительные навыки.
|
|
66/6
| Контрольная работа №8 по теме «Электрический ток в различных средах».
|
| 33 неделя
| Знать и понимать смысл изученных физических понятий, законов.
| Уметь применять полученные знания для решения физических задач.
| Владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Предвидеть возможные результаты своих действий.
| Тесты Т-23, Т-24, Т-26.
|
Повторение (резерв) (2 часа)
|
67/1, 68/2
|
|
| 34 неделя
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | |
Литература для 10 класса.
1. Учебник «Физика 10», классический курс. Авторы: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. М.: Просвещение, 2008.
2. Физика. Задачник, 10-11 кл. Автор Рымкевич А.П. – М.: Дрофа, 2009.