![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Программа дисциплиныСтр 1 из 2Следующая ⇒
I. Название дисциплины «Биоэтика»; П. Шифр дисциплины / практики (присваивается Управлением академической политики и организации учебного процесса); III. Цели и задачи дисциплины / практики: А. Цели дисциплины: - сформировать у студентов профессиональные компетенции в области постановки и решения биоэтических проблем, включая знание основных разделов биоэтики, необходимых для решения научно-исследовательских и практических задач в области фундаментальной и прикладной биологии - развить у студентов навыки анализа проблем биомедицинской практики и биологических исследований, которые связаны с широкой философской, моральной и социально-правовой рефлексией. Задачи дисциплины: - сформировать представления о философско-научных, мировоззренческих и конкретно-научных основаниях биоэтики, истории ее становления и трактовке в различных социокультурных условиях; - сформировать навыки постановки и решения биоэтических проблем в соответствии с современными нормативными документами разного статуса; - сформировать рациональное отношение к моральному выбору. - развить способности критического восприятия и оценки различных источников информации, приемами ведения дискуссии, полемики, диалога в решении дискуссионных биоэтических проблем.
IV. Место дисциплины: А. Информация об образовательном стандарте и учебном плане: — тип образовательного стандарта и вид учебного плана: интегрированный магистр МГУ, учебный план бакалавриата; — направление подготовки Биология Б. Информация о месте дисциплины / практики в образовательном стандарте и учебном плане: — базовая часть, — блок дисциплин - общекультурная подготовка; — тип - обязательный; — курс - 2 курс; — семестр – 3 семестр; В. Перечень дисциплин, которые должны быть освоены для начала освоения данной дисциплины / прохождения данной практики; Г. Общая трудоемкость - 144 часа, 4 з.е.; Д. Форма промежуточная аттестации - зачет; V. Формы проведения: А. Для дисциплин: — форма занятий с указанием суммарной трудоемкости по каждой форме: лекции – 36 часов; самостоятельная работа - 108 часов; — формы текущего контроля (коллоквиумы, контрольные, письменные работы, рефераты, кейсы и др.); VI. Распределение трудоемкости по разделам и темам, а также формам проведения занятий с указанием форм текущего контроля и промежуточной аттестации:
VII. Содержание дисциплины: Тема 1. Предмет биоэтики. Проблема определения и история становление предметной области биоэтики. Специфика формирования биоэтики как дисциплины: междисциплинарный характер и ориентированность на решение социально-практических задач. Биомедицинские факторы формирования биоэтики. Основные биоэтические центры. Значение биоэтической работы и роль биоэтических комиссий, комитетов в профессиональной деятельности биолога. Тема 2. Мировоззренческие, философские и конкретно-научные основания биоэтики. Биоэтика и основные этические концепции. Этические принципы и формы регуляции деятельности биолога: этика, этикет, право, религия, обычаи и мораль. Биоэтика и религиозное мировоззрение. Антропоцентризм, социоцентризм, биоцентризм как мировоззренческие установки. Биоэтика и специфика предмета биологии. Место биологии в системе наук. Социогуманитарные признаки предмета и метода биологии. Методы научного познания в научно-исследовательской практике: соотношение наблюдения, эксперимента, моделирования. Методология биоэтических исследований: жизнь, ее формы и проблема редукции. Эволюционная этика как натуралистическое основание биоэтики. Тема 3. Биоэтика и современная биомедицинская этика. Факторы, обусловливающие трансформацию традиционной профессиональной медицинской этики в современную биомедицинскую этику. Сущность и междисциплинарный характер современной биомедицинской этики. Принципы, правила и права в биомедицинской этике. Личность, здоровье, болезнь. Особенности этического поведения в системе врач-пациент, исследователь-испытуемый (основные модели). Тема 4. Основные направления биоэтических дискуссий в сфере медицины. Проблема ценности человеческой жизни в свете современных знаний о биологии человека. Медикобиологическое вмешательства в репродукцию человека: статус эмбриона и проведение исследований на эмбрионах, этические проблемы аборта, использования фетальных тканей в научно-исследовательских и медицинских целях, контрацепции и стерилизации, искусственное оплодотворение и «суррогатное материнство», пренатальная диагностика. Смерть и умирание: биологические, медицинские и этико-правовые аспекты. Проблема эвтаназии, биоэтические аспекты паллиативной помощи. Биоэтические проблемы трансплантологии и психиатрии: сохранения физической и психической целостности в современной медицине. Тема 5. Биоэтические проблемы в контексте интенсивного развития биотехнологии. Статус субъекта в связи с применением биотехнологий. Биоэтические принципы и методы генной инженерии. Этико- философские проблемы развития нанотехнологий. Этические статус проектов синтетической биологии, микрочипирования человека и животных. Социальные и этико-правовые проблемы, связанные с применением биотехнологий. Тема 6. Реализация биоэтических принципов в научно-исследовательской деятельности биолога: от теории к практике. Этические аспекты исследований с использованием биологических моделей и лабораторных животных. Законодательство в области работы с лабораторными животными. Дизайн процедур и планирование исследований. Планирование исследования с использованием лабораторных животных. Систематический обзор. Написание плана исследования. Ведение сопроводительной документации. Выбор модели, оценка количество животных в исследовании. Выбор дизайна эксперимента. Методы исключения субъективности при сборе и обработке данных Статистические методы обработки. Тема 7. Биоэтика и вопросы биомедицинских экспериментов на человеке. Нравственные принципы экспериментирования. Типология экспериментов на людях. Участие детей в экспериментах. Тема 8. Правовые и социокультурные вопросы биоэтики. Перспективы развития биоэтики. Неоевгеника и биоэтика. Влияние социальных и культурных факторов на восприятие, формулирование и решение биоэтических проблем. VIII. Перечень компетенций, формируемых в результате освоения дисциплины: владение знаниями фундаментальных разделов современного естествознания, информатики, биоэтики, необходимых для решения научно-исследовательских и практических задач в области фундаментальной и прикладной биологии (ПК-1) IX. Используемые образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии: А. Образовательные технологии: Лекции. Материалы к лекционной части курса, включающие план лекций, формулировки центральных проблем и определений, презентации и т.п., рекомендуется делать доступными для студентов, в том числе, размещая в Интернете.
|