![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Работы и подготовке к практическим занятиям. Изучение данной темы необходимо начать с выяснения исторических форм диалектики: наивной диалектики досократической античной философии
Изучение данной темы необходимо начать с выяснения исторических форм диалектики: наивной диалектики досократической античной философии, основных идей Гераклита и элеатов, диалектики как искусства оперирования противоположностями в диалоге на пути определения общезначимой истины (Сократ, Платон, Аристотель), диалектических идей Плотина и Н. Кузанского, антиномий чистого разума И. Канта. Особое внимание следует уделить философии Г. Гегеля, который первым сознательно выделил и описал всеобщие формы диалектики как учения о развитии. Анализ материалистической интерпретации К. Марксом и Ф. Энгельсом и их последователями диалектики (диалектический материализм) должен завершить исторический экскурс, после чего необходимо дать содержательную характеристику диалектики как учения о развитии материального мира и формах его познания. Прежде всего, необходимо уяснить связь понятий «движение», «изменение», «развитие». Далее следует определить основные принципы диалектики: принцип развития; принцип всеобщей связи и взаимодействия. Изучение связей и взаимодействий – путь познания законов, однако, прежде чем изучать законы диалектики, полезно уяснить, что такое закон вообще. Это позволит выявить природу всеобщности законов диалектики, а также совпадение общей теории развития объективной действительности, теории познания и логики. Рассматривая законы диалектики, важно понять, почему закон единства и борьбы противоположностей является ядром диалектики, законом, выражающим самое важное в ней. Для этого необходимо проанализировать понятия «тождество», «различие», «противоположность», «противоречие», виды и стадии разрешения противоречий. Для уяснения сущности второго закона диалектики – закона перехода количественных изменений в качественные – необходимо дать определение таким понятиям как: «количество», «качество», «мера», «скачок». Третий закон диалектики – закон отрицания отрицания – требует уяснения сути понятий «отрицание», «преемственность», «возврат якобы к старому», «отрицание отрицания», «спиралевидный характер развития». Диалектические законы находят свое отражение в диалектических закономерностях, которые демонстрирует диалектика категорий – всеобщих форм развития любого материального и идеального целого, выраженных в философских понятиях. Поэтому уяснение диалектики единичного, особенного и всеобщего, причины и следствия, необходимости и случайности, содержания и формы, сущности и явления, возможности и действительности, позволяют получить цельное представление о содержании диалектических форм развития и значения их правильного понимания для нестандартного, критического, свободного от догм и авторитетов мышления в любой сфере человеческой жизнедеятельности, в том числе в сфере осуществления таможенного дела. В заключение необходимо различить диалектику, софистику, эклектику и метафизику как разные способы отражения противоречивой сущности бытия и мышления. Контрольные вопросы для самопроверки 1. Что такое развитие и как оно соотносится с понятиями «движение» и «изменение»? 2. В чем состоит отличие диалектической и метафизической концепции развития? 3. Какие этапы развития диалектики вы знаете? 4. Каковы основные принципы диалектики? 5. Что такое закон, и каковы основные законы диалектики? 6. Что такое категория, и какие категории диалектики вы знаете? 7. Что такое субординация категорий и в чем ее смысл? 8. В чем состоит методологическая роль категорий диалектики?
Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники: 1.1 – 1.2; 2.1 – 2.5.
Тема 2.3. Теория познания. Философия и методология науки. Философско-методологические основания научных исследований в области таможенного дела Философия познания (гносеология, эпистемология) как теория всеобщих оснований и закономерностей познавательного процесса. История становления гносеологии как особого раздела системы философского знания. Борьба материализма и идеализма, метафизики и диалектики в истории гносеологии. Проблема познаваемости мира и ее решение в истории философии (оптимизм, агностицизм, скептицизм, релятивизм, солипсизм). Объект и субъект познания. Чувственное и рациональное познание, их основные формы и взаимосвязь. Сенсуализм и рационализм. Тайна априоризма и варианты ее раскрытия в различных философских системах. Теория отражения и ее роль в понимании познания. Роль интуиции в познании. Творчество в процессе познания. Истина как аксиологическая характеристика знания. Объективность и субъективность истины. Соотношение абсолютной и относительной истины. Конкретность истины. Соотношение истины и заблуждения в познании. Критерий истины. Практика как источник, основа, цель познания и критерий истины. Абсолютность и относительность практики как критерия истины. Виды практики. Проблема «внепрактических» критериев истины (рациональная интуиция, иррациональная интуиция, логическая непротиворечивость мысли, принцип «экономии мышления», принцип верификации, фальсификации, когеренции и другие). Соотношение истины, убеждения и веры в познавательной деятельности. Философия и наука. Специфика научного познания. Научное, ненаучное (вненаучное), паранаучное, квазинаучное, лженаучное познание. Структура и логика научного познания. Основания, идеалы и нормы научного познания. Эмпирический и теоретический этапы научного познания, их различие и взаимосвязь. Основные формы научного познания: научный факт, проблема, гипотеза, доказательство, теория и их характеристика. Соотношение теории и метода. Понятие метода научного познания. Классификация методов научного познания. Методы эмпирического и теоретического этапов научного познания. Характеристика философского, общенаучных и специальных методов научного познания и их взаимосвязь. Метод, методика, методология. Проблемы формирования методологической культуры. Общие черты и различие естественнонаучного и социально-гуманитарного научного исследования. Практическое занятие «Теория познания. Философия и (форма обучения: очная, заочная) – дискуссия 1. Гносеология (эпистемология) в системе философского знания. 2. Объект и субъект познания, их диалектика. 3. Чувственное и рациональное познание. Истина: ее формы, основания и критерии. 4. Структура и логика научного познания. Методология научного познания.
|