Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общая характеристика курса и методические рекомендацииСтр 1 из 13Следующая ⇒
Кафедра европейского и международного права
Учебно-методический комплекс Международная и европейская защита прав человека
Направление подготовки 030500 Юриспруденция Квалификация (степень) выпускника Специалист
Нижний Новгород 2011 год
Учебно-методический комплекс подготовлен доцентом кафедры европейского и международного права, к.ю.н. С.Н.Кузнецовой для студентов юридического факультета.
Рецензенты:
Обсуждено и одобрено на заседании кафедры европейского и международного права юридического факультета ННГУ от 2011 года, протокол №
Общая характеристика курса и методические рекомендации Курс «Международная и европейская защита прав человека предполагает изучение студентами норм и принципов, содержащихся в региональных и международных соглашениях нормативного и рекомендательного характера, направленных на защиту прав человека, а также структуры, организации и практики деятельности контрольных механизмов, созданных в соответствии с указанными соглашениями. Потребность в выделении и изучении дисциплины «Международная и европейская защита прав человека» вызвана актуализацией и возросшим вниманием со стороны государств и международных организаций к проблематике прав и свобод индивида, осознанием высшей ценности человеческой личности и необходимости надежного обеспечения прав человека, а также конституционным признанием Россией международно-правовых стандартов в сфере прав и свобод личности. Содержание дисциплины охватывает важнейшие знания о правах человека в историческом и теоретическом аспекте в единстве с практическими проблемами их реализации и гарантирования. Настоящий курс носит междисциплинарный характер, поскольку изучение тем базируется на знаниях по этике, философии, политологии, теории и истории отечественного и зарубежного государства и права, конституционному праву, международному праву и другим дисциплинам. Это обусловлено сложностью и многогранностью понятия «прав человека» и необходимостью их обеспечения на всех уровнях. В процессе изучения прав человека также систематизируются знания по гражданскому, конституционному, трудовому, семейному и уголовному праву. Цель курса заключается в стремлении познакомить студентов с международно-правовыми стандартами в области прав и свобод человека и с механизмами их обеспечения. Из этого вытекают следующие задачи:
Для российских юридических вузов дисциплина «Международная защита прав человека» является достаточно молодой. Взгляд современных российских теоретиков значительно отличается от западно-европейской концепции: первые уделяют большое внимание гуманитарному аспекту прав и свобод, вторые делают особый акцент на международные механизмы защиты. В рамках представленного учебного курса преимущественное внимание уделено рассмотрению механизмов защиты прав человека, имеющих практическое значение для российских граждан. Учитывая специфику источников международного и европейского права в области прав человека, конкретные права и свободы, предусмотренные международными соглашениями, излагаются в соответствии с практикой их толкования и защиты Европейским Судом по правам человека. Специфичность юридического статуса международных и, особенно, европейских источников прав человека в национальных правовых системах обуславливает целесообразность анализа их положения и значения в праве и юридической практике различных государств. Новизна рассматриваемого правового института для российской правовой системы требует его анализа с позиций общей теории права, что также предполагается отразить в содержании курса. Структура курса «Международная защита прав человека» включает в себя Общую и Особенную части (соответственно Общая теория прав человека и Системы международной защиты основных прав). Теоретическая часть предполагает изучение студентами основных понятий, принципов, а также вопросов возникновения прав человека, источников и международных стандартов, проблемы защиты основных свобод. Во второй части курса дается общая характеристика международного контроля, а также изучаются универсальные и региональные механизмы защиты прав человека (структура, организация и практика деятельности контрольных механизмов, созданных в соответствии с региональными и универсальными соглашениями нормативного и рекомендательного характера, направленными на защиту основных прав). Полный объём курса «Международная и европейская защита прав человека» включает лекционные, семинарские занятия и самостоятельную работу в количестве часов, предусмотренном тематическим планом для студентов соответствующего отделения и формы обучения. Планы семинарских занятий отражают перечень вопросов, подлежащих обсуждению. Основной акцент на семинарских занятиях по темам курса делается на детальном, углубленном рассмотрении наиболее важных, узловых норм и принципов международного и европейского права в области прав человека, имеющих большое теоретическое и практические значение. Цели семинарских занятий – освоение студентами положений теории прав человека; использование существующих международных конвенций и практики контролирующих органов по правам человека при решении конкретных практических вопросов; юридически грамотное составление необходимых процессуальных документов; выработка навыков четкого изложения сущности проблем, относящейся к защите прав и свобод человека, в устной форме и т.д., а также проверка знаний студентов по темам курса, исправление ошибочных суждений и выводов. Для грамотного овладения всеми темами учебного курса студентам необходимо работать как с лекционными материалами, так и с предложенной для изучения основной и дополнительной литературой (общий список литературы и источники к отдельным темам). Подготовка к семинарским занятиям включает, кроме этого, обязательный анализ документов, представленных к каждой теме. Таким образом, студентам следует ориентироваться на творческое восприятие изложенного в лекциях материала, выработку собственного мнения. Для этого следует самостоятельно изучать необходимые нормативные источники, судебную практику наднациональных и различных национальных правовых систем, учебную и иную рекомендуемую литературу. При изучении ряда тем желательно обращение к истории развития международных механизмов защиты прав человека, проведение сопоставительного анализа соответствующих региональных систем. Для анализа современного положения в сфере международно-правового регулирования защиты прав человека, в качестве важного источника актуальной информации по темам студентами должны рассматриваться официальные сайты международных организаций. Учитывая отсутствие официальных переводов на русский язык ряда важных документов международного характера (в том числе, решений и постановлений контрольных органов), не владеющие иностранным языком студенты могут использовать неофициальные переводы, представленные на сайтах правозащитных организаций. Список рекомендуемых Интернет-ресурсов прилагается к списку литературы по курсу. Ответ студента должен быть развернутым, подробным, мотивированным, со ссылками на необходимый нормативный материал и теоретические положения. Для этого анализируемые международно-правовые акты должны находиться у студентов на занятиях под руками. При рассмотрении тех или иных проблем студенты должны свободно ориентироваться в тексте рассматриваемых на семинарском занятии нормативных документов по защите прав человека, понимать их содержание. Необходимо четко знать и уметь разъяснить суть отдельных особенно важных предписаний международного и европейского права в области прав человека. Вместе с тем, механическое заучивание материала недопустимо. За каждый пропущенный семинар, либо семинар, к которому студент не подготовился, необходимо отчитаться на консультации. По мере изучения курса в целях проверки знаний студентов по пройденным темам проводятся опросы и контрольные работы. В конце курса студентам предлагается тест по всем пройденным темам. Итоговой формой контроля усвоения студентами материала курса является устный зачет, проводимый в соответствии с действующими требованиями. При итоговой оценке знаний студента учитывается подготовка и участие студента на семинарских занятиях, результаты проверочных работ (в т.ч. итогового теста), полнота и правильность ответа на вопросы зачетного билета. Новизна изучаемого учебного курса обуславливает отсутствие исчерпывающего источника на русском языке. Поэтому при подготовке студентам необходимо использовать одновременно несколько учебных и научных источников, освещающих различные аспекты содержания курса, уделяя особое внимание анализу нормативных и рекомендательных международных и европейских источников. Необходимым элементом освоения материала курса должен стать анализ соответствующих публикаций специальных юридических журналов Государство и право, Правоведение, Российский юридический журнал и других. Исчерпывающими учебными источниками могут служить некоторые исследования и учебные издания иностранных авторов, опубликованные на иностранных языках. Автор желает удачи студентам в изучении такого сложного и многогранного явления как права человека и выражает надежду, что предлагаемые материалы и рекомендации окажутся интересными и полезными.
Тематический план занятий по курсу
|