Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Землю, где живет Церковь, нельзя завоевать, она Богом дается, и тогда она называется библейским словом «наследие»: то, что отец передает сыну, то, что Бог дает своим людям. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
В земле Церковь имеет то, чего навсегда лишен «Каин» – отечество. Опыт Аврама показывает, а Писание нас этому учит, что прежде, чем осваивать землю, нужно устроиться как Церковь.
огатство Аврама, заслуживающее упоминания, началось началось от событий в Египте: в Палестину Аврам вернулся, будучи богат. И поднялся Аврам из Египта, сам, и жена его, и все что [было] его, и Лот с ним – в пустыню. Аврам же был богат весьма скотом, и серебром, и золотом. Быт. 13: 1, 2 Впервые называет Писание понятие «богатый» – кавед dbk, по-еврейски также «тяжелый». Хорошее определение богатства: это тяжесть, которую нужно таскать… Здесь же встречаем первое упоминание металлических ценностей (Аврам мог познакомиться с ними в Египте). Кончился голод, начался дележ... Вместе с Аврамом ходил его племянник Лот, и Лот тоже был богат. И у Лота, который ходил с Аврамом, были овцы и волы и шатры. И не вмещала их земля, чтобы селиться [им] вместе, ибо имение их было многое, и они не могли селиться вместе. Быт. 13: 5, 6 «Хорошо братьям жить (селиться) вместе» (см. Пс.132: 1). Однако земля уже не вмещала такого множества стад, как у Авраама и Лота. «Избыток богатства становится причиной разделения», – говорит св. Иоанн Златоуст. Нужно быть готовым к тому, чтобы делиться и разойтись по земле. И была распря между пастухами скота Аврама и между пастухами скота Лота. Хананеи же и Ферезеи тогда населяли землю [ту]. Быт. 13: 7 «Подлинно, где мое и твое, там все виды вражды», – говорит Златоуст. А враждовать, к тому же, было просто опасно, потому что Аврам и Лот пасли стада в земле, где жили чужие племена. Аврам справедливыми словами мог бы вразумить своего племянника. Смысл его речи мог быть таков: 1. Ты позволил быть дерзости… Как домашние твои осмелились открыть и уста против моих пастухов? Как они не подумали, какое расстояние между нами? 2. Не ты ли сам решился идти со мной? Ты мог остаться в Харране вместе с другими твоими родственниками. 3. Откуда взялось твое богатство? Кто тебя в люди вывел? Не я ли водил тебя всюду с собою? 4. Не я ли тебя спас от голодной смерти? Что я ради тебя в Египте претерпел? 5. Не постыдиться ли тебе хотя и моей старости? – Примерно такими словами пересказывает Златоуст речь любого человека, который потерпел обиду от младшего родственника. Это естественно… Сказал же Аврам Лоту: да не будет распря между мною и тобою, и между пастухами твоими и между пастухами моими, ибо человеки братья мы. Быт. 13: 8 Совсем не так говорит Аврам, как можно было подумать. «Человеки братья» – буквальный перевод с еврейского на греческий и славянский. Допустим перевод «люди родственные», «родственники», однако он не передает настоящего отношения Аврама к Лоту: Лот – «сын брата Аврама» (Быт. 14: 12), но в Церкви Аврам и Лот – братья. Мы Церковь, говорит Аврам, а в Церкви не должно быть раздора, тем более ради имущества. Между Аврамом и Лотом установлены «братские» отношения – как в Церкви, а в Церкви соблюдается иерархия и чин. Взвешенное справедливое решение о разделе Аврам должен поставить так: 1) я старший в Церкви, послушай мое предложение. 2) Поделим землю поровну, каждый возьмет свою часть. 3) Бросим жребий, кому что достанется. Аврам предлагает Лоту: Вот не вся ли земля пред тобою? Отделись от меня: если ты налево, я направо, если же ты направо, я налево. Быт. 13: 9 Поведение Аврама превышает естественные нормы поведения, оно – сверх естества, «Аврам не допустил и дать росток корню зла» (св. Ин. Златоуст). Аврам и Лот стоят на возвышенности в окрестностях Вефиля – недалеко на север от Иерусалима (Быт. 13: 3) – и осматриваются. Лот обозревает землю, что-то он видит, что-то представляет и вспоминает: «вся земля» перед ним». У Лота, конечно, есть варианты поведения: уступить выбор патриарху, либо самому выбрать лучшее, – но можно не сомневаться, что он понял благородство Аврама и проникся его кротостью. – Нет. И подняв Лот очи свои, увидел всю окрестную [3] (страну) Иорданскую, что вся она была напоена – прежде, чем низверг Бог Содом и Гоморру, – как рай Божий и как земля Египетская, – до вхождения в Сигор [4]. Быт. 13: 10 Земля, которую избрал Лот орошалась как «рай Божий» ― ган-Яхве. А как орошался рай? Согласно греческому тексту Быт.2: 6, «источник исходил»; здесь: Иордан и, может быть, отводные каналы; орошение Иорданской долины сопоставляется с орошением Египта. Согласно еврейскому тексту Быт. 2: 6, в раю «пар поднимался»; низовья Иордана лежат примерно на 400 метров ниже уровня моря; воздух мог быть насыщен влагой. И избрал себе Лот всю окрестную (страну) Иорданскую... Быт. 13: 10 Польстился Лот и выбрал... В Книге Бытия дважды упоминается это действие человеческой свободы – выбор [5]. И оба раза последствия были катастрофические: в первый раз для всего человечества, когда сыны Божии брали за себя дочерей человеческих, «ото всех, каких они выбирали» (Быт. 6: 1). Результатом таких выборов был Потоп. Второй раз выбор обернулся катастрофой для семьи Лота, который ко времени истребления Содома оказался в Содоме. И избрал себе Лот всю окрестную (страну) Иорданскую. И отошел Лот от востока [6], и отделились каждый от брата своего. Быт. 13: 10 Итак, Лоту дали, и он взял… Лот взял данное ему право, присвоил дареное, сделал свой выбор. Лот выбрал, как думал, лучшее: самую богатую землю, но… поселился в городе. Авраам же поселился в земле Ханаанской, Лот же поселился в городе окрестных [Иордану мест] и вселился в Содоме. Быт. 13: 12 В патриархальный период Священной Истории жизнь в городе – тревожный знак. Первым градостроителем был Каин. Лот «отошел от востока» и сразу присоединился к грешникам. Жители Содома уже тогда были вот каковы: Человеки же, которые в Содоме, [были] лукавы и грешны пред Богом весьма. Быт. 13: 13 Лот в Содоме будет жить праведно. У жителей Содома была возможность сравнить свои нравы с нравами семьи Лота (чего содомляне не сделали). Участь семьи Лота – частичная гибель, кровосмешение, затем полное вырождение.
ыводы из этого эпизода в жизни Аврама касаются основных положений учения о Церкви. Еще не дан Закон, еще нет «десяти заповедей», составивших основание Закона Моисея, а Аврам, проникший в самую суть жизни Церкви, ведет себя так, – как Христос заповедал с обещанием в одной из «десяти заповедей блаженств»: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5: 5). Церковь Божья Ветхого и Нового завета – едина: Ветхозаветная Церковь в жизни своих праведников отчетливо несет на себе черты будущей Церкви – Нового Завета. Аврам проявил не-естественную кротость, и как только она явилась на деле («после того, как Лот отделился»), Господь сразу дает Авраму обетование, согласно третьей заповеди блаженства. Бог же сказал Авраму, после того, как Лот отделился от него: подними очи твои и виждь от места, где ты ныне еси: к северу и югу, и востоку и морю, ибо всю землю [7], которую ты видишь, тебе дам ее и семени твоему навек. Быт. 13: 14, 15 Слова «Лот отделился» означают, что Лот и его потомки уже не будут иметь участия в наследии Аврама. Со значением сказано также «подними очи твои». Ранее Лот «поднял очи свои» и самовольно выбрал богатую землю, которая станет мертвой.
|