Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общие требования к стилистике письменной работы
Студенческие письменные работы относятся к научным произведениям, и именно поэтому к их стилистике предъявляются особые требования. Основными стилистическими требованиями к письменной работе, изложенной научным стилем, являются: • Формально-логический способ изложения, подчиняющий себе все используемые автором языковые средства. Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство положений, выдвинутых в результате проведенного исследования. • Смысловая законченность, целостность, связность. Важнейшим средством выражения логических связей являются специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на: последовательность развития мысли (сначала, прелсде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и т.д.); противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее); причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же); переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к..., обратимся к.,,, рассмотрим..., остановимся на..., рассмотрев, перейдем к..., необходимо остановиться па..., необходимо рассмотреть...); итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать). В некоторых случаях словосочетания рассмотренных выше типов не только помогают обозначить переходы авторской мысли, но и способствуют улучшению рубрикации текста. • Использование специальной профессиональной терминологии. Научный текст характеризуется тем, что в него включаются только точные, полученные в результате наблюдений, исследований и экспериментов сведения и факты. Это обуславливает и точность их словесного выражения, а следовательно, использование специальнойтерминологии. Благодаря специальным терминам достигается возможность вкраткой и экономичной форме давать развернутые определения и характеристики научных фактов, понятий, процессов, явлений. Следует помнить, что научный термин не просто слово, а выражение сущности данного явления. Следовательно, нужно с большим вниманием выбирать научные термины и определения. • Объективность изложения, подразумевающая наличие в тексте научной работы вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения. Благодаря таким словам тот или иной факт можно представить как вполне достоверный (конечно, разумеется, очевидно), как предполагаемый (видимо, надо полагать), как возможный (возможно, вероятно). Обязательным условием объективности изложения материала является также указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное выражение. В тексте это условие можно реализовать, используя специальные вводные слова и словосочетания (по сообщению, по сведению, по мнению, по • Обезличенность изложения. Стиль письменной научной речи - это безличный монолог. Поэтому изложение обычно ведется от третьего лица, так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения. Установившаяся традиционно форма подачи научного текста предполагает максимальную отстраненность от изложения личности автора с его субъективными предпочтениями, индивидуальными особенностями речи и стиля, эмоциональными оценками, Такой эффект отстраненности, безличного монолога достигается рядом синтаксических и стилистических средств - например, использованием безличных и неопределенно-личных конструкций, конструкций с краткими страдательными причастиями типа " выявлено несколько новых принципов". Кроме того, особенностью современного научного текста является почти полное исключение из употребления личного местоимения - " я". Там, • Смысловая точность - одно из главных условий, обеспечивающих научную и практическую ценность заключенной в тексте научной работы Информации. Действительно, неправильно выбранное слово может существенно исказить смысл написанного, дать возможность двоякого толкования той или иной фразы, придать всему тексту нежелательную тональность.Не допускается в научной, в том числе диплом ной, работе для обозначения новых понятий создавать новые слова от иностранных, использовать просторечные и жаргонные слова цехового обихода, которые употребляютсявместо соответствующих терминов. • Ясность и краткость научной речи. Практика показывает, что особенно много неясностей возникает там, где автор вместо точных количественных значений употребляет слова и словосочетания с • Строгая последовательность изложения (в соответствии с планом и содержанием). • Полная согласованность между собой смежных предложений, особенно располагающихся в разных абзацах, • Соответствие приводимых данных и статистических выкладок реальным событиям ифактам. Это значит, что научныйтекст отличает прагматическое построение- В нем все направлено на решение поставленной во введении цели. Используемые в научном тексте средства выражения, прежде всего, должны отличаться точностью, смысловой ясностью. • Для языково-стилистического оформления дипломной работы очень важно уметь организовывать накопленную информацию в связный текст. Для облегчения работы студентов в этом отношении ниже в форме таблицы приводятся речевые клише, которые в научных работах используются как средства связи между предложениями (см. Приложение 1. Табл. 1).
|