Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Метатеоретические основания науки.
Философия науки (19-20 вв.) – раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию, пытается ответить на вопросы: что такое наука, какова её организация как знания, каковы её формы и методы, что представляет собой динамика научного знания. Актуальность. Во второй половине 20 в. в философии науки начинают активно обсуждать вопрос об основаниях и предпосылках научного познания. Это позволило существенно расширить проблематику структуры научного знания и зафиксировать в ней особый уровень, который стали называть слоем метатеоретических оснований науки.В качестве таких оснований сегодня рассматриваются различные формы ценностных и мировоззренческих структур, выполняющих различные функции в процессе формирования и развития теоретических знаний. Они не только задают научному познанию стратегические ориентации, но и во многом обеспечивают включение его результатов в культуру соответствующей исторической эпохи. Обычно в состав метатеоретических оснований науки включают философские принципы и категории, общенаучные методологические регулятивы, научную картину мира, стиль научного мышления, концепты здравого смысла и др. МОН - фундаментальные идеи, понятия и представления, на относительно устойчивой основе кот.развивается эмпирич.базис конкретных научных дисциплин и объясняющие эмпир.знания, науч.теории. В.С. Степиным: В качестве базовых метатеоретических оснований науки он выделяет три блока знания: ü идеалы и нормы научного исследования: 1) доказательства и обоснования знания; 2) объяснения и описания; 3) построения и организации знания. Здесь зафиксированы принципиальные отличия научного познания от других видов познавательной деятельности и специфические нормативные структуры, отличительные особенности стиля мышления определенного периода в развитии научного знания. ü научную картину мира складывается в результате синтеза знаний, получаемых в разных науках, и содержит в себе общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития научного знания. Научная картина мира обеспечивает целостную картину исследуемой реальности, выполняет функции исследовательской программы, определяющей постановку задач эмпирического и теоретического исследования и выбор средств их решения, направляя таким образом дальнейшее развитие научного познания.; ü философские основания науки — фундаментальные идеи и принципы, обосновывающие идеалы, нормы исследования и онтологические постулаты научной картины мира, а также обеспечивающие включение научного знания в культуру. Эвристическая функция. Философские основания науки не совпадают со всем массивом философского знания в культуре. Их формирование предполагает обращение в каждом конкретном случае к наиболее плодотворным философским идеям и адаптацию их к потребностям решения определенных научных задач. Кунн: Основным понятием является: парадигма - совокупность научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в определенный период времени; одна или несколько фундаментальных теорий, получивших всеобщее признание и в течение какого-то времени направляющих научное исследование.Развитие науки у Куна выглядит следующим образом: нормальная наука, развивающаяся в рамках общепризнанной парадигмы; следовательно, рост числа аномалий, приводящий в конечном итоге к кризису; следовательно, научная революция, означающая смену парадигм. Накопление знания, совершенствование методов и инструментов, расширение сферы практических приложений, т.е. все то, что можно назвать прогрессом, совершается только в период нормальной науки. Однако научная революция приводит к отбрасыванию всего того, что было получено на предыдущем этапе, работа науки начинается как бы заново, на пустом месте. Таким образом, в целом развитие науки получается дискретным: периоды прогресса и накопления знания разделяются революционными провалами, разрывами ткани науки. В схеме Куна на н-у прежде всего влияют социо-псих. факторы, а в схеме Степина – социок-рные. Радикальная перестройка всей с-мы метатеоретических оснований н-и знаменует собой завершение экстенсивного периода ее эволюции, включающего отдельные внутридисиплинарные революции в н-е, и переход в интенсивную фазу развития, именуемую глобальной научной революцией. История развития естествознания насчитывает 4 такие революции, сопровождавшиеся сменой типа научной рац-ности. Первая свершилась в 17 веке, ознаменовав становление классического естествознания. Вторая произошла в конце 18 -- первой половине 19 века и привела к формированию дисциплинарно организованной н-и. В результате этих революций сформировалась и получила свое развитие классическая н-а с характерным для нее стилем мышления. Третья революция, разворачивавшаяся с конца 19 века вплоть до середины 20 века, привела к формированию неклассической н-и. Начиная с последней трети 20 века, происходит четвертая научная революция, влекущая за собой становление постнеклассической н-и с присущими ей отличительными особенностями науч рац-ности, включающей гуманистические ориентиры в определение стратегий науч поиска.
|