Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интонация






ИНТОНАЦИЯ(лат. intonare «громко произносить») в широком смысле –– это изменение основного тона при произнесении той или иной единицы языка — звука, слога, слова, фразы, предложения. Интонация в этом смысле может быть восходящая (акутовая, повышающаяся), восходяще-нисходящая, нисходящая (падающая, понижающаяся, циркумфлексная).

Это совокупность всех суперсегментных средств языка (собственно интонация, ударение и др.): 1) мелодика, т.е. движение тона по фразе, 2) различные типы ударения, 3) паузы, т.е. перерывы различной длительности в звучании, 4) тембр голоса, играющий важную роль, особенно в эмоциональной окраске речи.

Интонация в узком смысле –– это ритмико-мелодическая окраска синтагмы или предложения в целом. Произношение языковой единицы с той или иной интонацией, или интонационное оформление высказывания называется интонирование.

Интонационное членение. Членение звучащего текста на интонационные группы предопределено в первую очередь его семантико-грамматической структурой. Однако на него могут влиять и собственно фонетические факторы. Имеется тенденция разбиения потока речи на интонационные кванты, соотносимые с длительностью дыхательных групп, которые соизмеримы по продолжительности со «средним» предложением. Поэтому предложение часто совпадает с интонационной группой и обрамляется паузами.

Единица интонации — интонема, или интонационная конструкция.

23. Орфоэпические нормы в области гласных звуков

В современном русском литературном языке господствует иканье, т.е. совпадение в первом предударном слоге после мягких согласных всех гласных, кроме /у/, а в звуке [ие]: [п'ú лы] - [п'илá ], [р'ек] - [р'икá ], [н'ос] - [н'исý ]. В XIX в. в литературном языке господствовало эканье, которое до сих пор можно встретить в литературном произношении) - совпадение в той же позиции в звуке [еи] гласных неверхнего подъема: [р'еикá ], [н'еисý ], но [п'илá ].

На месте /а/ после [ш, ж, ц] в первом предударном слоге произносится [аъ]: ш[аъ]гú, ж[аъ]рá, ц[аъ]рú ца.

На месте заударного [ы] в неконечном и закрытом конечном слогах произносится [ъ]: ó п[ъ]ты, вым[ъ]л. В настоящее время в нейтральном стиле стал возможен [ъ] и в предударных слогах, кроме первого предударного: б[ы]товó й и б[ъ]товó й, в[ы]ходú ть и в[ъ]ходú ть. Но преобладает в этой позиции [ы].

В разговорной речи на месте редуцированного [у] 2-й степени встречается произношение [ъ] после твердого согласного и [ие] после мягкого: г[ъ]бернá тор, к[ъ]выркá ться, зá м[ъ]жем, попрó б[ъ]й, комм[ие]никé, имé [ие]щийся. В кодифицированном литературном языке такое произношение встречается лишь в виде оговорок.

Проклитики и энклитики могут не подчиняться нормам редукции гласных. В них возможны безударные [о], [е], безударный [а] после мягких согласных и звуков, воплощающих /j/, безударный прикрытый [а] не в первом предударном слоге;


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал