Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Направления реструктуризации
Реформа предприятий - это изменение принципов их действия, реструктуризация, направленная на улучшение управления, повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции, производительности труда, снижение издержек, а также мера господдержки этих изменений.[60] Создание условий для нормального функционирования предприятий осуществляется в направлении институциональных преобразований и через первичное финансовое оздоровление. Институциональные преобразования направлены, прежде всего, на: 1. ликвидацию существующего с 1992 г. разрыва между финансовым и реальным секторами экономики на основе снижения процентной ставки ниже нормальной рентабельности промышленных предприятий. Для этого необходимо: - снизить доходность государственных ценных бумаг и ставки рефинансирования ЦБ до менее чем 20% годовых, - утвердить процедуру банкротства, обеспечивающую возврат кредитов банкам и потерь за счет имущества должника, - установить тесное взаимодействие государства и банковского сектора - в условиях кризиса в банковской сфере предоставлять коммерческим банкам стабилизационные кредиты, но при условии их направления в реальный сектор, - ужесточить валютный контроль за банками, ограничить вывоз капитала, изменить налогообложение банков для увеличения их вклада в бюджет; 2. регулирование цен естественных монополий. Цены естественных монополистов (ТЭК) обусловливают неконкурентоспособность российских товаров, превышают мировые. Для государственного регулирования цен естественных монополистов необходимо: - прямое государственное установление цен; - введение " коридора" цен; - введение двухставочных тарифов; - увязка уровней цен на продукцию с возможной реструктуризацией долгов предприятий. Создание нормальных условий для функционирования предприятий предполагает также финансовое оздоровление предприятий. Для первичного финансового оздоровления предприятий нужна реструктуризация их задолженности, включающая: 1.аннулирование штрафов по перечислениям в бюджет, 2.реструктуризацию прямого долга - через перевод на спецсчета и - поставки продукции в счет его задолженности бюджету. 3. выдачу кредита с минимальной ставкой; 4. взаимозачет долгов других субъектов государству. Реструктуризация должна стать основой экономического роста, но это требует: - преодоления недостатков проведенной приватизации, в результате которой так и не появились эффективные собственники, - повышения эффективности отечественной промышленности через обеспечение интересов собственников и устранение бесконтрольности менеджеров. Критерии дееспособности и перспективности предприятий: - готовность владельцев и менеджеров осуществить реальные шаги по реструктуризации; - наличие шансов на восстановление или достижение конкурентоспособности; - возможность участия в " кластерах развития", то есть в группах предприятий, совместно создающих конкурентоспособную продукцию - модель " группового спасения" в оборонной промышленности. Если предприятия-должники не отвечают данным требованиям, то должна быть осуществлена процедура банкротства через передачу эффективному собственнику, для санации при сохранении профиля или перепрофилирование, либо ликвидация. Для этого необходима реструктуризация собственности - дополнительная эмиссия акций и использование вырученных средств или самих акций для погашения задолженности бюджету. Это означает увеличение доли федеральной или муниципальной собственности в капитале предприятий. Реструктуризация собственности необходима потому, что ваучерная приватизация не решила ставившиеся перед нею задачи: 1)создание слоя частных собственников, 2)привлечение ресурсов на рынке ценных бумаг, 3) при ток иностранных инвестиций. Государство лишилось контроля в силу распыления акций, эффективные собственники не появились из-за недостаточной защиты права собственности. В результате подавляющая масса предприятий оказалась полностью во власти директоров. При этом директорский корпус России распался на две группы: - первая группа - те, кто пытается спасти предприятия, поскольку обладают крупными или контрольными пакетами акций; - вторая группа - расхитители акционерной собственности через механизмы перекачки капитала в другие фирмы. Экономической основой для дополнительной эмиссии акций может стать дооценка капитала с учетом воз можной доходности в будущем с помощью независимых риэлтеров. Если в результате оценки стоимость капитала окажется больше ранее эмитированных акций, то на величину пре вышения нужно осуществить выпуск дополнительных обыкновенных (голосующих) акций, которые погашают задолженности перед бюджетами. Возможен также выкуп предприятия у частных владельцев. Возврат предприятий государству может быть обеспечен в ходе санации перспективных предприятий, имеющих боль шую задолженность перед бюджетом. Однако это создаст законные - и не нарушающие механизмов рыночной экономики - основания для усиления влияния государства на деятельность менеджеров. Станет возможным уволить тех менеджеров, которые заняты лишь разворо выванием капитала. Подходы к созданию системы управления государст венными пакетами акций: - создание государственных или государственно-частных (феде ральных или региональных) холдинговых компаний для управления пакетами акций технологически связанных предприятий; - передача пакетов акций в собственность интег рированных структур в обмен на передачу в федеральную собственность данной группы; - представительство государства в АО, - договор траста, если ставится цель получения доходов государством. Такой механизм основан на коммерческих принципах максимизации дохода.
Схема 10. Региональный механизм управления государственной собственностью Местный орган власти будет воздействовать на предприятия через своих представителей - региональное агентство экономического развития и агентство по доверительному управлению госсо6ственностью с целью сбора налогов и реализации региональных программ экономического развития. Увеличение доли местных органов в капитале предприятий создаст условия для привлечения инвестиций за счет эмиссии муниципальных ценных бумаг или пре доставления гарантий частным инвесторам.
|