![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Б. Республика Бурятия.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики, УФНС России по РБ, органов местного самоуправления на 1 января 2006 г. в Республике Бурятия было зарегистрировано 3206 малых предприятий (МП) и 23, 0 тыс. индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, на которых на постоянной основе работало почти 98, 7 тыс. человек (24, 6 и 51, 1 тыс. человек), что составляет 25, 4% от общей численности занятых в экономике республики. Количество МП на 1 тыс. жителей в республике составило 3, 3 при значении показателя в среднем по Российской Федерации — 6, 8. Малое предпринимательство в Республике Бурятия неравномерно распределяется по муниципальным образованиям. Число МП на 1 тыс. жителей муниципального образования колеблется в диапазоне от 0, 33 в Бичурском районе до 5, 36 в г. Улан-Удэ. При этом основная доля МП (свыше 60 %) приходится на г. Улан-Удэ. Доля численности списочного состава работающих в МП к общей среднегодовой численности занятых в экономике колеблется от 14, 5% в Прибайкальском районе до 0, 44% в Джидинском районе. Преобладающими сферами деятельности для МП являлись: оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования- 37, 0 % от общего количества МП, 56, 5 % общего оборота МП или 20, 0 % от общей численности работающих в МП. В Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей на территории республики зарегистрировано около 24, 5 тыс. индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. На малых предприятиях занято около 30 тыс. человек без учета совместителей и работающих по договорам подряда, что составляет около 7, 4 % от занятых в экономике республики. В целом, с учетом официально зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, общая численность работающих в сфере малого бизнеса в 2007 г. составит около 110 тыс. человек или свыше 27 % от численности занятых в экономике республики. Оборот малых предприятий увеличился по сравнению с 2005 годом в 2 раза и составил 31, 9 млрд.рублей. Продолжился рост инвестиций в основной капитал малых предприятий, объем которых достиг 692, 2 млн. рублей. В среднем по Республике Бурятия на 1 тыс. жителей приходится 5, 2 малых предприятия при среднероссийском показателе - 7, 2, в 2005 году значение этого показателя в Республике Бурятия составляло 3, 3 малых предприятия на 1 тыс. жителей, в Российской Федерации – 6, 8 малых предприятий на 1 тыс. жителей. Активно используется один из элементов поддержки малого предпринимательства - выделение для субъектов малого предпринимательства отдельной квоты в размере 15% от общей суммы государственных закупок, предусмотренной Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.06.2005 г. № 94-ФЗ. В 2006 г. объем госзакупок, выполненных субъектами малого предпринимательства составил 1462 млн.рублей, что составило 34, 8 % от общего объема госзакупок за счет республиканского бюджета (табл. 33). Таблица 35 Динамика участия субъектов малого предпринимательства в закупках товаров, выполнении работ и оказании услуг для государственных нужд Республики Бурятия в 2005 - 2006г.г.
По состоянию на 1 января 2009 года по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики, УФНС России по РБ, органов местного самоуправления в Республике Бурятия было зарегистрировано 5747 малых предприятий (с 2008 г. - с микропредприятиями) и 27935 индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица (ИП). В субъектах малого предпринимательства (СМП), по оценке, на постоянной основе было занято около 126, 2 тыс. человек, что составляет 29, 8 % от общей численности занятых в экономике республики. Количество зарегистрированных МП на конец 2008 года возросло по сравнению с 2007 годом на 801 или на 16, 2 %. Соответственно, увеличилось количество МП на 1 тысячу жителей в республике с 5, 15 до 6, 0. Значение этого показателя в среднем по Российской Федерации на конец 2007 года составило 8, 0. На конец 2008 года в общем количестве предприятий и организаций республики доля МП возросла с 29, 8 % до 31, 8 %. При этом, относятся к малым 53.6 % предприятий, осуществляющих оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, являются малыми почти половина (48, 6%), организаций в строительстве, 44, 5% предприятий обрабатывающих производств, 38, 0% предприятий, осуществляющих добычу полезных ископаемых в республике, 35, 2% предприятий, осуществляющих операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг. Общая численность работников, занятых в МП, за истекший год увеличилась на 42, 9%, в том числе численность работников списочного состава на 47%. А численность ИП в численности экономически активного населения по республике на конец года составляет 5, 86 % (2007 год - 5, 68%). За 2008 год выручка (нетто) от продажи товаров, работ, услуг (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) МП составила 48366, 0 млн.руб. (темп роста по сравнению с прошлым годом – 150, 8 %), отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами в фактических ценах на сумму 26216, 6 млн.руб. при значении индикатора 20327, 2 млн.руб. (темп роста по сравнению с прошлым годом – 168, 7%), продано товаров несобственного производства на сумму 26216, 6 млн.руб. (темп роста по сравнению с прошлым годом – 153, 3%). Оборот МП составил 48140, 8 млн.руб., темп роста по сравнению с соответствующим периодом прошлого года – 147, 5%. По сравнению с 2007 годом возросла доля оборота МП в общем обороте организаций по республике с 24, 1 до 29, 9%. В основной капитал МП вложено инвестиций на сумму 782, 2 млн.руб., что на 20% превышает объем инвестиций в 2007 году. Доля МП в инвестициях в основной капитал по республике увеличилась с 3, 2% в 2007 году до 3, 3%. Преобладающими сферами деятельности для МП для Республики Бурятия являются: - оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования – 39, 8 % от общего количества МП, 53, 2 % общего оборота МП или 23, 7 % от общей численности работающих в МП. В 2007 году доля этих МП составляла соответственно 44, 5 %, 51, 4 % и 25, 0 %; - строительство – 13, 2 % от общего количества МП, 17, 9 % общего оборота МП или 15, 0% от общей численности работающих в МП. В 2007 году доля этих МП составляла соответственно 12, 6 %, 17, 7% и 19, 8 %; - обрабатывающие производства – 8, 3 % от общего количества МП, 12, 0 % общего оборота МП или 11, 7 % от общей численности работающих в МП. В 2007 году доля этих МП составляла соответственно 8, 2%, 12, 0 % и 12, 9 %; - операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 15, 5% от общего количества МП, 7, 3 % общего оборота МП или 18, 6 % от общей численности работающих в МП. В 2007 году доля этих МП составляла соответственно 13, 6%, 6, 9% и 15, 3%; - транспорт и связь – 5, 3% от общего количества МП, 2, 8% общего оборота МП или 5, 1% от общей численности работающих в МП. В 2007 году доля этих МП составляла соответственно 4, 8 %, 3, 4 % и 6, 4 %; - сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство –6, 3% от общего количества МП, 1, 6 % общего оборота МП или 9, 1 % от общей численности работающих в МП. В 2007 году доля этих МП составляла соответственно 5, 4 %, 1, 8% и 9, 8%. За 2008 год в консолидированный бюджет Республики Бурятия и государственные социальные внебюджетные фонды поступило налогов по специальным режимам налогообложения, используемым в основном субъектами малого предпринимательства: единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения – 673, 5 млн.руб., в том числе в консолидированный бюджет РБ 576, 1 млн.руб.; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности – 396, 7 млн.руб., в том числе в консолидированный бюджет РБ 367, 0 млн.руб.; единого сельскохозяйственного налога - 3, 2 млн.руб., в том числе в консолидированный бюджет РБ 2, 9 млн. руб. По сравнению с предыдущим годом рост поступления этих налогов составил соответственно 25, 7%, 3, 8% и 10, 9%. в) Забайкальский край Тенденции развития малого предпринимательства в Забайкальском крае мало отличались от общероссийских, за последние годы уровень развития малого предпринимательства этих территорий уверено перешел от стартового к стабильному этапу (табл. 34). Таблица 36 Основные экономические и финансовые показатели деятельности МП и ИПБОЮЛ Россия и Забайкальский край в сравнении
* Без внешних совместителей.
По данным Министерства экономического развития Забайкальского края общее количество малых предприятий (с учетом микропредприятий) в 2009 году составило, 4, 64 тыс. единиц (111, 0 % к 2008 году). В структуре наибольшую долю заняли предприятия оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, малые предприятия, осуществляющие операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, малые предприятия строительства, предприятия обрабатывающих производств, предприятия сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, предприятия транспорта и связи. В сопоставлении с другими субъектами Российской Федерации, Сибирского федерального округа Забайкальский край характеризуется высокой долей малых предприятий сельского хозяйства, горного производства и строительства, низкой долей – обрабатывающих производств. Среднесписочная численность работников на малых предприятиях (без внешних совместителей) составила в 2009 году, 45, 470 тыс. человек, что выше уровня 2008 года. Постепенно увеличивалась их доля в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций. По оценке, в 2009 году она составила 17, 2 % против 16, 3 % в 2008 году. Оборот малых предприятий составил, 34652, 3 млн. рублей, что ниже уровня 2008 года на 3, 5 % в сопоставимых ценах. Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта составила в 2009 году, 7, 1 %. Динамика зарегистрированных налоговыми органами индивидуальных предпринимателей также имела положительную тенденцию. Ниже в таблице 35 хотелось бы рассмотреть, как развивалось малое предпринимательство в Забайкальском крае в течение 5 лет.
Таблица 37. Основные показатели деятельности малого предпринимательства в Забайкальском крае
Хотелось бы отметить, что по состоянию на 01 января 2010 года количество малых предприятий составило 30712 человек, что на 15, 6 % больше уровня 2009 года, а это говорит о положительной тенденции, ведь именно проведение планомерной государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства улучшат потенциал этого сектора экономики, положительно будет влиять на социально-экономическое положение края. Для того что бы нам лучше понять положительную тенденцию роста количества малых предприятий, проведем сравнительный анализ развития малого предпринимательства в Иркутской области, республики Бурятия и Забайкальском крае (табл. 36). Таблица 38. Сравнительная оценка показателей деятельности малого предпринимательства на примере трех регионов
Окончание табл. 36
На основании выше приведенной таблицы мы наблюдаем, что на протяжении с 2005 – 2009 гг. малый бизнес в Иркутской области, Забайкальского края и Республики Бурятия в целом развивается. За последние пять лет количество малых предприятий и численность занятых на них работников растут. Малые предприятия рассмотренных регионов оказывают существенное влияние на экономику страны в целом. Основные показатели деятельности малых предприятий в Иркутской области растут наибольшими темпами, чем по остальным двум анализируемым регионам. Это может свидетельствовать о более интенсивном развитии малого бизнеса в данном субъекте РФ, что связано с его более высоком уровне развития экономики. В 2009 году в Забайкальском крае проведена работа по формированию региональной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. В ее составе 12 государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, 2 бизнес-инкубатора, 2 лизинговых компании, гарантийный фонд, 74 кредитных кооператива, действующих преимущественно в сфере сельского малого бизнеса, фонд инвестиционного развития. В рамках соглашения о сотрудничестве между РосБР (Российский банк развития) и правительством края осуществляется поддержка предпринимательства посредством финансирования кредитных организаций и юридических лиц, осуществляющих поддержку малого и среднего предпринимательства через банки-партнеры («ВТБ 24», «Промсвязьбанк») и организации инфраструктуры. Но, тем не менее, можно отметить, что в Забайкальском крае развитие инфраструктуры недостаточное, этому служит ряд причин таких как ограниченный доступ субъектов малого предпринимательства к кредитным ресурсам, высокий износ основных средств в сфере малого предпринимательства. К этим проблемам относится и дефицит квалифицированных кадров, слабый уровень профессиональной подготовки. В ряде районов наблюдается низкая активность органов местного самоуправления по развитию малого и среднего предпринимательства. В целях обеспечения благоприятных условий для увеличения количества субъектов малого и среднего предпринимательства, их развития и повышения конкурентоспособности в Забайкальском крае действует краевая долгосрочная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае на 2010-2012 годы», утвержденная постановлением Правительства Забайкальского края от 23 июня 2009 года № 242, в рамках которой осуществляется государственная поддержка. Показатели, характеризующие вклад малого бизнеса в развитие экономики и социальной сферы края, в последние годы имели положительную тенденцию развития, однако оказались ниже аналогичных средних показателей, сложившихся в регионах Сибирского федерального округа и России в целом. Проведение планомерной государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства улучшает потенциал этого сектора региональной экономики, положительно влияет на социально-экономическое положение края[37]. Для оценки необходимости государственной поддержки различных направлений деятельности субъектов малого предпринимательства, необходимо проанализировать проблемы, которые сдерживают развитие малого предпринимательства: Прежде всего, хотелось бы выделить проблемы связанные с деятельностью предприятия, связанные с финансированием предприятия, и связанные с поиском информации. Первая проблема, которую хотелось бы отметить связанная с деятельностью предприятия – это недостаточность собственных средств для развития производства, обновление и приобретение основных фондов, и пополнение оборотных средств. Первая проблема напрямую увязана со второй и порождает трудности с привлечением инвестиционных ресурсов в связи с высокими процентными ставками по кредитам банков и высокими требованиями по выполнению залоговых обязательств. В части информационного обеспечения предпринимательской деятельности наиболее востребованной является маркетинговая или рыночная информация, поиск потенциальных клиентов, получение нормативно-правовой информации. В повседневной деятельности, предприятия рассчитывают на муниципальную поддержку в области обучения и подготовки персонала. Эту функцию с успехом выполнит определенный объект инфраструктуры, опыт в подготовке кадров у которой имеется. Также в Программе поддержки, необходимо предусмотреть использование новых форм обучения – дистанционное, пакетное и т.п. Вторую проблему, которую хотелось бы выделить это помощь в организации сбыта и помощь в проведении маркетинговых исследований, при решении которых необходима государственная поддержка. Во многом, эти проблемы взаимосвязаны, ведь информация о рынке, полученная с использованием маркетинговых исследований открывает новые возможности по сбыту продукции и услуг, позволяет по-новому посмотреть на потребителя и конкурентов. Дополнительная помощь по сбыту продукции возможна при использовании сети Интернет, сайта «Малый бизнес в Забайкальском крае», «Электронного каталога и выставки товаров». Консультации разного уровня от юридических и бухгалтерских до реорганизации бизнеса и менеджмента – это ставшие уже традиционными услуги инфраструктуры поддержки предпринимательства, на которые рассчитывают СМП (среднего, малого предпринимательства). Пропаганда этих услуг, широкая рекламная компания и другие мероприятия должны привлечь более широкие слои предпринимательства в организации инфраструктуры для решения многих вопросов текущей деятельности и дальнейшего развития. В качестве первоочередной проблемы, большая часть предпринимателей рассматривают проблему с налоговой нагрузкой, т.е. необходимость уменьшения налоговой нагрузки и упрощения системы налогообложения. Существенным вопросом предпринимателей является снижение процентных ставок и создание системы долгосрочного кредитования.
|