Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 2. Виды несплошного исследования
Как отмечалось в разделе 1.4. в исследование могут быть вовлечены не все единицы наблюдения, составляющие генеральную совокупность, а лишь часть из них, что обусловливается имеющимися для проведения исследования силами, средствами, а также важностью поставленной проблемы. Такие исследования называются несплошными. Ценность их заключается в том, что при правильной организации, требуя небольших по сравнению со сплошными исследованиями затрат, они дают столь же исчерпывающую информацию. Различают несколько основных видов несплошных исследований, которые, в свою очередь, тоже могут разнообразиться или применяться в сочетаниях. 2.1. Метод основного массива, при котором исследуются единицы, составляющие основную массу генеральной совокупности по какому-либо признаку. Например, если в городе К. изучается ЗВУТ работников промышленных предприятий и при этом известно, что 70% работников трудятся на трех крупных предприятиях, а остальные 30% - на десяти мелких, то по методу основного массива следует исследовать лишь представителей трех крупных предприятий. Положительной стороной данного метода является сокращение общего объема работ. Но полученные результаты, выводы и рекомендации можно будет распространять лишь на представителей крупных заводов, т.к. специфика формирования ЗВУТ на мелких предприятиях не анализировалась. 2.2. Метод монографических описаний – углубленное изучение одной или нескольких единиц наблюдения. Например, описание деятельности передового ЛПУ или редких случаев заболеваний. 2.3. Анкетный метод – распространение анкет (опросников) по почте или другим путем среди лиц, от которых требуется определенная информация и таким же образом сбор анкет обратно. Часто используется в сочетании с другими методами, позволяющими перепроверить хотя бы частично полученную информацию. Метод удобен для организаторов исследования, но не дает гарантий возврата всех анкет и правильного их заполнения. 2.4. Анамнестический метод – сбор сведений путем опроса людей в связи с отсутствием более точных способов получения информации. Метод используется весьма часто, но всегда нужно стараться сочетать его с данными объективного исследования. 2.5. Выборочный метод – изучение репрезентативной (представительной) части генеральной совокупности или выборки. Репрезентативность - чрезвычайно важное свойство выборки, позволяющее полученные в ходе изучения относительно малочисленной группы выводы распространять на всю генеральную совокупность. При проведении выборочного исследования всегда решаются два основных вопроса: - сколько единиц отобрать? (см. раздел 2.5.1.) - кого конкретно отобрать? (см. раздел 2.5.2.) 2.5.1. Объем выборки (ответ на первый вопрос) определяется по формулам, среди которых одной из распространенных является следующая:
Nt pq n =----------------- (2.5.1.) N + t pq где n – определяемый объем выборки; N – численность генеральной совокупности; q – 100 – р; р – предполагаемая доля единиц, которые будут обладать интересующим исследователя признаком. Например, при изучении распространенности НУО – предполагаемая среди населения доля людей, имеющих НУО. Если величина р неизвестна даже предположительно, то следует брать р = 50%, т.к. в это случае достигается максимально возможная величина р(100 – р) = 50(100 – 50) = 2500. Легко убедиться, что при любом другом значении р величина р(100 – р) будет менее 2500. Таким образом р = 50% искусственно обеспечивает верхнюю границу объема выборки, обусловленную данным параметром. t – коэффициент достоверности Стъюдента. Это величина, обеспечивающая определенную степень достоверности выводов. В большинстве медико-биологических и социально-гигиенических исследований минимально допустимой считается величина t = 2. При этом достоверность выводов, т.е. соответствие их истине, достигает 95% (p < 0, 05). При t < 2 выводы трактуются как недостоверные (p > 0, 05), а с увеличением t растет и уровень достоверности: при t = 2, 5 – примерно 98, 8% (p < 0, 012), при t = 3 – 99, 7% (p < 0, 003), при t = 3, 3 – 99, 9% (p < 0, 001) и т.д.
Так, если была взята = 5%, а в результате исследования в выборочной группе выявлено 60% лиц с НУО, то в генеральной совокупности доля последних может составить 60 + 5%, т.е. от 55% до 65%. Задавая = 5%, исследователь предопределяет будущий возможный разброс ответа в 10%. Если предполагается, что доля лиц с интересующим признаком будет небольшой, например, 4%, то величина = 5% окажется чрезмерной, т.к. обусловит возможные колебания истинного показателя в пределах 4 + 5%, т.е. от – 1% до 9%. Вряд ли подобные допуски кого-либо удовлетворят, в связи с этим необходимо подобрать меньшую величину.
n = ------------------------ = ------------------------- = ------------- (2.5.2.) N + t p(1, 0 – p) N
Следует помнить, что в формуле (2.5.2.) выражается только в долях единицы, а достоверность выводов не превышает минимально допустимого уровня – 95%. У внимательных, вдумчивых, но неискушенных в проведении выборочных исследований людей нередко возникает ряд предложений и толкований, позволяющих, как им кажется, оптимизировать расчеты и процедуру выборочного исследования и пр. Разберем практически наиболее распространенные из встречающихся предложений. 1. Предлагается взаимно сократить некоторые параметры формулы (2.5.1.). Эта формула приведена к окончательному виду и никакие сокращения с точки зрения элементарной математики в ней невозможны.
Эту мысль следует признать правильной, но не следует забывать, для чего вообще затевается выборочное, а не сплошное исследование: для того, чтобы обследовать лишь небольшую часть генеральной совокупности, а выводы распространить на нее всю. Уменьшение же или увеличение t ведет к тому, что объем выборки будет расти и приближаться к объему генеральной совокупности. Рассмотрим на условном примере взаимоотношения параметров формулы (2.5.1.).
30000 х 2 х 50 х 50 n = -------------------------------- = 2308 (2.5.3.) 30000 х 2 + 2 х 50 х 50 Следовательно, для получения выводов, которые можно будет с уверенностью 95% распространить на все 30000 чел., нужно обследовать 2308 чел. из них. При этом разброс ответа составит + 2%.
30000 х 2 х 50 х 50 n = -------------------------------- = 7500 (2.5.4.) 30000 х 1 + 2 х 50 х 50 Как видим, уменьшение разброса с + 2% до + 1% при сохранении прежних значений N, t, p ведет к увеличению n в 3, 25 раза.
30000 х 3 х 50 х 50 n = -------------------------------- = 4737 (2.5.5.) 30000 х 2 + 3 х 50 х 50 В данном случае только увеличение уверенности в ответе, его достоверности с 95% до 99, 7% обусловливает рост n в 2, 05 раза.
30000 х 2 х 10 х 90 n = -------------------------------- = 874 (2.5.6.)
Для того, чтобы закончить анализ возможных изменений объема выборки, рассмотрим вариант, в котором все параметры те же, что и в (2.5.3.), но генеральная совокупность в 2 раза больше – 300000 чел.:
300000 х 2 х 50 х 50 n = -------------------------------- = 2479 (2.5.7.) 300000 х 2 + 2 х 50 х 50 Сопоставление (2.5.3.) и (2.5.7.) показывает, что выгоднее проводить выборочные исследования в больших совокупностях: затратив относительно небольшие дополнительные усилия (в данном примере – исследовав еще 171. чел.) можно выводы распространить на значительно большую генеральную совокупность (в рассмотренном случае на 300000 чел. вместо 30000). 2.5.2. Способ отбора. Планируя выборочное исследование, специально нужно проработать вопрос: кого конкретно из генеральной совокупности включить в выборочную? Исходя из того, что характеристики выборки и генеральной совокупности должны совпадать, необходимо в выборке представить все группы и подгруппы населения в той же пропорции, что и в генеральной совокупности. Для этого надо предоставить каждой единице равную с другими возможность попасть в выборку. Существует несколько видов отбора, более или менее решающих эту задачу. 2.5.2.1. Случайный отбор, по жребию. Заключается в том, что каждой единице присваивается номер, который обозначается на листке бумаги. Все листки перемешиваются, и из них наугад берут такое количество, которое совпадает с требуемой численностью выборки (см. раздел 5.2.1.). Теоретически способ очень хорош и обеспечивает равномерный отбор из всех слоев населения. Практически же он малопригоден в больших группах населения. 2.5.2.2. Механический отбор по счету. Представляет собой отбор нужной доли из предварительно упорядоченной генеральной совокупности. Например, если из 10 тысяч работников предприятия нужно отобрать 1 тысячу, то можно по спискам выбрать каждого десятого. 2.5.2.3. Механический отбор по алфавиту. Отличается от предыдущего тем, что предварительно, по каким либо большим спискам избирателей, телефонной книге и т.п. определяется структура фамилий по первой букве. Если нужно отобрать 10% населения, и при этом на букву «К» начинаются 10% фамилий людей в данной местности, то в выборку можно включать всех людей, чья фамилия начинается на «К». 2.5.2.4. Типологический отбор. 2.5.2.5. Гнездовой (очаговый) отбор. Используется в основном в сельской местности и заключается в следующем. На административной территории (например, в сельском районе) определяют пункты (гнезда, очаги), население которых по определенным параметрам типично для данного района. Затем сплошным способом исследуют население выявленных гнезд (очагов). В заключение необходимо отметить, что выборочные исследования – чрезвычайно мощный инструмент познания. Особенно возрастает его значение в связи с необходимостью в современных условиях выявлять истинные потребности населения в тех или иных методах медицинского обслуживания, т.к. существующая медицинская документация далеко не полно решает эту задачу. Во многих ЛПУ сама жизнь подвела врачей к мысли проводить выборочные исследования, например, качества ведения медицинских карт. Но отсутствие достаточной теоретической подготовки в корне разрушает такие намерения, т.е. не проводится никакого обоснования относительно численности выборки и способов ее отбора. В результате принимается решение провести экспертизу, к примеру, каждой десятой или каждой двадцатой карты. В ряде случаев этого может быть достаточно для выводов о качестве ведения всех карт, но в большинстве случаев - нет. 2.5.3. Объем выборки при расчете средних величин. С точки зрения санитарной статистики признаки, характеризующие каждую единицу наблюдения, можно поделить на 2 основные группы. Первая – альтернативные признаки, которые есть у данной единицы или их нет: пол, профессия, заболевания и т.п. Если в результате выборочного исследования планируется исследовать альтернативные признаки, объем выборки определяется по формуле (2.5.1.)
N n = -----------------, (2.5.3.1.) N + где Остальные обозначения соответствуют (2.5.1.).
Пусть требуется из 1500 человек, имевших травму руки, отобрать группу для определения средних сроков полного восстановления функции конечности. При этом достоверность выводов должна быть не ниже 95% (t = 2), а отличия показателя средних сроков восстановления функции руки в выборочной группе от истинного показателя не должны превышать 3 дней (= 3).
Чтобы воспользоваться формулой (2.5.3.1.), необходимо определить Допустим, что определена
1500 х 15 х 2 n = -------------------------- = 93, 75» 94 (2.5.3.2.) 1500 х 3 +15 х 2
Следовательно, определение среднего срока восстановления функции в группе из 94 человек при соблюдении соответствующих правил отбора позволит установить истинную величину средней длительности восстановления функции с точностью + 3 дня и уверенностью 95 %.
|