![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Регионализмы как отражение языковой картины мира жителей города Новосибирска
Цель работы – анализ регионализмов, употребляемых жителями Новосибирска. Раскрытию данной цели способствует решение следующих задач: 1. Дать определение понятию регионализм. 2. Выработать критерии, отличающие регионализмы от, диалектов, сленговых, жаргонных слов и других схожих с ними явлений. 3. Выявить и проанализировать основные регионализмы, характерные для жителей Новосибирска. Регионализмы – слова русского языка, имеющие регионально ограниченное употребление, являющиеся обыденными для жителей определенного региона и абсолютно незнакомые жителям других мест. Например, то, что новосибирцы именуют словом «поребрик», для петербуржцев означает «бордюр». Т о, что у нас называют «мультифорой», для других является «файлом» и т.д. Вопрос, являются ли регионализмы самостоятельным термином или разновидностью таких понятий, как диалекты, сленг, жаргон и др., остается открытым. Они принадлежат русскому национальному языку, но находятся за пределами литературного языка, поскольку не отвечают его основным признакам: нормированности, кодифицированности, обязательности и общепонятности. Эти слова обладают признаком обработанности мастерами слова, широко распространены не только в устной разговорной речи новосибирцев, но и часто употребляются в СМИ, рекламе, литературе и официальных документах. Они ограничены территорией, называют понятия, наиболее важные для жителей этой местности, часто лишены эмоциональной окраски. Это сближает их с диалектными словами. В отличие от сленга и жаргона они известны всем жителям местности, а не только социально или профессионально ограниченной группе лиц. Источниками выявления новосибирских регионализмов послужили личные наблюдения, опросы, социальные сети. Было проведено 2 анкетных опроса 100 человек в возрасте от 18 до 55 лет, из них 70% – это жители Новосибирска и 30% – люди, не родившиеся в Сибири. В первом опросе жителям Новосибирска были предложены толкования значений 8 регионализмов. Спрашивалось, какое слово скрыто за дефиницией. Во втором опросе жителям других регионов были предложены те же самые 8 слов-регионализмов, но без толкования их значений. Был задан вопрос, знакомы ли респондентам эти слова, предлагалось сформулировать их лексическое значение, привести несколько синонимов, выбрав наиболее предпочтительный. В таблице 1 представлено содержание анкетных опросов для новосибирцев и жителей других регионов. Таблица 1. Содержание анкет
В рамках данной статьи мы осветим результаты опроса, проведенного для жителей города Новосибирска. Всем 100% респондентам знакомы 2 слова из нашего списка. Это слова «толчёнка» (картофельное пюре) и «карачинская». Последний термин уже давно стал нарицательным – им в городе называют любую минеральную воду. Следующим по популярности оказалось слово «поребрик» – синоним слова «бордюр» (невысокое ограждение). Слово вехó тка знают 98% новосибирцев. Выяснилось, что «вехоткой» новосибирцы называют не любую мочалку, а только жесткую, плетеную. Четвертое место в нашем списке заняло слово «свечка» – узкое, одно- или двухподъездное высотное здание. Оно появилась в речи жителей города как случайная метафора: одноподъездная многоэтажка показалась новосибирцам похожей на свечу. У жителей других регионов оказались иные ассоциации, например, в Москве – это «башня», в Санкт-Петербурге – «точка» и др. 96% опрошенных (пятое место в нашем рейтинге) знают слово «мультифó ра» – прозрачный полиэтиленовый пакет для хранения и переноса бумаг. Наряду с этим словом употребляется и европейский вариант – «файл». Характерно, что слова «мультифора» нет ни в одном толковом и диалектном словарях. Скорее всего, оно произошло от названия фирмы-поставщика этой канцелярской продукции: компания с таким именем стала первой поставлять прозрачные папки для бумаг в Новосибирскую область, и так постепенно стали называть сами предметы, а не их торговую марку. Слово плойка – щипцы для завивки волос – знают и употребляют 95% жителей Новосибирска. Когда-то оно было общеупотребляемым по всей стране, однако в некоторых городах устарело и постепенно исчезло из речи, а в Новосибирске продолжает быть актуальным и сегодня. В нашем списке нашлись слова, которые около 30% жителей города не знают вообще. Это слова «стринги» и « калорифер». Первым термином местные жители за характерную форму и цвет арки стали называть совсем недавно открытый Бугринский мост. «Калорифером» же принято обозначать обычный обогреватель, а не специализированный прибор для отопления помещения нагретым воздухом, состоящий из печи и системы труб. Несмотря на то, что многие подтвердили, что знают слова «вехотка» и «калорифер», все-таки большинство из них предпочитает использовать общеупотребительные литературные «мочалка» и «обогреватель». Таким образом, мы сделали вывод, что эти слова постепенно уходят из речи новосибирцев. Таким образом, регионализмы являются своеобразным отражением языковой картины мира жителей Новосибирска и характеризуют особенности восприятия ими окружающей действительности.
Научный руководитель канд. филол. наук, доц. О.В. Бычихина
|