![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Техника игрыСтр 1 из 3Следующая ⇒
Классификация техники По характеру игровой деятельности технику делят на два больших раздела: техника полевого игрока и техника вратаря. По направленности деятельности в каждом из разделов можно выделить разделы «Техника нападения» и «Техника защиты». В технике нападения выделяют группы перемещения и владения мячом, а в технике защиты - перемещения и противодействия владению мячом. Каждая из групп включает приемы игры, которые, в свою очередь, выполняются несколькими способами. В характеристику способов выполнения приема входят следующие признаки: 1) одну или две конечности игрок использует при выполнении приема; 2) положение кисти с мячом относительно плечевого сустава (сверху, сбоку, снизу); 3) способ разгона мяча (толчком, хлестом, ударом). Способы выполнения приема имеют разновидности, т. е. некоторые особенности в деталях системы движения. Еще более многообразной делают технику условия выполнения приема, в характеристику которых входят расстояние, отношение к опоре, направление, способ разгона и пр. В каждом приеме игры можно выделить фазы: подготовительную, основную и заключительную. Они отличаются конкретными особенностями элементов движений и частными двигательными задачами. В подготовительной фазе движения спортсмен обеспечивает оптимальное исходное положение для реализации основной двигательной задачи. В основной фазе приема осуществляется главная двигательная задача. Заключительная фаза обеспечивает игроку готовность к дальнейшему участию в игре. Каждая фаза содержит несколько элементов - суставных движений. Все элементы при выполнении приема взаимосвязаны, поэтому для изменения результата иногда достаточно изменить определенный элемент в начале двигательного действия. Взаимное расположение звеньев тела в момент смены фаз называется граничной позой. Граничные позы служат ориентиром для контроля за техникой выполнения приема. Техника полевого игрока Техника нападения В процессе игры в нападении гандболист применяет определенные приемы (рис. 10). Участие в игре обязывает спортсмена быть в постоянной готовности к перемещению, к принятию мяча. Эта готовность отражается в позе игрока, которую принято называть стойкой. Основная стойка гандболиста - это положение на слегка согнутых ногах, руки согнуты в локтевых суставах под прямым углом для ловли мяча, спина прямая, плечи расслаблены. Этой стойкой пользуются игроки, разыгрывая мяч. Стойка вратаря отличается тем, что руки вытянуты в сторону мяча, спина круглая, ноги значительно согнуты. Перемещения. Для перемещения по площадке гандболист использует ходьбу, бег, прыжки. С помощью этих приемов игрок освобождается от опеки защитников, выбирает место для взаимодействия с партнерами. Ходьба обычная и приставными шагами применяется гандболистом для смены позиции. Передвигаются игроки спиной, лицом и боком вперед.
Бег - основное средство перемещения игрока. Применяется бег на носках и на полной ступне. Бег на носках позволяет, сделав рывок, достигнуть максимальной скорости передвижения. Создать устойчивое положение позволяет бег на полной ступне. Для выполнения приемов с мячом необходимо усвоить такой бег, когда совершают движения независимо от темпа и ритма работы ног. В 1928 г. в Амстердаме была создана Международная любители екая федерация гандбола (ИАГФ). Вначале она объединяла все: 11 стран, через два года в нее уже входило 20. Сейчас Международная федерация гандбола (ИГФ) насчитывает более 100 членов. В 1936 г. гандбол был включен в число олимпийских видов cпорта; В дни первого олимпийского турнира состоялся IV конгресс Международной федерации, который наметил проведение в 1938 в Германии первенств мира среди мужских команд по гандболу 7 х 7 и 11x11. Оба чемпионата выиграли немецкие спортсмены. Война надолго приостановила развитие мирового спорта. Гандбол не был исключением. Прекратила свое существование и любительская федерация. Новый подъем в развитии игры начался в послевоенные год с создания в 1946 г. новой Международной федерации гандбол ИГФ. Учредительный конгресс этой федерации внес изменении в правила игры и наметил проведение первенства мира для мужских команд по гандболу 11 х 11. В первенстве мира 1948 г. во Франции участвовало 12 команд, победителем стала команда Швеции. В истории развития игры можно выделить несколько этапом 1898-1941 гг. - зарождение, распространение и становление игры 1946-1957 гг. - преимущественное развитие игры 11 x 11, 1957- 1972 гг. - распространение игры 7 х 7, с 1972 г. - современный этап широкой популярности игры во всем мире. Значительное влияние на развитие игры оказывают правил игры, инвентарь и покрытия площадок (табл. 6).
Чтобы повысить темп игры, Федерация гандбола СССР решилась на смелый эксперимент, введя в 1975 г. во всесоюзные соревнования правило «45 секунд». Все внутренние соревнования стали проводится с учетом этого правила, что и явилось одной из причин резкого подъема мастерства советских гандболистов и побед на международных соревнованиях. Однако ускорение темпа привело к обеднению тактики команд, иное поколение игроков перестало удовлетворять запросам мировых стандартов. И правило «45 секунд», ограничивающее время все-таки, было отменено в 1986 г. сначала на соревнованиях детей, а потом и взрослых гандболистов. Одним из факторов успеха современной команды является активная защита с далеким до 9-метровой линии выходом вперед и опекой падающих противника с целью перехватить мяч при передаче. При такой защиты команда не может рассчитывать на успех. Нести активную защиту, плотно опекая игроков и не допуская ошибок, - дело сложное. В 1982 г. в международные правила были введены пункты, ужесточающие борьбу с любым проявлением грубости в игре. Это стимулировало мастерство защитников и нападащих, которым запрещено расталкивать обороняющихся в стремлении ближе подойти к воротам. Для изменения направления бега гандболист выставляет ногу, поименную направлению поворота, слегка повернутую стопой внутрь. Отталкиваясь от опоры стопой, он делает поворот. Препятствия, неожиданно возникшие на пути, игрок преодолевает, передвигаясь зигзагом. Для этого перед препятствием гандболист делает шаг в сторону, а затем продолжает бег в первоначальном направлении. Если на пути нападающего встал защитник, который среагировал на этот шаг, то нападающий тут же возвратимся в исходное положение и продолжает бег (рис. 11). Остановка. В связи с постоянно меняющейся ситуацией на площадке гандболисту приходится внезапно останавливаться. Остановка производится торможением одной и двумя ногами. Для торможения одной ногой гандболист резко наклоняет туловище назад, стопорящее выставляет ногу вперед стопой, развернув внутрь, и, поворачиваясь боком к направлению движения, другую ногу сильно сгибает.
Торможению двумя ногами предшествует прыжок. Он нужен для того, чтобы обе ноги резко вывести вперед и, натолкнувшись та ким образом на опору, погасить продвижение вперед. Туловище наклоняется назад, в воздухе производится поворот на 45-90°. При приземлении необходимо сильно согнуть ноги, чтобы обеспечить себе возможность продолжить бег в любом направлении. Прыжки применяются гандболистом при ловле высоко и далеко летящих мячей, при передаче мяча, броске в ворота. Осуществить прыжок можно, отталкиваясь одной или двумя ногами. Отталкивание двумя ногами производится с места, а одной - с разбега. Приземление при всех способах должно быть мягким, без потери равновесия, что достигается амортизирующим движением расставленных ног. Владение мячом Ловля - это прием, который обеспечивает возможность овладеть мячом и осуществить с ним дальнейшие действия. Ловля производится одной и двумя руками. Выбор способа ловли диктуется особенностью траектории полета мяча и положением игрока по отношению к мячу. Ловля двумя руками. Для того чтобы овладеть мячом, летящим на среднем уровне (на грудь), гандболист должен вытянуть руки навстречу мячу, кисти не напрягать и чуть развернуть ладони книзу, пальцы свободно расставить. Отведенные большие пальцы должны почти соприкасаться, а указательные - быть параллельны. Как только мяч приблизится на необходимое расстояние, ладони сближаются и пальцы охватывают мяч (рис. 12). Руки надо согнуть для амортизации скорости полета мяча. При ловле высоко летящих мячей и мячей с отскока большие пальцы кистей нужно сблизить больше, чем при ловле прямых. А при ловле низко летящих и катящихся мячей ладони надо развернуть навстречу мячу так, чтобы мизинцы почти соприкасались.
Рис. 12. Захват мяча при ловле двумя руками
Мяч можно ловить спереди и сбоку. Для того чтобы поймать мяч спереди, нужно повернуться к нему грудью. При этом обе руки следует вытягивать. При всех способах ловли необходимо: 1) смотреть на мяч, пока захватываешь его руками; 2) по возможности делать встречное движение к мячу; 3) вытягивать руки навстречу мячу; 4) кисти рук и пальцы держать расслабленно до соприкосновения с мячом; 5) захватывать мяч пальцами; 6) после захвата мяча сгибать руки в локтях (амортизировать удар); 7) поймав мяч, быть готовым укрыть его от близко находящегося соперника.
Передача мяча. Это основной прием, обеспечивающий взаимодействия партнеров. В гандболе передачи производятся одной рукой с места и с разбега (рис. 13, 14).
Ведение мяча - это прием, позволяющий игроку передвигаться с мячом по площадке в любом направлении и на любое расстояние, владеть мячом, пока это необходимо, обыгрывать защитника. Ведение бывает одноударное и многоударное. Одноударное ведение выполняется следующим образом. Поймав мяч, игрок делает с ним три шага, затем ударяет им в площадку. Поймав отскочивший мяч, гандболист снова может выполнить три шага с мячом в руках перед тем, как отдать его партнеру, или бросить в ворота. При многоударном ведении необходимо соблюдать следующие правила: 1) передвигаться на полной ступне на слегка согнутых ногах; 2) толчок мяча производить пальцами; 3) не закрепощать кисть при соприкосновении с мячом; 4) производить толчок мяча вперед в соответствии со скоростью передвижения; 5) производить толчок с таким расчетом, чтобы мяч отскакивал не выше пояса; 6) контролировать мяч периферическим зрением. Бросок - это прием, позволяющий забросить мяч в ворота. С его помощью достигается результат игры. Все остальные приемы направлены на создание условий броска. Основная фаза броска включает движения, сообщающие мячу скорость и направление полета. Применяются три способа разгона мяча: хлестом, толчком и ударом при броске гандболист может послать мяч непосредственно в ворота или в площадку вратарской зоны с тем, чтобы с отскока он попал в ворота.
Траектория полета мяча при броске в ворота может быть горизонтальной, нисходящей, восходящей, навесной (рис. 15). Добиться горизонтальной траектории можно, применив любой способ броска. Восходящую траекторию можно получить, применив бросок сбоку, а навесную - использовав толчок. Отскок мяча бывает отраженный, скользящий и с вращением мяча (рис. 16). При отраженном отскоке угол падения мяча равен углу отражения. Такой траектории полета проще всего добиться, применив способ броска сверху. Скользящего отскока, когда мяч на некоторой части пути соприкасается с поверхностью площадки, можно достичь, применив бросок сбоку. Угол отражения вращающегося мяча не соответствует углу падения даже по направлению. Вращение мячу придает заключительное пронирование или супинирование кисти. Бросок в опорном положении. При разбеге обычными шагами замах и метание производят при опоре на одну ногу (рис. 17). Для увеличения быстроты и точности броска необходимо использовать встречные силы махов бросающей руки и разноименной ноги.
Чаще других применяют разбег со скрестным шагом (рис. 18). Первый шаг спортсмен делает разноименной ногой, не производя никаких подготовительных движений для броска. Далее, отводя руку на замах, гандболист поворачивается боком к направлению разбега и делает второй скрестный шаг, ставя стопу под углом к этому направлению. С постановкой разноименной ноги бросок завершается.
Скрестный шаг можно делать легким напрыгиванием и быстро производить третий шаг, стремясь принять двухопорное положение. Рассмотрим еще наиболее часто встречающиеся в игре броски в прыжке (рис. 19) и в падении (рис. 20).
Техника защиты Главными задачами игры в защите являются: оборона своих порот дозволенными средствами, нарушение организованного нападения противника и овладение мячом. Для решения этих задач защитнику необходимо уметь быстро передвигаться по площадке, неожиданно меняя темп и направление. Все приемы игры (рис. 21) можно выполнить успешно, если освоить стойку защитника, перемещения, противодействия владению мячом (блокирование, выбивание и другие действия).
Техника вратаря Не пропустить мяч в ворота и организовать контратаку - вот основные задачи игровой деятельности вратаря. Вся техника игры вратаря делится на технику защиты и технику нападения (рис. 22). Особое значение имеет стойка вратаря, поскольку она обеспечивает готовность к отражению мяча, противодействие и овладение мячом.
Тактика игры Классификация тактики Тактика имеет два больших раздела: тактика полевого игрока и тактика вратаря. По направленности деятельности различают тактику нападения и защиты. В каждом из этих разделов содержится несколько групп, характеризующихся числом действующих троков. Это индивидуальные, групповые и командные действия. Индивидуальные действия - это самостоятельные действия игрока, направленные на решение поставленных перед командой тактических задач, осуществляемых им без непосредственной помощи партнера. Групповые действия - это взаимодействие двух или трех игроков, выполняющих часть командной задачи. Командные действия - это взаимодействия всех игроков команды, направленные на решение общекомандной задачи. Каждая группа включает в себя несколько видов действия. Вид действия характеризуется взаимным расположением или взаимным перемещением игроков относительно друг друга. Иначе говоря, появляется система действия. Система игры - это организация взаимодействия игроков, в которой определены функции каждого игрока н в соответствии с функциями обусловлена расстановка на площадке. Каждый вид действия можно осуществить несколькими способами п зависимости от влияния, которое оказывает перемещение игроков на противника: сосредоточивает их или, наоборот, рассредоточивает по площадке. Способы действия имеют дополнительные варианты. Классификация тактики нападения представлена на рисунке 23.
Тактика полевого игрока Тактика нападения Результат коллективных действий во многом зависит от уровня индивидуального мастерства. Чем разнообразнее арсенал средств и способов ведения игры каждого нападающего, тем легче команде в целом добиться победы. Знание правил применения приемов игры, умение осуществить их на практике дают преимущество нападающему в единоборстве с защитником.
Групповые действия являются той основой, на которой строятся взаимодействия всей команды. Зная правила групповых действий и грамотно осуществив их на практике, можно быстро добиться взятия ворот. В групповых действиях могут принимать участие два или три игрока. Вид группового действия определяется тем, как перемещаются партнеры относительно друг друга: параллельно, скрестно или применив заслон. Каждый вид группового действия может осуществляться несколькими способами. Способ того или иного вида характеризуется воздействием, которое оказывает на защитников это передвижение; сводит их или рассредоточивает. Командные действия делятся на два вида: стремительное нападение и позиционное нападение. Стремительное нападение включает в себя элемент неожиданности, нападающие действуют против неорганизованной защиты противника. Позиционное нападение предполагает определенную запланированную расстановку игроков защиты и нападения, и борьба идет последовательно на разных позициях. Чтобы осуществить взятие ворот, необходимо применять комбинации индивидуальных и групповых действий. Комбинация - это последовательный ряд индивидуальных и групповых действий, заранее обусловленных местом и определенным составом исполнителей. Комбинации применяются как по ходу игры, так и в процессе применения той или иной системы, так и в стандартных положениях при вбрасывании мяча из-за боковой линии и свободном броске. Позиционное нападение - это вид командных действий против защиты, организованной в определенную систему. Если быстрая контратака не удалась и противник организовал оборону своих ворот, то нападающие занимают места на площадке вдоль зоны вратаря соответственно своим амплуа. Постепенно ускоряя темп передач мяча, гандболисты разыгрывают различные комбинации в зависимости от выбранной системы нападения, чтобы добиться взятия ворот. Нападение ведется двумя линиями. В первой линии нападения всегда действуют линейные игроки и крайние, во второй - два полусредних и центральный разыгрывающие. При этом крайние игроки могут меняться местами, но функции крайних останутся за ними. Игроки второй линии, меняясь местами и иногда действуя у самой зоны вратаря как на центральной, так и на крайних позициях, все же выполняют роль разыгрывающих, организующих нападение. Число игроков, составляющих линии нападения, может быть различной. В зависимости от количества игроков в составе линий нападений существуют две системы нападения - 3: 3 и 4: 2.
Тактика защиты Умелая защита не только закрепляет успех команды, достигнутый в нападении, но и придает уверенность в дальнейших действиях. Защитные действия являются ответом на нападающие действия противника и организуются в зависимости от особенностей тактики соперников. Классификация тактических действий представлена на рисунке 24. Командные действия в защите подразделяются на три основных вида: личную, зонную и смешанную защиты. Личная защита - это вид командных действий, при которых каждый защитник опекает одного нападающего. При этой защите затруднено выполнение нападающими передач и бросков, так как игроки находятся под постоянной опекой. Разбор нападающих можно произвести двумя способами: 1) тренер распределяет игроков по силам: более быстрых нападающих опекает более ловкий защитник; 2) защитники разбирают ближних к ним нападающих. Второй вариант возможен только в случае равноценной подготовленности всех игроков к защитным действиям. Зонная защита - это вид командных действий, при которых каждый защитник выполняет определенные функции в системе перемещений игроков и несет ответственность за определенную зону этой системы. Для зонной защиты характерны передвижения игроков в зависимости от места и направления атаки противника. Зонная защита может быть организована несколькими системами взаимодействий игроков в зависимости от количества защитников, действующих в первой и второй линиях.
Смешанная защита - это вид командных действий, при которых часть игроков осуществляет функции зонной защиты, а часть опекает нападающих персонально. Под персональную опеку попадают нападающие, которые обладают особенностями индивидуальной игры, и применения против них зонной защиты недостаточно. Чаще всего это сильные бомбардиры и игроки второй линии нападения, от которых зависит организация действий всей команды. Применение смешанной защиты необходимо для того, чтобы выключить из игры наиболее опасных нападающих, нарушить отработанную систему нападения противника. Смешанную защиту можно организовать по двум системам взаимодействия в зависимости от количества персонально опекающих игроков. Тактика вратаря Исход матча во многом зависит от игры вратаря. Он последний из игроков может повлиять на полет мяча, а следовательно, допустить или не допустить взятие ворот. Общая схема тактики вратаря представлена на рисунке 25. Успешность игры вратаря в защите нередко определяется тем, насколько рационально он выберет способ задержания мяча. Применять различные приемы, выбирать способ задержания вратарю приходится, считаясь с тем, куда летит мяч. Выбор позиции вратарем во многом решает исход его поединка с нападающим. Этот выбор зависит от того, где находится игрок с мячом.
Готовность вратаря проходит четыре фазы формирования: 1. Фаза целенаправленного слежения. 2. Фаза прогнозирования наиболее вероятного направления полета мяча. 3. Фаза опережающего защитного действия. 4. Фаза коррекции точности защитного действия и оценка его эффективности. От индивидуальных действий вратаря часто зависит исход матча. Но команда еще более может рассчитывать на успех, если действия вратаря и защиты взаимосвязаны. Если защитник опекает игрока с мячом, проходящего с края, вратарь не должен суетиться. Главное в его игре - занять позицию у штанги, плотно закрыв ближние углы. В таких ситуациях защитник оттесняет нападающего к лицевой линии, поэтому забросить мяч в дальнюю часть ворот атакующему сложнее, чем в ближнюю. Во всех случаях, когда защитник борется с нападающим при броске, вратарь должен проявить выдержку. Если вратарь слишком приблизится к очагу борьбы, то мяч может попасть в ворота по самой непредвиденной траектории, так как нападающий сможет протолкнуть мяч любым способом. Если вратарь мечется, то ему трудно задержать отскочивший от рук защитника мяч. При блокировании по договоренности с защитниками вратарь прикрывает дальнюю часть ворот, а защитники - ближнюю. Но и тут вратарь должен быть начеку и страховать своих партнеров. При 9-метровом свободном броске вратарь руководит постановкой «стенки».
Методика обучения Структура процесса обучения Обучение приемам игры и тактическим действиям - процесс трудоемкий и длительный. Техника игры имеет большое разнообразие способов выполнения приемов, и на их усвоение хотя бы до уровня умений требуется несколько лет. В процессе обучения приемам игры важна не только постановка рациональных движений с биомеханической точки зрения, но п применение этих движений в игре. Поэтому обучение техническому приему и индивидуальным тактическим действиям должно идти параллельно. Кроме того, обучение игре осуществляется в тесной взаимосвязи с воспитанием физических качеств. Обучение движениям и воспитание физических качеств имеют общие истоки, так как лежащие к их основе закономерности формирования двигательных навыков и развития двигательных способностей едины. Физические способности ускоряют процесс освоения двигательных навыков. Выполняя приемы техники, проявляют физические качества, ускоряют их развитие. Однако для обучения движениям, как правило, облегчают условия, а для воспитания физических качеств необходимо постоянное увеличение нагрузок. При изучении каждого приема важно рассматривать его по фазам. Причем главное внимание необходимо концентрировать сначала на основной фазе движения, а уже потом на деталях и разнообразии подготовительной. При изучении любого приема должна соблюдаться логическая последовательность формирования технико-тактического действия: 1) ознакомление с приемом; 2) изучение приема в упрощенных условиях; 3) совершенствование приема в усложненной, приближенной к условиям игры обстановке; 4) применение приема в игре. При ознакомлении необходимо дать сведения об изучаемом приеме или действии с помощью наглядных методов и создать общее зрительное и двигательное представление о них. При повторных показах, дополненных демонстрацией наглядных пособий (кинограмм, фотографий, схем, кинокольцовок и др.), акцентируется внимание на наиболее важных деталях. Показ сопровождается рассказом о месте и значении приема или действия в игре, о наиболее рациональном их применении в определенных игровых ситуациях. Для получения элементарного двигательного представления дается пробная попытка. Разучивание в упрощенных условиях предполагает отсутствие помех для освоения структуры движения. Успех в данном случае во многом зависит от правильного подбора подготовительных и особенно подводящих упражнений. Для прочувствования элементов движения применяются различные приемы принудительного ограничения движений и фиксации положений. При первоначальном разучивании пользуются двумя методами: целостного и расчлененно-конструктивного упражнения. Целостный метод разучивания создает более полное представление и прочную логическую основу для формирования навыка. Методом расчлененно-конструктивного упражнения (расчлененный метод) пользуются для изучения сложных по структуре приемов и действий. После разучивания отдельных компонентов движения или взаимодействия основной задачей становится усвоение необходимого ритма при объединении частей в целое двигательное действие. Для упрощения или усложнения условий выполнения при разучивании приемов игры изменяют исходное положение, расстояние, направление, быстроту движения, вводят помехи. При разучивании тактики изменяют количество партнеров, цель и способы ее достижения, расстановку гандболистов, вводят противоборства. Главное на занятиях гандболом - это игра. Если все приемы техники доводить до совершенства в каждой стадии изучения вне игры, то на это уйдет много времени. Поэтому гандболисты применяют приемы в игре, когда те еще мало усвоены, и затем снова продолжают совершенствовать их в упрощенных и усложненных условиях. Последовательность изучения приемов должна быть такой, чтобы постепенное введение их в игру усложняло бы единоборство. Причем при изучении приема нападения рационально приступать и к изучению приема защиты. Изучаются приемы игры параллельно, но не более двух-трех в занятии. Обучение технике игры Обучение приемам игры в нападении Обучение технике перемещений. При обучении перемещениям необходимо изучить каждый прием в отдельности (бег, прыжки, остановки) и научиться их сочетать. Долго изучать один прием не следует. Как только освоена структура одного приема, можно переходить к новому и изучать его сочетание с другими в различных комбинациях. Бег изучают в такой последовательности: обычный, с изменением скорости (ускорения, рывки), с изменением направления (с поворотом, зигзагообразно, челночно), скрестным шагом, с различного рода подскоками, ритмичный и аритмичный бег. Остановку изучают сначала торможением одной, а затем двумя ногами. Сначала по сигналу останавливаются при быстрой ходьбе, потом при медленном беге и, наконец, при выполнении ускорений и рывков. Преподаватель следит за правильным распределением массы тела после остановки на обе ноги для сохранения равновесия. Далее после остановки можно включать перемещения в различных направлениях. Прыжок изучают, сначала отталкиваясь двумя ногами, а затем одной с места и с разбега. При этом необходимо обращать внимание на правильную постановку ноги, степень ее сгибания в связи с выполнением прыжка вверх или в длину и на мягкое устойчивое приземление. Все приемы перемещения гандболист использует в игре. Совершенствовать технику перемещений лучше всего с помощью таких упражнений: 1. Рывки до определенного ориентира с возвращением на исходную позицию. 2. Рывки из исходного положения лежа, сидя, приняв любую позу. 3. Бег с перепрыгиванием препятствий, отталкиваясь одной и двумя ногами. 4. Прыжки в чередовании с бегом. 5. Бег от одного ориентира к другому с остановкой у каждого. 6. Бег с обеганием препятствий. 7. Бег с перекладыванием различных предметов. Все эти упражнения можно проводить в виде эстафет. Обучение технике владения мячом. Обучение ловле мяча. Прежде чем начать учиться ловить мяч от партнера, необходимо проделать ряд подводящих упражнений, чтобы «привыкнуть» к массе, форме и упругим качествам мяча. 1. Подбросить мяч перед собой и поймать. 2. Подбросить и поймать мяч после отскока от пола. 3. Подбросить мяч левой рукой, а поймать правой. 4. Подбросить мяч над головой, за спиной, под ногой, между ногами и поймать. 5. Подбросить поочередно два мяча и поймать и т.д. Выполняя подводящие упражнения, занимающийся может ловить любым доступным ему способом. Перед ним ставится задача - после овладения мячом быть готовым сразу предпринять какие-либо действия (посмотреть на преподавателя, покатить мяч к определенному ориентиру, самому добежать до ориентира с мячом в руках и др.). Обучение передаче мяча. Прежде чем приступить к обучению передаче, спортсмена необходимо научить правильно держать мяч. Для этого надо подобрать в соответствии с возрастом и полом занимающихся мяч определенного размера и веса. При держании мяча кисть не должна быть напряжена. Пальцы удерживают мяч, а в лучезапястном суставе необходима оптимальная подвижность. Достигается такая подвижность следующими подводящими упражнениями: 1. Держа руки перед собой, перекидывать мяч пальцами из одной руки в другую. 2. Перекладывать мяч из руки в руку, перемещая его вокруг туловища, сначала стоя на месте, а затем в ходьбе и беге. 3. Из исходного положения мяч в двух руках перед собой выполнять поочередно замах вверх, вниз, в сторону с широкой амплитудой, держа мяч захватом или свободно на ладони. 4. Имитировать передачу, бросок в различных направлениях, держа мяч захватом сначала стоя на месте, а затем во время ходьбы и бега. Начинать обучение надо с передачи хлестом сверху. В мишень на стене, на уровне поднятой вверх руки, с расстояния 3-4 м занимающийся посылает мяч: из стойки разноименная нога впереди, рука с мячом вверху; то же с шагом разноименной вперед; то же с разбега в 3 шага. Далее занимающиеся, стоя лицом друг к другу, выполняют передачи мяча: с шагом вперед; с отскоком от поверхности площадки; с навесной траекторией. Изучая тот или иной способ передачи, после объяснения движений занимающиеся упражняются самостоятельно. Преподаватель последовательно переключает их внимание вначале на правильное исходное положение, затем на согласованность движений рук и ног, на положение туловища, на правильность движения руки. Обучение многоударному ведению начинается с упражнений на месте. В этом упражнении осваивается правильное положение руки, вырабатывается навык мягких последовательных толчков мяча, приобретается удобная стойка. Далее изучается ведение с различными перемещениями по площадке. Обучение броску. Освоение броска невозможно без предварительной подготовки опорно-двигательного аппарата занимающегося. С этой целью начинающие гандболисты должны выполнять подготовительные упражнения с различными предметами. Это прежде всего метания теннисных, детских резиновых, хоккейных мячей, палок различной длины, а также имитация броскового движения с гантелями, амортизатором в руке. Для развития подвижности кисти применяются упражнения с гимнастическими булавами, а для подвижности в плечевом суставе - с гимнастической палкой. Метание набивных мячей различного веса одной и в основном двумя руками способствует укреплению мышц рук, ног и туловища и развитию координации движений.
Обучение приемам игры в защите Обучение технике перемещений в защите начинают с освоения стойки на согнутых ногах. Степень сгибания ног защитника зависит от скорости его передвижения. Для освоения стойки защитника занимающимся надо подбирать посильные упражнения, которые вынуждали бы перемещаться в рациональной позе. Конечной целью этих упражнений должно быть умение гандболиста с любой скоростью передвигаться на согнутых ногах, меняя направление без лишних движений туловища. Для изучения передвижения в стойке на слегка согнутых ногах упражнения выполняются в невысоком темпе, смена направления происходит по сигналу преподавателя или в заранее обусловленном месте. Освоение передвижения на значительно согнутых ногах требует необходимости двигаться в высоком темпе, наличия прямого контакта с противником.
Обучение приемам игры вратаря Освоение техники приемов игры вратаря требует предварительной подготовленности опорно-двигательного аппарата занимающегося. Прежде всего необходимо уделить внимание укреплению мышц и связок рук и ног, поскольку резкие движения с широкой амплитудой, сильные удары мячом требуют определенной эластичности мышц и подвижности в суставах. При обучении вратаря необходимо применять защитные приспособления: плотный костюм, перчатки, щитки на голень, наколенники, мужчинам - защитную «раковину». При изучении приема отбивания мяча в «шпагате», а также при выполнении упражнении с падением необходимо пользоваться гимнастическими матами. Обучение перемещениям начинают вне ворот. По команде преподавателя занимающиеся передвигаются, меняя направление и сохраняя стойку на согнутых ногах. Обучение вратаря технике перемещения в воротах и в своей зоне необходимо сочетать с тренировкой выбора позиции. Для этого на дуге 6-метровой разметки ставятся любые ориентиры. Вратарь передвигается вдоль ворот приставными шагами. Оказавшись напротив очередного ориентира, он делает шаг вперед, фиксирует стойку готовности, отступает назад и продолжает передвижение приставными шагами до следующего ориентира. Сначала приставные шаги должны быть мелкими, но постепенно надо приучать вратаря делать как можно меньше шагов за счет удлинения шага. Чем меньше ему приходится делать шагов во время атаки противника, тем надежнее его готовность к отражению мяча. Техника прыжка вратаря осваивается в имитационных упражнениях отбивания мяча, летящего в верхние углы ворот, и в упражнениях с ловлей мяча. Ловля не является основным приемом игры вратаря при защите ворот. Но владеть ею вратарю необходимо в совершенстве. Поэтому все упражнения, способствующие ловле, вратарь должен выполнять с первых занятий. Это упражнения в ловле мяча в различных положениях: стоя, сидя, лежа, в прыжке, после кувырка, перепрыгивания, перешагивания, перелезания под предметами и пр. Отражая мяч рукой, очень важно напрягать мышцы при соприкосновении с мячом; должно быть встречное разгибание руки в локтевом суставе. Этому нужно уделить внимание при обучении. Тренер несильно бросает мяч, а вратарь отбивает его. Методика обучения тактическим действиям Обучение тактике полевых игроков Обучение тактике начинается с общего ознакомления с игрой. Тренер знакомит своих учеников с основными правилами игры, формулирует задачи, которые должны решаться в игре, разучивает с ними основные приемы ведения игры. Чтобы дать более конкретное представление о будущей спортивной деятельности, проводится игра в гандбол по упрощенным правилам. Далее приступают к изучению отдельных тактических действий, сначала индивидуальных, групповых, а затем и командных. В результате все изученные действия составят основу определенных тактических систем ведения игры. Такая закономерность перехода от общего к частному и обратно имеет место и при обучении командным действиям. Разучивание любого тактического действия имеет такую последовательность: 1) рассказ и показ на схеме или макете; 2) разучивание схемы действия непосредственно на площадке с пассивным противником (противника можно обозначить стойками); 3) то же, но с активным противником, действующим по определенным заданиям; 4) то же, но с активным противником и в соревновательной форме; 5) закрепление в двусторонней игре. Обучение индивидуальным тактическим действиям начинается имеете с изучением приемов техники защиты. Причем при объяснении особое внимание нужно уделить выбору места относительно нападающего, моменту начала действия. Обучение всегда должно проходить в единоборстве с нападающим, которому даются определенные задания. Обучение групповым, тактическим действиям защиты начинают вместе с изучением групповых действий нападения. Все обучение строится на противодействии нападающим. Когда нужно уточнить какое-либо групповое тактическое действие защиты, необходимо, чтобы нападающие выполняли только то действие, которое вынуждает защитников применить конкретный контрприем. Для изучения, например, переключения нападающие могут выполнять заслон, скрестное внешнее взаимодействие; для подстраховки нужны параллельные действия; для проскальзывания-личная опека и т.п. Начинают обучение с совместного действия двух игроков, а затем грех и более. Обучение командным действиям начинают с ознакомления с расстановкой игроков на площадке и основными задачами игроков различного амплуа в различных системах защиты. Совершенствование командных защитных действий нужно вести в соответствии с принципами, которые приемлемы для всех видов и способов защиты: создание численного преимущества, пресечение, передачи и принцип противохода. Обучение тактике вратаря К обучению тактике вратаря приступают тогда, когда гандболист получит понятие об основных способах задержания при различных уровнях полета мяча. Для отработки тактики применения приемов игры можно использовать специальный щит (в размер ворот), на котором крупно написаны цифры в квадратах. Вратарь становится лицом к щиту на расстоянии 2-3 м. Тренер, стоя у него за спиной, называет цифры, а вратарь, отыскав квадрат на щите, выполняет прием, ориентируясь на названный квадрат (предполагается, что мяч летит из этого квадрата). Постепенно темп выполнения упражнения убыстряется. После каждой имитации приема вратарь снова принимает стойку готовности. Далее можно давать ему задания на задержание мячей, следующих один за другим. Чтобы постепенно подводить вратаря к правильному реагированию на мяч, можно поставить его за натянутую сетку (наклонный батут) и в нее бросать мяч. Вратарь должен соответственно полету мяча выбирать прием задержания. Кроме того, такая предосторожность снимает страх перед летящим мячом, приучает следить за мячом, выполняя при этом необходимые движения. Далее будущий вратарь становится в ворота. Тренер набрасывает мяч в разные углы, на разной высоте, следит за правильностью выбора способа и уточняет правильность выполнения приема. Основы методики тренировки. Задачи, средства и методы тренировки Обучение и тренировка имеют свои специфические задачи, однако в тренировке всегда присутствует обучение новому. Поэтому эти понятия имеют тесную взаимосвязь и рассматривать их надо как единый педагогический процесс в системе подготовки квалифицированного гандболиста. Цель тренировки - воспитание целеустремленного, физически развитого, обладающего крепким здоровьем человека, способного к защите Родины и высокопроизводительному труду, готового показать наивысшие спортивные результаты в меру своих возможностей. Задачи тренировки: 1. Воспитание высоких моральных и волевых качеств гандболиста. 2. Укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие, воспитание специальных двигательных способностей. 3. Овладение современной техникой, тактикой и стратегией игры. 4. Воспитание психических свойств личности, необходимых для успешной тренировки и выступления в соревнованиях. 5. Приобретение знаний для научно обоснованного управления тренировкой. 6. Приобретение способности реализовать свои знания, умения и навыки в коллективной спортивной борьбе для достижения победы. Все средства спортивной тренировки гандболиста подразделяются на соревновательные и подготовительные. В свою очередь, в соревновательных средствах можно выделить собственно соревновательные и тренировочные формы соревновательных упражнений. В подготовительных упражнениях важно различать специально-подготовительные и общеподготовительные. Собственно соревновательные упражнения - это сама игра в реальных условиях спортивного соревнования в полном соответствии с правилами. Соревнования являются действенным средством повышения спортивного мастерства. В учебно-тренировочном процессе собственно соревновательные упражнения занимают видное место. Без них невозможен процесс совершенствования. Соревновательные упражнения в тренировке - это тоже целостные игровые действия, но выполняются они в других условиях, с меньшим накалом психической напряженности и направлены на решение тренировочных задач. Их можно считать модельными формами собственно соревновательных упражнений. Специально-подготовительные упражнения включают в себя элементы соревновательных действий, а также действия, сходные с соревновательными по характеру проявления способностей. Создаются эти упражнения с таким расчетом, чтобы избирательно воздействовать на отдельные стороны подготовки гандболиста, усилить это воздействие по сравнению с соревновательным упражнением. Общеподготовительные упражнения представляют собой комплекс для разносторонней подготовки спортсмена и упражнения, которые способствуют спортивному росту гандболиста. К ним относятся следующие: а) способствующие становлению технических и тактических навыков и росту необходимых физических качеств; б) повышающие общую работоспособность; в) ускоряющие восстановление после нагрузок. Методы спортивной тренировки подразделяются на словесные, наглядные и методы упражнений. Все они представлены конкретно но видам подготовки гандболиста: физической, технической, тактической, интеллектуальной, морально-волевой и специальной психической и игровой. Физическая подготовка - это процесс воспитания физических способностей, укрепления систем организма гандболиста для эффективного овладения навыками игры и соревновательной деятельностью. К задачам физической подготовки следует отнести: 1. Укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию. 2. Совершенствование жизненно важных умений и навыков. 3. Укрепление основных систем организма, несущих главную нагрузку в игре. 4. Воспитание основных двигательных способностей, силы, быстроты, гибкости, выносливости, ловкости. 5. Воспитание специфических способностей для игры в гандбол. Уровень физического развития и физической подготовленности гандболиста во многом определяет достижение высоких спортивных результатов. Техническая подготовка. Ее цель - обеспечить совершенное владение двигательными действиями в игре. Задачи: а) расширить вариативность действий на основе прочного навыка; б) завершить индивидуализацию техники в соответствии с достигнутой степенью развития индивидуальных способностей и амплуа в команде и др. Техническая подготовка - многолетний процесс, в течение которого меняется уровень развития физических и психических способностей занимающихся в зависимости от возраста и целенаправленного воспитания. Приобретение гандболистом новых физических качеств влечет за собой изменение динамической и кинематической структуры выполнения того или иного приема игры. Тактическая подготовка ведется с применением всех методов этого вида подготовки. Но основным является метод моделирования, так как команда постоянно готовится к поединкам с определенным противником. Наигрывая связки групповых действий, создавая комбинации, можно добиться эффективной игры. Психологическая подготовка ведется по всем направлениям и имеет важное значение для этого этапа. Тренеру должен помогать актив команды. Большие нагрузки, оторванность от семьи, постоянная мобилизация на высокий результат утомляют гандболиста и могут снизить спортивную деятельность. Для поддержания постоянного тонуса и интереса к тренировкам и соревнованию необходимо изучить мотивацию деятельности каждого игрока и умело регулировать его состояние. Такими мотивами могут быть потребности: а) в самосовершенствовании; б) в достижении успеха; в) в социальном одобрении (награды, известность); г) в общении с членами команды; д) в материальном поощрении. Тренер с помощью психолога обязан изучить своих учеников. Только конкретные воздействия на доминирующие мотивы деятельности гандболистов дадут ему возможность добиться успеха. Игровая подготовка. Вся подготовка на этом этапе принимает специализированный характер. Приемы игры совершенствуются в основном в комплексных упражнениях, принимая вид технико- тактических действий. Подводящие игры принимаются как средство восстановления работоспособности. Основными становятся специально-подготовительные средства, тренировочные формы и непосредственно соревновательное упражнение. Соревновательная подготовка иногда приобретает ведущее значение. Без подводящих, контрольных соревнований нельзя рассчитывать на успех в основных. Таким образом, основными задачами тренировочной деятельности игрока должны стать: - достижение необходимого уровня развития двигательных качеств, возможностей функциональных систем организма, несущих основную нагрузку в гандболе; - освоение техники и тактики гандбола; - воспитание необходимых моральных и волевых качеств; - обеспечение необходимого уровня специальной психической подготовленности;
- приобретение теоретических знаний и практического опыта для успешной тренировочной и соревновательной деятельности; - комплексное совершенствование и проявление в соревновательной деятельности различных сторон игровой подготовленности. Эти задачи в общем виде определяют основные направления тренировочного процесса. На рисунке 26 представлена схема средств, методов и методических приемов, применяемых в тренировке гандболиста с учетом раздела подготовки.
|