Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Манипулятивные психотехнологии в Public Relations
Различные виды манипулирования используются во всех сферах жизни. Однако наиболее заметно их применение в политической сфере. Под манипулированием обычно понимают способы информационного, социально-психологического воздействия с целью изменения мышления и поведения людей вопреки их интересам. Но иногда даются и более злые определения, акцентирующие внимание на манипуляции как на мошенничестве, махинациях, преисполненных коварством действий. С. Кара-Мурза выделяет три главных, родовых признаков манипуляции. Во-первых, это - вид духовного, психологического воздействия (а не физическое насилие или угроза насилия). Мишенью действий манипулятора является дух, психические структуры человеческой личности. Во-вторых, манипуляция - это скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции. Когда попытка манипуляции вскрывается и разоблачение становится достаточно широко известным, акция обычно свертывается, поскольку раскрытый факт такой попытки наносит манипулятору значительный ущерб. Еще более тщательно скрывается главная цель - так, чтобы даже разоблачение самого факта попытки манипуляции не привело к выяснению дальних намерений. Поэтому сокрытие, утаивание информации – обязательный признак, хотя некоторые приемы манипуляции включают в себя " предельное самораскрытие", игру в искренность, когда политик рвет на груди рубаху и пускает по щеке скупую мужскую слезу. В-третьих, манипуляция – это воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний. Встречаются, конечно, люди, способные к манипуляции сознанием окружающих с помощью доморощенных средств. Но размах их действий не велик, ограничивается личным воздействием – в семье, в бригаде, в роте или банде. Если же речь идет об общественном сознании, о политике, хотя бы местного масштаба, то, как правило, к разработке акции привлекаются специалисты или хотя бы специальные знания, почерпнутые из литературы или инструкций. Поскольку манипуляция общественным сознанием стала технологией, появились профессиональные работники, владеющие этой технологией (или ее частями). Основная цель манипулирования – добиться выгодного манипуляторам поведения от индивидуума и социальных групп, сохраняя у них иллюзию свободного выбора. Природа манипуляции состоит в наличии двойного воздействия – наряду с посылаемым открыто сообщением манипулятор посылает адресату " закодированный" сигнал, надеясь на то, что этот сигнал разбудит в сознании адресата те образы, которые нужны манипулятору. Это скрытое воздействие опирается на " неявное знание", которым обладает адресат, на его способность создавать в своем сознании образы, влияющие на его чувства, мнения и поведение. Искусство манипуляции состоит в том, чтобы пустить процесс воображения по нужному руслу, но так, чтобы человек не заметил скрытого воздействия. Осуществляется оно в основном через массированное информационное воздействие. Манипуляция с информационными потоками и лежит в основе формирования искаженной картины действительности, а, следовательно, массовое поведение направляется в нужном манипулятору направлении. С. Кара-Мурза выделяет пять основных способов введения в заблуждение получателей информации. Первый, самый простой, способ обмана заключается в утаивании информации от ее получателя. Надо отметить, что обманом он становится только, если у получателя информации уже существует неправильное представление о каком-то явлении или событии, а СМИ не сообщают ему истину, хотя по своему социальному назначению они должны это сделать. Формально в этом случае ложь отсутствует, однако, результат один — введение в заблуждение. Весьма часто прибегают ко «лжи по умолчанию» историки, не желающие портить давно сложившуюся стройную и непротиворечивую картину исторического процесса или репутацию его героев. Так, например, образ Александра Суворова у большинства русских людей ассоциируется с обликом бесстрашного воина, борца за независимость нашей Родины. И мало кто задумывается о том, что, по большому счету, Суворов в основном участвовал в захватнических войнах за пределами России или в подавлении освободительных восстаний. Например, он разгромил войска «народного героя» Пугачева и в деревянной клетке доставил его в Москву, а также жестоко подавил польское восстание 1795 года. Намеренно умалчивая об этих фактах из жизни знаменитого полководца, историки по сути дела создают ложный образ этого великого человека – сына своего времени. Второй способ — «селекция» — уже более изощрен и, как правило, специально нацелен на обман доверчивых людей. Однако " селекция фактов" может быть произведена под давлением обстоятельств, в угоду доминирующей идеологии или сильной личности. Так, накануне Великой Отечественной войны наша разведка получала от своих агентов информацию о готовящемся нападении Германии на СССР (в том числе шифровки Р. Зорге из Японии), однако к Сталину эта информация не пропускалась. Руководители наших спецслужб знали предубеждение Сталина на этот счет и отчаянно боялись гнева вождя. Ему доносили только то, что укладывалось в его концепцию, и таким образом вводили в заблуждение. Передергивание — это такой способ подачи информации, когда привлекается внимание к какому-то одному, наиболее выгодному для источника информации, свойству предмета или явления, причем порой банальные вещи умело подаются как величайшие откровения. К методу «передергивания» тесно примыкает «эффект рамки» — создание соответствующего оформления, преподносящего явление под определенным углом зрения. Для того чтобы понять, каким удобным инструментом для обмана является «эффект рамки», заглянем в «Словарь иностранных слов» 1954года и посмотрим значение термина «ген». (Напомню, что в то время шли гонения на биологов-генетиков) «Ген — в морганистской генетике — некий материальный носитель наследственности, якобы обеспечивающий преемственность в потомстве тех или иных признаков организма и будто бы находящийся в хромосомах». Обратите внимание на слова «якобы» и «будто бы», которые неизбежно ввинчивают в сознание читателя мысль о ложности понятия гена. А завершается идеологическая обработка окончательным приговором: «Представление о генах является плодом метафизики и идеализма». Четвертый способ — искажение пропорций. «Какую рыбу ты вчера поймал?» — спрашивает у рыболова друг. Тот невольно раздвигает ладони пошире. Этот пример достаточно безобиден, но в недавние времена ложь такого рода охватывала почти все отрасли народного хозяйства Советского Союза. Приписки делались повсюду. Пятый способ манипулирования информацией — это подмена понятий «да» и «нет» — «черное» и «белое». Так, богач, пытающийся обмануть грабителей в дороге, будет нарочито жаловаться на бедность, а военачальник постарается спрятать свои лучшие войска и, наоборот, придать внешне боеспособный вид войскам слабым. Более сложные способы манипулирования относятся к воздействию на коллективные осознаваемые и неосознаваемые процессы осмысления действительности. Один из них - конструирование мифов. Наделение ситуаций и лиц мифологическими чертами усиливает их влияние на массовое бессознательное и, соответственно, - на массовое сознание и поведение. Высокая эффективность таких манипулятивных технологий объясняется тем, что они воздействуют в основном на бессознательное восприятие. Психологи утверждают: в бессознательном каждого человека существуют некие первичные идеи, матрицы поведения, типы людей, которые называются архетипами. Впервые Понятие архетипа впервые было разработано К. Юнгом. Развивая учение о коллективном бессознательном, которое отражает опыт психический всего человечества, К. Юнг доказал, что в духовных представлениях людей существуют некие изначальные символы, присущие не только сказкам, легендам и мифам, но и развернутым идейным построениям. К таким архетипам он относил образы материнского начала, рождения и смерти человека, природных стихий. В процессе «мифологизации» современного «героя» (как правило, политического деятеля) и ситуации реальные черты исчезают, и на сцене общественной жизни появляются Герои, побеждающие не политических противников, а чудовищ. Идёт борьба не политических и экономических интересов, а " добра со злом". В психоаналитической интерпретации К.Юнга мифы о Герое невероятно разнообразны по деталям, но имеют при этом универсальную схему своего строения. Сценарий рождения и жизни героя состоит из следующих событий: чудесное и незаметное рождение, раннее свидетельство сверхчеловеческой силы, быстрое восхождение к известности и могуществу, его победоносную битву с силами зла, впадение в грех гордости, последующее падение в результате или превращения в героическую жертву. Технологические приемы создания мифологической фигуры героя достаточно разнообразны, но вместе с тем можно выделить следующие черты, которые включает в себя фигура героя. · неопределенность, недосказанность самой личности; · наличие у него чего-то особенного отклоняющегося; · противоречивость формы и содержания; · стремление к эмоциональной насыщенности; · ориентация на мифологическую нишу массового сознания. Весьма эффективным приемом создания мифологического ореола является технология обособления, отделения Героя от всех, в том числе и от соратников. До сих пор многие верят, что Сталин не виновен в злодеяниях, совершенных его подручными – известна фраза Б.Пастернака по поводу репрессий: " Если бы он знал". Потребность массового сознания в герое не требует доказательств. Герой нужен людям, чтобы с его помощью организовать и реализовать свою потребность в защите, опеке безопасности. С другой стороны, герой является образцом для подражания, с него бессознательно снимаются поведенческие паттерны. В этой связи в задачу имиджмейкера входит оценить установки и предпочтения целевого электората, подобрать для клиента нужный персонаж, а затем подогнать его деяния к соответствующим мифологическим подвигам. Специалисты PR в западных демократиях, в частности в США, давно и успешно применяют архетипические образы в выборных технологиях. Проиллюстрируем поиск адекватного архетипа для политика на примере, который приводит в своем исследовании " США: реклама и общество" О.Феофанов. Исследователь анализирует практику ведения избирательной кампании одним из ведущих американских политических менеджеров, президентом Американской ассоциации политических консультантов Джозефом Нейполитеном. Приступая к рекламной кампании, Нейполитен изучил материалы, которыми он располагал, для создания имиджа кандидата в члены сената Шаппа и изложил его в закрытом докладе: · Шапп не известен избирателям; · Он разведен и женат вторично; · Не обладает внушительной внешностью. Он невысок ростом, сутул и, когда улыбается, морщит нос, как кролик; · Далеко не лучший оратор. Он тянет фразу, вместо того,
|