Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение мотивов учения старших дошкольников






(по методике М. Р. Гинзбург)

Цель: выявить относительную выраженность различных моти­вов, побуждающих к учению детей старшего дошкольного возраста.

Для шестилетних детей наиболее характерными являются сле­дующие м о т и вы:

1. Собственно-познавательный мотив, восходящий к познава­тельной потребности, - учебный.

2. Широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения, - социальный.

3. «Позиционный» мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими, - позиционный.

4. «Внешние» по отношению к самой учебе мотивы, например, подчинение требованиям взрослых и т. п., - внешний.

5. Игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую - учеб­ную сферу, - игровой.

6. Мотив получения высокой отметки - отметка.

В основу предлагаемой методики положен принцип «персони­фикации» мотивов. Испытуемым предлагают небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей.

Эксперимент проводится индивидуально. После прочтения ка­ждого абзаца перед ребенком выкладывается схематический рису­нок, который служит внешней опорой для запоминания.

Инструкция. Сейчас я расскажу тебе историю. Девочки разго­варивали про школу (если эксперимент проводится с мальчиком, то в рассказе фигурируют мальчики).

Первая девочка сказала: «Я хожу в школу, потому что меня заставляет мама. А если бы не мама, я бы в школу не ходила». (На стол перед ребенком выкладыва­ется карточка со схематическим рисунком 1 ­внешний мотив.)

Вторая девочка сказала: «Я хожу в школу, потому что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я все равно бы училась». (Выкладывается, карточка с рисунком 2 ­учебный мотив.)

Третья девочка сказала: · «Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно играть». (Вы­кладывается карточка с рисунком 3 - игровой мотив.)

Четвертая девочка сказала: «Я хожу в школу, потому что хочу быть большой. Когда я в школе, я чувствую себя взрос­лой, а до школы я была маленькой». (Вы­кладывается карточка с рисунком 4 - позици­онный мотив.)

Пятая девочка сказала: «Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а вы­учишься - можешь стать, кем захочешь». (Рисунок 5 - социальный мотив.)

Шестая девочка сказала: «Я хожу в школу, потому что мне нравится получать пятерки». (Рисунок 6 - мотив отметка.)

После рассказа о девочках (мальчиках) экспериментатор задает ребенку следующие вопросы:

· Кто, по-твоему, из них прав? Почему?

· С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?

· С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?

Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание ответа проступает ребенку недостаточно явственно, ему напоминают со­держание рассказа, соответствующее картинке.


ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «БЕСЕДА О ШКОЛЕ»

(по методике Т. А. Нежновой)

Экспериментатор спрашивает ребенка, хочет ли он идти в школу. В зависимости от ответа задается первый вопрос «Беседы».

1. Как тебе кажется, что в школе самое интересное, привлека­тельное? Далее экспериментатор говорит: «Я буду рассказывать тебе маленькие истории про тебя самого, но только это будут исто­рии не про то, что с тобой уже было или случалось, а про то, что могло бы случиться, потому что случалось с другими детьми, когда они учились в школе. А ты мне будешь говорить, чтобы ты сказал или сделал, если бы такая история произошла с тобой».

2. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: «Ребенок, ты ведь у меня еще маленький, трудно тебе еще в школу, ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя из школы от­пустили H~ месяц, на полгода, на год. Хочешь?» Что ты ответишь маме?

3. Представь себе, что мама так и сделала (или не послушалась тебя и поступила по-своему) - договорилась, и тебя отпустили из школы прямо с завтрашнего дня. Утром ты встал, умылся, позавтракал, в школу идти не надо, делай, что хочешь... Чтобы ты стал делать, чем бы стал заниматься в то время, когда другие ребята в школе?

4. Представь себе, ты вышел погулять и встретил мальчика.

Ему тоже 6 лет, но он не ходит в школу, он ходит в детский сад. Он тебя спрашивает: «Что нужно делать, чтобы хорошо подготовиться к школе? Что ты ему посоветуешь?»

5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы ты не ходил в школу, а, наоборот, к тебе приходила бы каждый день учительница и учила бы тебя одного всему, чему учатся в школе. Ты согласился бы учиться дома?

6. Представь себе, что ваша учительница заболела. Приходит к вам в класс директор и говорит: «Мы можем пригласить к.вам дру­гую учительницу на это время, а можем попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню побыла у вас в классе вместо учительницы». Как, по-твоему, будет лучше, чтобы пришла другая учительница, или чтобы мамы заменяли учителей?

7. Представь себе, что есть две школы - школа А и школа В. В школе А расписание уроков такое: каждый день бывают уроки письма, чтения, математики, а уроки рисования, музыки, физкуль­туры редко, один раз в неделю. А в школе В все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, пись­мо и математика - редко, · по одному разу в неделю. В какой школе ты бы хотел учиться?

8. В школе А от первоклассника строго требуют, чтобы он вни­мательно слушал учителя и делал все, что он говорит, не разгова­ривал на уроках, поднимал руку, если надо что-то сказать или вый­ти из класса. А в школе В не делают замечания, если встанешь во время урока, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спроса. В какой школе ты бы хотел учиться?

9. Представь себе, что в какой-то день ты очень старательно ра­ботал на всех уроках, и учительница сказала: «Сегодня ты учился хорошо, просто замечательно, я хочу как-то особенно отметить тебя за такое учение. Выбирай сам – дать тебе шоколадку, игрушку или поставить пятерку в журнал?» Чтобы ты выбрал?


 

Обработка данных. Классификация ответов.

Все ответы разделяются на две категории – А и В.

№ вопросов Категория А Категория В
1. Уроки грамоты, счета – занятия, по содержанию и форме не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка Дошкольные виды деятельности – уроки художественно-физкультурного типа, а также внеучебные занятия: игра, еда, гуляние и т. д.
2. Несогласие ребенка на отпуск Согласие на отпуск
3. Учебные занятия Дошкольные занятия: игры, гуляние, рисование, занятия по хозяйству без упоминания о каких-либо учебных действиях
4. Содержательная сторона подготовки к школе – освоение навыков чтения, письма, счета Формальные стороны подготовки к школе – приобретение формы, портфеля, учебников, тетрадей
5. Несогласие обучения на дому Согласие на учебу на дому
6. Выбор учителя Выбор родителя
7. Выбор школы А Выбор школы В
8. Выбор школы А Выбор школы В
9. Выбор отметки Выбор игрушки или шоколадки

 

Преобладание в ответах ребенка категории А свидетельствует о том, что его внутренняя позиция имеет содержательный характер. Преобладание категории В говорит об ориентации ребенка на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал