![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава I. Тайны бурятского костюма
Министерство образования и науки Республики Бурятия Государственное образовательное учреждение Среднего профессионального образования «Закаменский агропромышленный техникум»
Тема: Тайны бурятского костюма
Выполнил: Боркин Максим Научный руководитель: Ворожбитцкая Е.В
г. Закаменск 2012
Содержание
Введение ……………………………………………………………………….…….3 Глава I. Тайны бурятского костюма 1.1.Традиционый мужской костюм…………………………………..…………..7 1.2. Традиционная женская одежда ……………………………………….…….19 Глава II. Украшения из серебра …………………………..…..……….…………31 2.2. Методика организации и руководства бурятскими народными играми в процессе социализации детей дошкольного возраста…………………39 Заключение ……………………………………………………………...................48 Список использованной литературы …………………………………………...50
Введение Народная одежда гармонично сочетает практичность и красоту, ибо она является воплощением всего лучшего, созданного народными мастерами на протяжении многих веков. Одежда каждого народа своеобразна, отражает самобытность, культуру, историю. Бурятская национальная одежда имеет также многовековую историю, отражает опыт трудовой деятельности. В последнее время пересматривается содержание программ по трудовому обучению в сторону усиления возрождения национальных традиций и культуры. Знакомство учащихся с бурятской национальной одеждой может состояться по выбору учителя либо путем корректировки учебных программ по обслуживающим видам труда, либо проведением кружковых занятий: бесед, демонстрации зарисовок, фотографий, образцов одежды, орнаментов, пошива национальных костюмов для участников художественной самодеятельности и по заказам населения или пошива современной одежды по народным мотивам. Как свидетельствуют архивные данные, приведенные Р. Д. Бадмаевой в книге «Бурятский народный костюм», первые сведения об одежде бурят встречаются в записях казаков-первопроходцев. В записях-донесениях основное внимание обращено на описание дорогих мехов, тканей, изделий из серебра, из них мы узнаем, что соболь, лисица, бобры еще в XVII веке использовались при изготовлении одежды. Бурятская национальная одежда отличалась простотой и практичностью, отвечала требованиям кочевого образа жизни бурят и климатическим условиям. Для нее характерны общность форм и покроя для всех слоев бурят, а главное отличие в одежде разных слоев населения по имущественному положению состояло в различии используемых материалов и количества деталей одежды. Традиционными материалами были кожа, мех, шкуры домашних животных и диких зверей, шерсть. Верхнюю одежду, а также обувь шили из овчины и шкур зверей. Были распространены шелковые китайские хлопчатобумажные и льняные ткани, привозимые русскими купцами.
Мужская одежда. Традиционная мужская одежда бурят— халат без плечевого шва: зимний дэгэл и летний на тонком подкладе тэрлиг. Мужские халаты бурят Забайкалья и Предбайкалья отличались кроем. Для забайкальских бурят, монголов характерна распашная одежда с запахом левой полы на правую, с цельнокроеными рукавами. Зимнюю одежду шили из овчины, на шитье одного дэгэла использовалось 5-6 шкур. Иногда дэгэл покрывали тканью: для повседневной работы - хлопчатобумажной, нарядные дэгэлы - шелком, парчой, полупарчой, чесучой, бархатом, плисом. Эти же ткани использовались при шитье нарядного летнего тэрлига. Наиболее престижными и красивыми считались ткани, затканные золотом или серебром- китайский шелк азаа магнал. Узоры, изображения драконов были выполнены из золотых и серебряных нитей, вероятно, здесь сказывалась традиционная любовь к металлу. Мужские и женские дэгэлы имеют две полы- верхнюю и нижнюю, спинку, перед, лиф, борта. Изделия из меха шили способом хубэрдэхэ, выметывая петли через край, шов затем заделывался декоративной тесьмой. Нитки были нескольких видов. Войлочные ковры - шэрдэг- прошивали конопляной ниткой -ултэнэг, обувь и зимние шубы шили нитками из сухожилий, которые свивали вручную; матерчатую одежду шили W привозными нитками. Из шелковых ниток (хэнжэ утахан) делали пышные Женская одежда Детская одежда, что для девочек, что для мальчиков, была одинаковой и повторяла крой мужского халата, т.е. прямой, не отрезной по линии талии, рукава цельнокроеные - реглан). До периода зрелости как на чистое (арюухан) существо, каким считался мужчина, поэтому в ее костюме сохранились все элементы мужского костюма. Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кашуками. Повседневные кушаки делали из далембы, нарядные из шелка в полоску. При достижении зрелости в 14- 15 лет менялись покрой платья и прическа. Платье становилось отрезным по линии талии, декоративная тесьма туза закрывала линию шва вокруг талии. В девичьем костюме отсутствовала безрукавка. В конце XIX - начале XX века женский костюм всех регионов сохранил свой этнический региональный колорит, хотя различался некоторыми элементами отделки и украшений. Женский костюм больше, чем мужской, сохранил родоплеменные и традиционные особенности, что обуславливает выделение двух территориальных комплексов - Забайкалья и Прибайкалья и их вариантов. Женский свадебный наряд надевался поверх платья, оставляя перед открытым, подол сзади имел разрез. Шили дэгэлэй из сукна, парчи. Верхняя одежда замужних женщин была отрезной по линии талии. Удлиненный лиф с глубокими проймами, не очень глубокий запах левой полы на правую. Летние женские халаты чаще всего шили из синей чесичу, линию шва закрывали декоративной тесьмой, только в передней части. Ширина тесьмы могла быть как узкой (в 1 палец), так и широкой - до 10 см. для отделк применяли блестящие плотные ткани - шелк, парчу, бархат. Поверх швов нашивали узорчатую тесьму ручной работы - туза, которая дополняла цветовую гамму. Одежда женщин пожилого возраста отличалась упрощенностью форм и украшений. Старые женщины шили будничные халаты из тканей подешевле темных оттенков, рукава становилась менее сложными. Рукава закаменских халатов тоже шились из трех частей. Обычно верхняя и кижняя части шились из той же ткани, что и сам халат, средняя часть - из ткани контрастного цвета. Безрукавка (уужа) была обязательным дополнением костюма замужней женщины всех регионов бурятских родов и племен. Уужа бывали двух видов: короткая, до линии талии называлась «эсэгын уужа», потому что по древнему бурятскому обычаю женщина в присутствии мужчины, в особенности свекра, могла появиться только с покрытой головой и спиной - в шапочке и безрукавке. По отношению к свекрови этот обычай не столь жестким. Короткие безрукавки большей частью носили в Забайкалье, в некоторых районах (например, в Закаменском) бытовали укороченные уужа. Безрукавки надевались поверх платьев -халдай, палатив Предбайкалье, тэрлиг, в Забайкалье и застегивались на одну пуговицу у ворота. Древнейшая магическая функция - охранная: оберег молочных желез и позвоночника -столпа, на котором строится каркас тела. Такой же была роль женщины в семье как хранительницы очага, продолжательницы рода. Отсутствие безрукавки в девичьем костюме объясняется тем, что пока она в доме родителей, она не выполняет эти функции. И только свадебные и послесвадебные обряда переводят ее в другую возрастную категорию - хозяйки дома, матери. Главное назначение женщины в семье, в обществе заключалось в рождении и воспитании детей. Лишь при создании семьи, ведущей к появлению детей, возможно исполнение данной роли. В настоящее время, когда идет новый подъем национальной культуры, языка, религии, традиционных праздников, народ старается одеваться в свою национальную одежду, которая становится более современной, праздничной, нарядной. Люди надевают ее для красоты и оригинальности, поэтому одежда утрачивает функции повседневной и приобретает функции праздничной.
|