Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Требования к дипломатической информации






 

Дипломат должен стремиться к тому, чтобы получаемая им ин­формация была актуальной, т.е. она должна отвечать тем полити­ческим задачам, которые стоят в повестке дня деятельности Пре­зидента страны и Правительства Российской Федерации или кото­рыми интересуется общественное мнение.

Важнейшее отличительное качество дипломатической инфор­мации — ее актуальность. Ценность информации состоит не толь­ко в ее истинности, но и в том, насколько она соответствует тре­бованиям данного исторического момента, сегодняшним заботам государства и российского общества. Есть темы, которые находят­ся постоянно в перекрестии общественного прицела, такие как безопасность государства, стабильность его экономической и со­циальной систем; интересы за пределами государственных границ. Но и в рамках постоянных тем внимание переносится с одного участка на другой. Актуальность информации состоит в том, что она не только помогает сориентироваться в ситуации и разобрать­ся в проблеме в данный конкретный момент, но становится важ­нейшим фактором принятия обоснованного решения, которые требует в данное время жизнь. Вполне естественно, что встречи глав государств и правительств, крупные международные совеща­ния вызывают всплеск информационной активности. В посоль­ствах, в аппарате МИД, других информационных ведомствах гото­вятся всякого рода аналитические записки, характеристики поли­тических деятелей, другие материалы, необходимые для формиро­вания позиции страны на предстоящих переговорах.

В конечном итоге все полученные и наработанные информаци­онные материалы могут быть сконцентрированы в итоговом доку­менте, называемом «Тезисы для бесед». «Тезисы» находятся в папке у главы государства, председателя правительства или мини­стра прямо на столе переговоров. «Тезисы» по своему содержанию и структуре представляют собой небольшой по объему информа­ционно-справочный методический материал, помогающий перего­ворщикам в выборе наиболее актуальных и острых проблем об­суждения, в поиске взаимоприемлемых подходов их решения. Он содержит емкое изложение всех компонентов вопроса, вынесенно­го на обсуждение на высоком или высшем уровне, после каждой констатирующей части (обычно это один развернутый абзац) сле­дует наиболее важная часть, содержащая то, что следует сказать за столом переговоров. В «Тезисах для беседы» могут содержаться наиболее вероятные аргументы или сообщения (предложения) партнерской стороны. В этом случае должны быть предусмотрены варианты наших ответов и предложений. В случае постановки со­вершенно неожиданных вопросов как правило предусматривается формула-обещание рассмотреть поставленный вопрос и дать после его изучения ответ по установленным каналам.

Актуальность информации ни в коем случае нельзя понимать только как злободневность, сиюминутность. В актуальности может и вовсе отсутствовать временной компонент. Категория актуаль­ности информации носит скорее политический характер. Напри­мер, в течение более полувека в польско-советских отношениях сохранялся острый раздражитель в виде так называемого «катынского дела». Хотя сам факт расстрела польских пленных офицеров весной 1940 г. под Смоленском все дальше и дальше отдалялся во времени, сохранявшаяся неясность относительно обстоятельств этой трагедии висела черной тенью над отношениями между Польшей и СССР. И только в 1992 г., когда были преданы глас­ности секретные решения Политбюро ЦК КПСС о расстреле польских офицеров, все встало на свои места. Более полувека тема Катыни продолжала оставаться актуальной.

Приведенный случай не исключение. По сей день остаются ак­туальными такие темы как, скажем, убийство президента США Джона Кеннеди в 1963 г., события в России в 1991 г. (история ГКЧП и Беловежского соглашения) и многие другие. Здесь важно не столько временное измерение, сколько практическая политическая, экономическая или социальная значимость для государст­ва данной информации, ее реальная или потенциальная действен­ность.

С точки зрения актуальности наибольшую ценность имеет та дипломатическая информация, которая носит упреждающий харак­тер, т.е. информация, предвосхищающая события. А значит, по­могающая обеспечить грамотное и высокоэффективное решение не только ситуационных сиюминутных и текущих задач, но и про­блем стратегического характера. Например, летом 1973 г., уступая просьбам чилийского президента С.Альенде, Советский Союз со­гласился на условиях кредита поставить крупную партию оружия, включая танки. Однако своевременно полученная точная инфор­мация о неизбежности военного переворота под руководством А.Пиночета позволила приостановить отгрузку, спасти репутацию страны, не говоря уже о сохранении для страны огромных матери­альных ценностей.

Третье основополагающее качество информации — ее объек­тивность. В точном следовании правде и достоверности заключа­ется мера профессионализма и гражданской совести лица, состав­ляющего информацию. Великой привилегией свободного человека является его право и способность говорить правду. Достоверность информации — залог успешной работы внешнеполитического ведом­ства и в конечном счете — основа безопасности Отечества. В канун Великой Отечественной войны политическое руководство страны имело достаточно достоверной информации о неизбежности и даже сроках нападения Германии на СССР, но тем не менее про­должало действовать шаблонно-волюнтаристски. Тем самым оно взяло на себя ответственность за неоправданно великие потери и поражения первого периода войны. Зато — потом оно должным образом оценило информацию о разработке в США атомного ору­жия, сумело предпринять адекватные и своевременные меры от­ветного характера.

Наиболее важным критерием достоверности информации явля­ется ее получение из нескольких независимых друг от друга источ­ников либо ее документальный характер, не вызывающий подо­зрений относительно фальсификации.

Многие промахи во внешней политике объясняются не­достоверной информацией, поступавшей политическому руковод­ству страны. Достаточно вспомнить драматическую историю совет­ско-китайских отношений в 60—80-х годов, когда в Советском Союзе шарахались от всенародного распевания песен типа «Рус­ский с китайцем — братья навек...», до кровавых военных столк­новений на острове Даманском. Хотя, как сейчас понятно, ни для той, ни для другой стороны никаких сколь-нибудь существенных социальных или идеологических предпосылок для военного столк­новения с такими трагическими последствиями не было.

Четвертое важнейшее качество дипломатической информации: полнота. В каком бы виде не подавалась информация вышестоя­щему органу: в форме шифртелеграммы, письменного сообщения или устного доклада — она должна быть максимально полной. Оз­накомление с информацией не должно провоцировать желания за­давать дополнительные вопросы типа: «Откуда взялись сведения?», «Что это за организация?», «Кто это такой?» и т.д. Информация должна давать максимально полное, исчерпывающее представле­ние о предмете или событии, которого она касается.

Хотя понятно, что абсолютно полной информации ни по како­му предмету не существует в принципе — истина всегда относи­тельна. Тем не менее, при составлении информации надо уметь:

а) в предельно сжатой форме сказать об источнике и генезисе проблемы,

б) емко и адекватно оценить ее состояние на текущий момент,

в) охарактеризовать основных участников событий,

г) обратить внимание на возможные политические последствия данного явления,

д) представить прогноз развития событий на ближайшую и от­даленную перспективы,

е) обратить внимание на значимость проблемы с позиции ин­тересов России.

Если остается ощущение неполноты информации, то вполне допустимо завершить ее фразой: «В дальнейшем будут приняты дополнительные меры к получению уточняющих сведений по дан­ному вопросу». Главное, не забыть выполнить это обещание в самый короткий срок.

Полноту информации недопустимо смешивать с многословием. Глубину и действенность формационного сообщения никогда не заменит ее объем в листах. Многословие и многописание, скорее всего, лишь подчеркнет ее пустоту.

Непреложное качество информации — новизна. Каждый ин­формационный материал должен содержать какие-то новые, ранее неизвестные факты, политические нюансы, сведения о новых ли­дерах и т.д. Особенно чутко следует реагировать на малейшие из­менения в настроениях политического и общественного мнения страны пребывания в отношении России, а также стран СНГ. Здесь элементы новизны появляются непрерывно в зависимости от смены политических сил, стоящих у государственного руля в стране пребывания, от характера и направленности внутриполити­ческих событий, происходящих в самой Российской Федерации и их восприятия за рубежом, от внешнеполитических шагов россий­ской дипломатии. Поскольку Российская Федерация является час­тью мирового сообщества и взаимосвязана с ним многочисленны­ми узами, то постоянное информационное отслеживание состоя­ния международной среды является долгом всех загранпредставительств. Далеко не всегда реакция за рубежом на те или иные шаги Президента России, российского Правительства или парламента является положительной. От дипломатических представителей тре­буется определенное мужество, чтобы честно и адекватно сооб­щить в Центр об истинном характере этой реакции. Дипломат, дипломатический служащий не просто работает, а служит Отечеству, находится на службе у Родины, а не лично у посла или министра. Он не должен забывать, что в демократическом государстве прези­денты, правительства, министры, депутаты сменяемы, а Отечество и его интересы постоянны.

Ценность информации бывает особенно высокой, если она носит конфиденциальный характер, освещая факты и события, про­исходящие в так называемой закрытой зоне, обычно оберегаемой от излишнего, не всегда доброжелательного внимания отдельных личностей и средств массовой информации. Конфиденциаль­ность — это система работы с информацией, обеспечивающая отсут­ствие огласки того, что должно быть известно только строго опреде­ленному кругу лиц [181]. В этом смысле речь может идти о положении в правящей элите страны пребывания, характере взаимо­отношений между различными центрами влияния, связях между бизнесом и властью, об управлении средствами массовой инфор­мации, здоровье глав государств и правительств, «теневых кабине­тах» и «коридорах власти». Иными словами обо всем том, что со­ставляет латентную сторону и «главную мудрость управления».

Не случайно в дипломатической службе конфиденциальность, а также режим секретности как система установленных норм, пра­вил и технологий, определяющих порядок и условия обеспечения сохранения в тайне сведений, носящих секретный характер, имеют особую значимость. Любые конкретные политические планы, прежде чем лечь на бумагу и получить ограничительные грифы, проходят длительный период обсуждения на уровне идей, предло­жений, концепций и т.д.

В развитых демократических странах к участию в этих обсуж­дениях привлекаются большие группы специалистов. Уметь пой­мать на этой стадии лейтмотив будущей государственной политики страны пребывания — задача внешнеполитического работника. Ничто из вышесказанного не является формально и официально секретным, эти темы открыто обсуждаются в деловых беседах или на светских раутах, но редко выходят за рамки определенного круга доверенных лиц. Дипломатический служащий нисколько не отступит и не нарушит российское законодательство и требования Венской конвенции, если будучи одним из участников таких бесед, получит и использует в служебных целях интересные или полезные для российской стороны сведения.

В истории российской дипломатии много было примеров, когда нашим послам удавалось установить прочные конфиденци­альные отношения с главами государств и правительств, видными политическими и общественными деятелями, от которых поступа­ла важная информация.

С первых дней поступления на дипломатическую службу буду­щий дипломат должен вырабатывать привычку регулярно и в большом количестве поглощать информацию, необходимую для вы­полнения своих профессиональных обязанностей. Насыщение и насыщенность информацией становится самой сутью жизни дип­ломатического служащего.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал