![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цель и задачи дисциплины. Требования к уровню освоения содержания дисциплиныСтр 1 из 8Следующая ⇒
Министерство образования и науки российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского» Физический факультет Кафедра прикладной и медицинской физики
«Утверждаю» Проректор по учебной работе ______________Т.Ю. Стукен «____»______________2011 г.
Программа дисциплины «История науки и техники» цикл естественно-научный (дисциплина по выбору) предназначена для студентов всех специальностей и направлений, обучающихся в Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского
г. Омск – 2011
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Программа дисциплины «История науки и техники» разработана доцентом кафедры прикладной и медицинской физики, к.ф.-м.н., доцентом Матвеевым А.В.
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры прикладной и медицинской физики (протокол №____ от «____» ________ 2011 г.)
Зав. кафедрой прикладной и медицинской физики ______________ Геринг Г.И.
Декан физического факультета __________________________ Потунданская М.Г.
Распределение общего объема часов по видам учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины – 68 часов. Форма итогового контроля – зачет.
Цель и задачи дисциплины. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Дисциплина изучается студентами 2-5 курсов всех специальностей и направлений по выбору. Объем нагрузки: лекции - 34 часа, самостоятельная работа – 34 часа. Учебный курс “История науки и техники” своими истоками концептуально тяготеет к курсу истории науки поставленном в Московском университете в 1903 г. В.И.Вернадским. Курс строится с учетом особенностей кризиса современной науки связанным, прежде всего, с исчерпанным потенциалом дисциплинарной культуры научного и учебного знания и изменения места и роли науки и техники в социокультурном развитии накануне ХХI века. Ориентация курса более социальная, чем когнитивная история науки и техники. Наука при этом понимается достаточно расширительно, включая помимо естествознания и гуманитарное знание (в достаточно обобщенной форме). Большое внимание уделяется рассмотрению исторически и культурно обусловленной подвижной границы между рациональным и иррациональным знанием. В науке (рациональном знании) преимущественное внимание уделяется процессуальной стороне, в противовес результативной. Эта же особенность характера и для учебного процесса истории науки и техники. Техника не рассматривается как нечто несовместимое с наукой. Скорее техника здесь одна из форм рационального познания и не может быть сведена к некоей вторичности по отношению к науке. Концептуально-методологическая особенность курса и его программы вытекает из факта, что “История науки и техники” это уникальная комплексная дисциплина, позволяющая естественным образом устранять противоречия в понимании различий между естествознанием и техникой с одной стороны, естественно-научным и техническим знанием и знанием гуманитарным - с другой. Принадлежа “обеим культурам”, “история науки и техники” является формой единой культуры человечества. В этом своем качестве она одинаково важна как для гуманитарного, так и для естественно-научного и технического образования. В учебном процессе специфика курса требует представления знания различных видов в самых разнообразных формах. При этом изменяется понятие самой природы знания: оно выступает не только и не столько в форме общественного результата, сколько в форме бесконечного становления и развития единой системы знаний. Предмет курса: совокупность информации и материальных носителей, свидетельствующих о деятельности познания человека начиная с древнейших времен до настоящего времени. Цели курса:
Задачи курса: дать студенту знания по концепциям науки и техники. Студент должен знать:
Студент должен уметь:
Тематический план (с распределением общего бюджета времени в часах)
Содержание дисциплины
|