Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типологическая характеристика видов наблюдения.






Чтобы данные об объекте изучения соответствовали заданным критериям качества, исследователь должен выбрать тот способ наблюдении, который является наилучшим для отбора необходимых сведений. Как способ сбора информации наблюдение обычно классифицируют по степени формализации процедуры, по положению наблюдателя, по условиям организации и частоте проведения

По степени формализации наблюдение подразделяется на не структурализованное и структурализованное. В неструктурализованном (неконтролируемом) наблюдении исследователь не определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса (ситуации) он будет наблюдать. Оно не имеет строгого плана, заранее определен лишь сам непосредственный объект наблюдения. С помощью этого вида наблюдения исследователь выясняет социальную атмосферу, в которой происходит явление или событие, границы объекта и его основные элементы, определяет, какие из этих элементов наиболее значимы для исследования, получает первоначальную информацию о взаимодействии этих элементов.

Недостаток неконтролируемого наблюдения — опасность субъективного отношения наблюдателя к объекту, что может привести к искажению результата. Именно здесь проблема наблюдение — вывод может проявиться наиболее ярко. Неконтролируемое наблюдение чаще всего встречается в монографических социологических исследованиях, оно также применя­ется в исследованиях поискового плана или на начальном (поисковом) этапе более обширного социологического исследования.

Структурализованным (контролируемым ) называется такой вид наблюдения, при котором социолог заранее определяет, какие из элементов изучаемого процесса или ситуации имеют наибольшее значение для его исследования, и сосредоточивает на них свое внимание, составляя специальный план записи наблюдении до начала сбора информации. Чащу всего задача структурализованного наблюдения в исследовании — проверка результатов, полученных другими методами, уточнение их. Оно может использоваться и как основной метод сбора информации, для точного описания и проверки гипотез в исследованиях небольшого масштаба.

Контроль результатов осуществляется прежде всего стандартизацией процедуры наблюдения, оформлением выделенных в процессе разработки программы факторов, подлежащих наблюдению, в виде таблиц, карточек, протоколов наблюдения, а также использованием вспомогательных технических средств (кино-, фото-, звукозаписывающая аппаратура). Кроме того, контроль осуществляется путем увеличения числа наблюдателей и сравнения результатов их наблюдений, а также через интенсификацию наблюдения — проведение серии наблюдений за одним и тем же объектом. Только выполнение всех этих условий делает наблюдение действительно контролируемым.

В зависимости от степени участия наблюдателя в исследуемой социальной ситуации различаются включенное (участвующее) и невключенное (неучаствующее) наблюдение.

При невключенном ( внешнем) наблюдении исследователь или его помощники находятся вне изучаемого объекта. Они со стороны наблюдают происходящие процессы, не вмешиваясь в их ход, не задавая никаких вопросов, — они просто регистрируют ход происходящих событий. Невключенное наблюдение используется для наблюдения за массовыми процессами, когда наблюдатель, для того чтобы видеть весь ход процесса, должен находиться на достаточном удалении от объекта наблюдения. Оно применяется для описания социальной среды, в которой происходит интересующее социолога событие. Внешнее наблюдение может проводиться не только самим исследователем, но и специально подготовленными наблюдателями. Однако это возможно только в том случае, когда процедура достаточно хорошо отработана и проверена надежность категорий. Невключенное наблюдение, направленное на описание характеристик социальной среды, применяется в монографическом исследовании (на поисковом его этапе) и в исследованиях описательного плана. Кроме того, невключенное наблюдение используется в экспериментальных исследованиях или на этапе экспериментальной проверки гипотезы в лабораторных условиях. Обычно этот вид наблюдения применяется и при социометрических исследованиях.

Включенным (участвующим) называется такой вид наблюдения, при котором наблюдатель в той или иной степени непосредственно включен в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности.

Включенное наблюдение в любых его видах позволяет собрать информацию, недоступную для получения другими методами. Исследователю здесь открываются более значимые для коллективной деятельности процессы и явления.

Выделяют разные типы такого участия (включения), которые социологи называют еще ролями наблюдателя.Полное включение (наблюдение проводится скрытно, изнутри). Участник, его истинное лицо и цели как исследователя неизвестны наблюдаемым.

При включенном наблюдении исследователь может выбрать для себя нейтральную позицию, не принимая активного участия в кол­лективной деятельности.

Включенное наблюдение хорошо контролируется увеличением числа наблюдателей, одновременно исследующих одну ситуацию. Последующее сравнение их записей, которые они должны вести независимо друг от друга, позволяет, во-первых, устранить следствия каких-либо побочных влияний (субъективных и объективных), а во-вторых, обнаружить у того или иного наблюдателя мертвые точки, т. е. не увиденные им события. Кроме того, наблюдатели имеют возможность видеть действия друг друга и реакцию наблюдаемых на присутствие исследователей. Это позволяет наблюдателям проверить правильность своих действий. Поэтому если на всем протяжении исследования участие нескольких наблюдателей невозможно, оно, очень желательно хотя бы на начальном этапе работы.

 

По месту проведения и условиям организации наблюдения делятся на полевые и лабораторные.

Полевое наблюдение проводится в естественной обстановке, в реальной жизненной ситуации, в непосредственном контакте с изу­чаемым объектом. Большинство конкретно-социологических исследований проходит именно в форме полевого наблюдения. Оно может быть различ­ной степени структурализации и включенности и применяться в исследованиях любого плана — от поискового до эксперименталь­ного на самых различных этапах, выполняя роль как основного метода сбора первичной информации, так и дополнительного.

Лабораторное наблюдение — такой вид наблюдения, при котором условия окружающей среды и наблюдаемая ситуация определяются исследователем. Основное его достоинство — максимальная по сравнению с другими видами возможность выявить все факторы, ситуации и установить взаимосвязь между ними. Основной недостаток — искусственность ситуации, которая, несмотря на все ухищрения исследователя, может резко менять поведение участников. Лабораторное наблюдение чаще всего применяется в исследованиях экспериментального плана или на этапе экспериментальной проверки гипотез и как правило, сводится к фиксации изменений, которые происходят в результате воздействия экспериментальных факторов. При лабораторном наблюдении особенно широко применяются возможные технические вспомогательные средства (кино- и фотоаппаратура, видеомагнитофоны и т. д.).

 

По регулярности проведения можно различать наблюдение систематическое и случайное.

 

Систематическое наблюдение характеризуется прежде всего регулярностью фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определенного периода времени. Оно позволяет выявить динамику процессов, значительно повысить достоверность экстраполяции их развития. Наблюдение можно проводить каждый день, раз в неделю, раз в месяц и т. д. Вести наблюдение можно:) за определенной группой (например, рабочей бригадой или научным коллективом (лабораторией) в течение месяца, года); 2) за определенным процессом в разных группах (например, за ростом самосознания отдельных социальных групп, классов, освободившихся от колониализма наций); 3) за определенным процессом в определенной группе (например, изменением отношения к труду у рабочих определенной бригады, ростом национального самосознания народа и т. д.).Область применения систематического наблюдения достаточно широка — от поискового до экспериментального исследования.

 

К случайному наблюдению относится наблюдение заранее незапланированного явления, деятельности, социальной ситуации.Например, проводя по плану наблюдение за изменением содержания труда, социолог может столкнуться с общим или дифферен­цированным изменением отношения к труду, проведения досуга, социальной, активности и т. п. и зафиксировать все это как пред­ставляющее значительный интерес.

 

 

Планирование и разработка программ наблюдения, выбор признаков, единиц и категорий наблюдения.

 

Составление программы наблюдения ставит исследователя перед необходимостью решить ряд достаточно сложных проблем. Наблюдение-—это прежде всего изучение объекта в ситуациях деятельности. Иначе говоря, речь идет об исследовании протекающего процесса.

Процесс разработки программы наблюдения состоит прежде всего в построении исследователем системы классификации тех фактов, которые составляют наблюдаемую ситуацию и отвечают целям исследования. Без нее зафиксированные факты будут изолированными, неопределенными и, следовательно, лишенными смысла.

В процессе наблюдения происходит накопление данных, и их предварительный анализ позволяет уточнить задачи наблюдения. Вводятся более строгие категории, выделяются наиболее значимые с точки зрения задачи исследования аспекты наблюдаемых ситуаций и событий. Поэтому программа наблюдения должна быть достаточно широкой и гибкой. Рамки соотнесения. Для того чтобы с необходимой точностью изучить общую сложную ситуацию и правильно упорядочить наблюдаемые факты, в программе наблюдения нужно решить вопрос о научных рамках соотнесения, т. е. определить, в каких терминах будет вестись исследование — в социологических, социально-психологических или психологических и на каком уровне будет проводиться наблюдение — на уровне коллектива как целого, на уровне части коллектива или на уровне отдельных индивидов, составляющих коллектив.

Важным подготовительным этапом работы является четкое определение объекта наблюдения. Уже постановка целей и выделение задач исследования определяют некоторые характеристики (отрасль промышленности, тип предприятия, профессиональный, социально- демографический состав и т. д.) изучаемых коллективов.

Цели, задачи и структура деятельности изучаемой группы. При разработке программы наблюдения следует принять во внимание тот факт, что цели и задачи, на решение которых направлена деятельность коллектива, могут рассматриваться по меньшей мере в двух аспектах.

С одной стороны, как достижение целей, поставленных перед коллективом системой, частью которой он является, подразумеваю­щее распределение функций между членами коллектива и координацию их деятельности. С другой стороны, существует проблема поддержания в коллективе межличностных отношений, т. е. взаимоотношений между его членами. Здесь возникают свои вопросы, связанные с тем, что люди по-разному относятся друг к другу, что кто-то хочет добиться чьего-то расположения или признания со стороны коллектива в целом и т.п. Таким образом, при наблюдении необходимо учитывать, что, помимо чисто функциональных, например производственных, проблеме, коллективу приходится решать проблемы, связанные с поддержанием межличностных отношений.

Определений предмета наблюдения. В зависимости от целей исследования социолог обычно выбирает в качестве предмета наблюдения какую-то одну из сторон объекта.

Не все поддается непосредственному, прямому наблюдению. Нельзя непосредственно наблюдать структуру коллектива, индивидуальные и общие цели, нормы и ценности, установки и мотивы поведения. Тем не менее именно эти явления, как правило, представляют для социолога наибольший, интерес, так как знание о них дает возможность приблизиться к пониманию механизмов коллективной деятельности и взаимодействия между людьми. О них можно судить по различным наблюдаемым проявлениям, которые будут играть роль показателей, указывающих на интересующие социолога характеристики.

Выбор признаков и единиц наблюдения. Прежде чем приступить к наблюдению, нужно заранее выбрать признаки, по которым можно будет судить о ситуации, интересующей исследователя.

Определение признаков представляет собой преобразование непрерывного процесса деятельности в доступные непосредственному наблюдению и регистрации единицы актов поведения, сводимые в систему, отражающую значимые свойства наблюдаемой ситуации. При этом следует руководствоваться тем, чтобы разрабатываемая система с максимально возможной точностью предусматривала размер единиц или набор показателей, соответствующих фиксируемому на определенном уровне явлению.

Выделенные в процессе разработки программы наблюдения, явления, события, действия, формы поведения, интерпретированные в соответствующих понятиях, становятся основой для разработки категорий, т. е. становятся единицами поведения и показателями каких-то более общих свойств или социально значимых действии изучаемой стороны действительности.

В качестве единицы поведения можно выделить и фиксировать любой сложный набор действий различного характера, однако такая единица не должна содержать слишком большого количества действий, быть большого размера, так как это может повредить точности и строгости результатов. Единицей поведения может быть выбран и самый маленький сегмент словесных и несловесных действий, который может быть обнаружен и классифицирован по одной из категорий при длительных и повторяющихся наблюдениях, другими словами, действия могут служить иллюстрациями той категории, к которой они относятся.

Определение понятий и разработка категорий. Для того чтобы данные наблюдения могли быть понятными другим исследователям, а результаты однотипных исследований были сопоставимыми, необходимо разработать такую систему понятий, при помощи которых будут описываться результаты наблюдения. Важно, чтобы используемые понятия определялись операционально, т. е. чтобы за ними было закреплено определенное значение и содержалась возможность фиксации этого значения.

При разработке категорий важно помнить, что они должны соответствовать следующим требованиям: каждая из отдельных кате­гории должна быть четко определена, не пересекаться с другими категориями, иметь ту же степень общности, что и другие катего­рии, и выражать какой-то определенный аспект решаемой в исследовании задачи.

Результаты наблюдения только тогда приводят к интересным гипотезам, точному описанию объекта, когда система категорий позволяет собрать достоверную информацию. Понятие достоверности включает оценку адекватности и надежности, входящих в систему категорий, а также точности их фиксации.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал