![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория идей Платона неудовлетворительна в качестве теории первого бытия.
Идеи без необходимости удваивают существующее: есть красивые вещи и есть дополнительно идея красоты. Не для всего, о чем имеется знание, есть идеи: нет идей для отрицательного (несладкое), единичного (Сократ), искусственного; всего, что нарушает порядок (катастрофа)... Идеи неподвижны, и неясно, если они причины, почему природные вещи движутся и изменяются. Непонятна связь вещей с идеями: ведь общее не является составной частью единичных вещей. Невозможно, «чтобы отдельно друг от друга существовали сущность и то, сущность чего она есть; как могут поэтому идеи, если они сущности вещей, существовать отдельно от них?» Платон не объясняет, почему вечные и совершенные идеи не передают эти качества своим копиям — вещам.
Отвергнув платоновское учение об «идеях» как бестелесных сущностях всего, Аристотель выдвинул представление, согласно которому все сущее состоит из двух основных начал — «формы» и «материи». Создал философскую систему научных дисциплин, выделив теоретические (математика, физика, психология), практические (этика), творческие (техника, эстетика). Более того, перед Аристотелем со всей остротой встал вопрос: «А чем, собственно, занимается философия?» Главные положения философии Аристотеля, 1. Философия - наука об умопостигаемом (т. е, то, что находится за пределами нашего опыта. По Аристотелю, «первая философия» — метафизика, букв, «то, что после физики»). По Аристотелю, предмет науки — общее, постигаемое умом. Однако умозрительно постигаемое знание не дано нашему уму от рождения и предполагает деятельность: собирание фактов. Таким образом, общее познается через индуктивное обобщение чувственно воспринимаемого мира. 2. Учение о категориях. Различные понятия не могут быть обобщены в едином общем роде, поэтому Аристотель выделяет десять категорий, основная из которых «сущность», отождествляемая с бытием. Остальные девять: «качество», «количество», «отношение», «место», «время», «действие», «состояние», «страдание», «обладание» — соотносятся с бытием через категорию «сущность», отвечают на вопрос: «Каковы свойства вещи?» То есть категории — есть высшие роды, к которым сводятся остальные. 3. Наука о законах мышления — логика. Аристотель где дал понятие дедуктивного метода познания. Формальная логика Аристотеля — силлогистика — тесно связана с учением о бытии, с теорией истины, так как в логических истинах философ видел вместе с тем формы бытия. 4. Учение о материи и форме, где материя — пассивная возможность, потенция становления, а форма — активное начало, сущность бытия, действительность, т. е. то, чем одна вещь отличается от другой. Форма превращает потенциальное существование в актуальное сущее. Общая причина движения — лишенность материи формы; следовательно, всякое движение — некоторое изменение, вызванное приобретением материей какой-либо формы. Новая форма должна соответствовать потенции вещи. Все движения делятся на изменения в субстрате, качестве, количестве или местоположении вещи. Цель изучения природы — причины движения, содержащиеся в самих вещах. Таких причин четыре — материальная (отвечает на вопрос «Из чего сделана эта вещь?»), формальная (отвечает на вопрос «Что это за вещь?»), действующая (отвечает на вопрос «Кто или что сделал эту вещь?») и целевая (отвечает на вопрос «Ради чего сделана эта вещь?»).
5. Учение о душе. По Аристотелю, душа есть не только у человека, но и у растений и животных. Растительная душа обладает способностью роста, питания и размножения, животная же душа еще обладает и чувством. Душа человека есть разумная душа, т. е, человек отличается наличием мышления и разума, способностью жить в коллективе («общественное животное»). Но разум не зависит от тела, он вечен и неизменен. Его Аристотель называл деятельным разумом и отличал от разума пассивного, в основном и присущего человеку. Моральный образец, по Аристотелю, — Бог, или совершеннейший философ, «мыслящее себя мышление». 6. Учение о государстве. Материальная причина государства — люди с их имуществом и территория проживания; после образования государства его члены наделяются правами законосовещательной и судебной власти и становятся гражданами. Формальная причина государства — способ общения людей, гарантирующий самодостаточность их существования. Действующая причина государства — его верховная власть. Целевая причина — счастливая жизнь всех граждан государства.
«...Человек по природе своей есть существо политическое, в силу чего даже те люди, которые нисколько не нуждаются во взаимопомощи, безотчетно стремятся к совместному жительству» («Политика»). «Государство создается не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо; в противном случае следовало бы допустить также и государство, состоящее из рабов или из животных, чего в действительности не бывает» (там же). Государство не может быть единым целым — иметь общую собственность, жен, детей (как у Платона); ведь то, что составляет единство, всегда различно по качеству. Общая собственность станет ничьей; общность жен и детей приведет к потере уважения к отцу, исчезнет дружелюбие, разрушится семья. В каждом государстве — три сословия: «очень состоятельные, крайне неимущие и третьи, стоящие посередине между теми и другими» Кто должен управлять государством, чтобы оно выполняло свое предназначение — богачи, неимущие или средние по достатку? — Ни первые, ни вторые. Государством должны управлять люди среднего достатка. Полития как регулярно сменяемая власть большинства среднего сословия, подчиняющаяся только закону, — наилучший способ управления государством. Правители получают решающее значение только в тех случаях, когда законы не дают однозначного решения.
Наследие Аристотеля энциклопедично. Он систематизировал и обобщил все философские знания, накопленные античной мыслью к 1У в. до н. э. Из-под его пера вышло первое систематизированное изложение начал философии, им была разработана основная структура философского знания, введены в оборот и субординированы (выстроены в иерархию) многие категории, которыми наука пользуется до сих пор. Аристотель положил начало существованию физики и формальной логики как самостоятельных дисциплин, разработал теоретические основы этики, эстетики, социальной философии. В космологии Аристотель отверг учение пифагорейцев и разработал геоцентрическую систему, существовавшую вплоть до гелиоцентрической системы Коперника. В отличие от абсолютного идеализма Платона учение Аристотеля содержит материалистические положения. Сущность вещей Аристотель указывал в самих вещах, хотя и считал, что форма - идеальное начало вещей, главенствующее над их материальным содержанием. Материальное бытие Аристотель признает реальным существованием, однако причину мира или конечный источник всякого движения он связывает с Богом как «неподвижным перводвигателем всего». Вместе с учением Платона учение Аристотеля послужило идейной основой философии христианства.
|