Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русская философия XVIII - первой четверти XIX вв.






Этот этап соответствует европейскому периоду Просвещения. Также он совпадает с переходом от Руси московской к Руси петровской и связан с реформами Петра I. Процесс секуляризации происходил не только в философии, но и во всей общественной жизни. Раскол русской церкви положил начало разрушению идеала " Святой Руси". В XVIII в., когда Московское государство становится Российской империей, старый идеал " Святой Руси" замещается идеалом " Великой Руси".

Эти перемены нашли свое отражение в том, что русская философия, еще сохраняя известные черты средневековой, шаг за шагом преодолевает религиозные границы. Традиционная философия еще сохранялась, например в Киево-Могилянской академии.

Огромное значение для развития духовной культуры Руси имело основание в 1755 г. Московского университета. С этого времени философия отходит от схоластики и становится свободной от церкви. В Москве раздавались призывы к отказу от преподавания философии на латыни и переходу на русский язык. Но следует отметить и то, что Россия была очень восприимчива и к философской культуре Запада. Основным течением философии России XVIII в. было русское " вольтерьянство" и " вольнодумство". Это течение шло по линии секуляризации и определялось потребностью создать новую национальную идеологию " ввиду крушения прежней церковной идеологии".

Пропагандистами научного знания и философии Нового времени в России, выходящей за рамки богословской традиции, были А. Д. Кантемир, В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов, Г. С. Сковорода, А. Н. Радищев.

А. Д. Кантемир (1708-1744) - писатель и философ. Перевел произведения Монтескье и Фонтенеля. Философию определяет как " основательное и ясное значение дел естественных и преестественных". Философия подразделяется на логику, физику, этику, метафизику.

В.Н. Татищев (1686-1750) - историк, государственный и общественный деятель, сподвижник Петра I. Автор работ по экономике, языку, внес большой вклад в развитие науки. Его общественно-политические и философские взгляды изложены в работах: " Разговор о пользе наук и училищ", " Духовная моему сыну", " Предызвещение к " Истории Российской" ".

М.В.Ломоносов (1711-1765) - ученый-энциклопедист, основоположник светского философского образования в России, реформатор русского языка и литературы, особенно велики его заслуги в развитии физики и химии. Ломоносов в философии был сторонником механистического материализма, заложил традиции материализма в русской философии. Он отводил большое место роли этики, морали и нравственности. Им была выдвинута теория атомической природы строения вещества.

Г.С.Сковорода (1722-1794) - выпускник Киево-Могилянской Академии, сосредоточил свои усилия на вопросе о смысле и цели человеческого бытия. Он в рамках христианской философии ставит общефилософские проблемы гносеологии, антропологии, метафизики и этики и прокладывает путь свободной философии, отделенной от религии.

А. Н. Радищев (1749-1802) - писатель, философ. Хорошо знал труды западной философии (Т. Гоббса, Г. Лейбница, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Н. Гердера, И. Канта). Радищев большое внимание уделил социально-политической философии. Социально-философские взгляды мыслителей того времени носили просветительско-гуманный характер. Главными произведениями являются: " Слово о Ломоносове", " Письмо к другу, живущему в Тобольске", ода " Вольность", философско-публицистический трактат " Путешествие из Петербурга в Москву", философское произведение " О человеке".

После выхода его знаменитой книги " Путешествие из Петербурга в Москву", в которой он беспощадно обличает крепостничество и самодержавие, Радищев становится первым русским философом, провозглашавшим идею человечности не в лоне религиозной философии, а в качестве основного стержня секуляризованной, светской общественной мысли. Центральная проблема миропонимания Радищева - человек, его сущность, место и роль в мире. Радищев обосновал принципы народовластия (демократии), свободы слова и вероисповедания.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал