Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение о природе






Ничто не возникает из ничего и не превращается в ничто. Вселен­ная всегда была такою, какова она теперь, и всегда будет такою. Следо­вательно, не надо бояться природы: она всегда одна и та же.

Вселенная состоит из тел и пустоты: о существовании тел свиде­тельствуют ощущения, о существовании пустоты — движение.

Тела либо неделимы и неизменны, то есть атомы, либо составлены из первых, делимы и изменяемы, то есть тела. Душа человека тоже ма­териальна.

Атомы имеют вес (чего не было у Демокрита), который и выступает при­чиной бесконечного падения вниз. Три вида движения присущи атомам:

падение вниз по прямой вследствие тяжести;

отклонение от траектории падения вследствие столкновения с другими атомами;

Самопроизвольное отклонение (так в описание мира была включена случайность!).

Не надо бояться смерти, ибо она — распад тела на атомы и ничего более.

 

 

Философия эпохи эллинизма и Римской империи (стоицизм, кинизм, скептицизм).

Эллинизм (от слова эллин — родоначальник греческого народа в древнегреческой мифологии) — период от завоеваний Александра Македонского до падения Западной Римской империи (конец IV в. до н. э. по V в. н. э.).

Это время формирования крупных монархий, сменивших мелкие рабовладельческие полисы. Александр Македонский, завоевавший Малую Азию, Сирию, Египет, Вавилон, Персию, всюду проводил по­литику слияния греков и варваров в общий этнос на греческой осно­ве. Завоевание Греции римлянами в III в. до н. э. усилило их инте­рес к греческой философии и способствовало эллинизации римской культуры. Несмотря на главенство Римской империи, для этого периода характерно распространение греческого языка и культуры на завоеванных территориях. Для образованных римлян знание этого наследия Древней Греции было престижно.

 

Период величайших социальных потрясений, переселения на­родов, накопления усталости и разочарования в этических идеалах классической (полисной) философии определил выдвижение на первое место проблемы индивидуального спасения, распространение космополитизма, сближение философских концепций с религиозными ценностями и идеалами.

Эпикуреизм (см. ответ на предыдущий вопрос – этическая составляющая эпикуреизма), стоицизм, кинизм и скептицизм — основные направления фи­лософии эллинизма.

Главная проблема — этическая: как жить, на что надеяться в эпоху глобальных социальных потрясений.

Особенность этого этапа в развитии философии заключалась в отказе от создания всеобъемлющих философских концепций и переключении внимания на проблемы ценностей и смысла человеческой жизни.

Школа киников, или циников (от названия холма в Афинах, где занимался с учениками основатель школы Антисфен (ок. 450 — ок. 360 до н.э.)), одна из сократических школ, проповедовала отказ от достижений материальной цивилизации. Наиболее известный представитель - Диоген (ок. 400 - ок. 325 гг. до н. э.). Характерными чертами кинизма (цинизма) было пренебрежение общественными нормами. Основой счастья и добродетели они считали отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий, достижение независимости и внутренней свободы.

Антисфен проповедовал опрощение жизни, отказ от каких-либо потребностей. Он общался с простыми людьми, говорил и одевался, как они; проповедовал на улицах и площадях, считая утонченную философию никчемной. Он призывал к тому, чтобы быть ближе к природе. По Антисфену, не должно быть ни правительства, ни частной собственности, ни брака. Его последователи резко осуждали рабство.

Не будучи полным аскетом, Антисфен презирал роскошь и стремление к наслаждению.

Славу Антисфена превзошел его ученик Диоген. Очень символично предание о том, как Диоген днем с фонарем безуспешно искал честного человека. Он упорно искал добродетели, считал, что моральная свобода заключается в освобождении от желания. Будьте безразличными к благам, которыми одарила вас фортуна, и вы освободитесь от страха, говорил Диоген. До нас дошло множество анекдотов из его жизни. Он отвергал все условности, касающиеся манер, одежды, жилища, пищи и приличий, например, допуская самые интимные формы общения на виду у всех. Диоген якобы жил в бочке, питался подаянием. Он говорил о своем братстве не только со всем человечеством, но и с животными. Сохранилась легенда, что Александр Македонский, прослышав про такую странную личность, как Диоген, навестил его. Подойдя к бочке, он спросил мудреца, чем может быть ему полезен, не хочет ли он какой-либо милости. Диоген гордо заявил: «Отойди и не заслоняй мне свет Солнца!»

Мир плох, поэтому надо научиться жить независимо от него. Блага жизни непрочны: они — дары судьбы и случая, а не честные вознаграждения за наши подлинные заслуги. Для мудреца самое важное — смирение. Воззрения Диогена могли и могут привлекать внимание людей, утомленных невзгодами жизни, у которых разочарование убило естественную активность духа. Безусловно положительным в ФФ кинизма был настрой на ответственность самого человека за все, что с ним происходит (не государство, не обычаи и традиции, не семья –он сам отвечает за себя.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал