![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
От структурализма — к постмодернизму. Структурализм и постструктурализм
Структурализм — самая известная попытка превратить гуманитарное знание в объективное и универсальное Структура — закон связи определенного множества элементов. Этот закон объективен, универсален, объединяет в одно целое частные функции отдельных элементов Знание структур освобождает гуманитарное знание от субъективизма и превращает его в разновидность научного Постструктурализм — движение, считающее претензии структуралистов на объективность гуманитарного знания необоснованными. Знание одних лишь структур не дает полного понимания исторических событий. Необходимо знание того, что лежит за пределами всякой структуры — контекст, индивидуальные особенности автора Структурализм (начало XX в. — 60-е гг. XX в.) — направление современной философии, возникшее на основе специальной методологии анализа лингвистических, семиотических, антропологических проблем, мифов и сказок, других художественных текстов. Основоположник — швейцарский лингвист Фердинанд Соссюр (1857-1913). Структурализм — реакция на обвинения в «ненаучности» гуманитарных наук. Гуманитарные науки якобы погрязли в эмпиризме, их обобщения недостоверны, субъективны, неформализуемы. Но перестройка гуманитарных наук по образцу естественных уничтожает их специ-'фику. Значит, они должны иметь собственные методы объективного анализа. За их открытие структурализм приобрел всемирную известность. Гуманитарное знание признали научным. Главное понятие — «структура» (форма) — закон связи функций множества элементов. Ей подчиняется бесконечное множество различных конкретизации. Знание структуры освобождает от накопления и анализа частностей. Так, русский лингвист В. А. Пропп в 1927 г. установил, что все русские волшебные сказки имеют одну и ту же структуру [см. его Морфологию сказки]. Принципы структурализма: целостность (целое определяет свои части); имманентность (структура — сущность, «скрывающаяся» за эмпирическим бытием своих проявлений); безличность {объективность). Постструктурализм (последняя треть XX в.) — движение критиков структурализма. Яркий представитель — французский философ и социолог Мишель Фуко (1926-1984). По их мнению, структуралисты переоценили самодостаточность структур, оставили за пределами анализа контекст, диалогичность и индивидуальные особенности человека, от проявления которых очень часто зависят направление и результаты развития истории. В литературоведении постструктурализм проявился в форме движения «деконструкции» — специального метода критики текста (автор - французский лингвист и философ Жак Деррида (1930-2004). Цель критики — разрушение целостности текста, выявление в нем внутренней противоречивости, скрытых не только от «наивного» читателя, но и от самого автора «остаточных смыслов». Результатом критики должны стать собственные размышления критика, навеянные чтением исходного текста. При этом они более важны, чем сам текст. Деконструктивисты отрицают существование единственной «правильной» интерпретации литературного текста. Нет никакой однозначной, целостной, скрытой и все подчиняющей структуры текста. Разрушенный деконструкцией, он распадается на множество фрагментов, не связанных ничем, кроме личных ассоциаций критика. Сколько критиков (читателей), столько и интерпретаций текста. Нет никакого различия между естественным, научным и художественным языками. Всякий язык неизбежно художественен, всегда функционирует по законам риторики и метафоры; любое научное знание существует в виде не строго логического изложения-исследования своего предмета, а художественного произведения. Всякий текст — «рассказ». Мир можно познать только в форме «литературного» рассказа, истории; даже представители естественных наук, например физики, «рассказывают истории» о ядерных частицах. Любая структура (порядок) рождается из неструктуры (хаоса). Поэтому важна не целостность, а ее части, фрагменты; не безличная структура, а личность и переживания ее автора. Постмодернизм (последняя треть XX в.) — идейное развитие и продолжение постструктурализма (оба движения часто отождествляются). Самое эклектичное и амбициозное направление современной философии. Ставит своей целью доказательство полной несостоятсльности идеалов и методов классической философии, преодоление всякой метафизики в принципе. Постструктуралисты боролись с диктатом структур, постмодернисты пошли дальше и объявили своей целью борьбу со всеми формами диктата, освобождение искусства, литературы и науки от стандартов эпохи «модерна» (XVIII — первая половина XX в.). Термин «постмодернизм» был введен в оборот французским философом и социологом Жаном-Франсуа Лиотаром (1924-1998). Постмодерн, пишет он в книге «Состояние постмодерна», «обозначает состояние культуры после трансформаций, которым подверглись правила игры в науке, литературе и искусстве в конце XIX века». Наука эпохи модерна создает, считает Лиотар, в лице философии особые «метарассказы» (мифы), наподобие «диалектика Духа, герменевтика смысла, эмансипация разумного субъекта или трудящегося, рост богатства и т. п.», с помощью которых узаконивает правила и цели своего собственного существования. Эпоха постмодерна отличается быстрым ростом роли техники и технологий, сдвигом интереса от анализа целей существования человека к средствам их достижения, не доверяет «метарассказам», устраняет, по выражению Лнотара, «великого героя, великие опасности, великие кругосветные плавания и великую цель», то есть игнорирует старые философские идеалы, устанавливает свои правила игры и более не претендует на решение глобальных этических пли политических проблем. Наука эпохи постмодерна соотносится не столько с ньютоновской механикой, системным анализом, сколько с прагматикой конкретных, специализированных языков. Исчезновение общего единого философского языка, общей единой онтологии, общей единой методологии с жестко фиксированным разделением функций субъекта и объекта — главный признак науки эпохи постмодерна. В эпоху постмодерна нет единой языковой игры, нет единого познающего субъекта. Есть неисчислимое множество пересекающихся неустойчивых языковых игр, в каждой из которых субъект свободно перемещается от одной когнитивной позиции к другой — отправителя, получателя, референта, судьи информации. В эпоху постмодерна возникает новый критерий эффективности социальных систем. Это не достижение истины, не технологичность, не консенсус, а возможность игроков самим устанавливать и менять правила своей игры. Социальная система, работающая в соответствии с новым критерием, требует отказа от вымыслов, поиска неизменных сущностей, ставит на первое место расчет результатов взаимодействия игроков. Информация — базисный капитал общества в эпоху постмодерна. Выживает то общество, которое минимизирует потери информации и максимизирует ее создание и приобретение. «Единственной легитимацией, которая в конечном счете обеспечивает принятие такого требования [возможность принятия игроками новых правил игры], является то, что это дает возможность производить новые идеи, то есть новые высказывания» (Ж.-Ф. Лиотар, «Состояние постмодерна»). Философия, наука и искусство должны расстаться с идеалами эпохи модерна — верой в существование безличного разума, поисками неизменных сущностей, технический прогресс как решение социальных проблем. Социальный и технологический прогресс сделал всех зависимыми друг от друга на абсолютные философские, научные решения проблем Не существует абсолютного разделения на субъект и объект, универсального языка, вообще нет ничего абсолютного. Прагматизм взаимодействия всех со всеми — главный критерий социального прогресса эпохи постмодерна. Информация — базисный социальный капитал. Процедуры и технологии производства информации — ведущие отрасли. Социальная жизнь — бесконечное производство ничего не обозначающих символов (симулякров) Постмодерн — это прежде всего философия, которая направлена против философии Нового времени. Постмодернисты считают, что феноменология, герменевтика, аналитическая философия по сути своей не отказались от идеалов нововременной философии. Постмодернисты готовы к самым резким выводам. Они стремятся расшатать все то, что сжимает человека в «объятиях тоталитаризма»: жесткие логические схематики, окончательные выводы, всяческий поиск устойчивого, преклонение перед авторитетами, властные структуры, в том числе науку и технику, поиск единообразия, насаждение необоснованных ценностей, стремление к непременному согласию между людьми, умаление эмоционального и чувственного, культивирование устаревших эстетических и моральных идеалов. Среди «теоретиков» постмодернизма, который, среди прочего, отрицает всякую теорию, принято выделять такие фигуры, как Р. Барт, Ж. Бодрийар, Ф. Гваттари, Ж. Делез, Ж. Деррида, Ю. Кристева, Ж.Ф. Лиотар, Ж. Лакан, М. Фуко. Призыв постмодернистов таков: больше хаоса, дискретности, плюрализма, чувственности, кризиса авторитетов, интуитивизма, поиска нестабильности, несогласия, нигилизма, отсутствия единообразия, иронии по отношению к признанным ценностям, калейдоскопичности, символичности, неустойчивости.
|