Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тайная статья к вечному миру






 

Тайная статья в договорах публичного права объективно, т. е. по своему содержанию, есть противоречие. Но субъективно, с точки зрения свойств лица, которое ее высказывает, тайна, конечй№, может заключаться в том, что это лицо находит для своего достоинства сомнительным публично признать себя ее автором.

Единственная статья подобного рода сводится к следующему: государства, вооружившиеся для войны, должны поразмыслитъ над положением философов о возможности осуществления общего мира.

Для законодательного авторитета государства, которому следует приписывать величайшую мудрость, унизительно, по-видимому, искать поучения о принципах своего поведения относительно других государств у подданных (философов), но все же делать это весьма благоразумно. Итак, государство будет молчаливо (делать из этого тайну) привлекатъ йх к этому; посяеднее будет означать, что государство позволит философам свободно и публично высказываться об общих максимах ведения войны и заключения мира (это они будут уже делать сами, лишь бы им только не запрещали); согласие же государств между собою по этому пункту не нуждается в особом договоре, поскольку оно уже заключается в обязанности, налагаемой общечеловеческим (морально законодательным) разумом. Это означает не то, что государству следовало бы предпочесть принципы философа высказываниям юриста (представителя государственной власти), а только — что первого следовало бы выслушать. Юрист, избравший символом права весы и вместе с ними меч справедливости, пользуется обыкновенно мечом не только для того, чтобы отстранить от ресов все чуждые влияния, но и для того, чтобы положить его на чашу, если она не захочет опуститься (vae victis!)9. К тому же юрист, если он в то же время (в моральном отношении) не философ, подвергается величайшему искушению, поскольку его обязанность состоит лишь в том, чтобы применять существующие законы, а не исследовать, нуждаются ли они сами в улучшении. Низшее на самом деле положение своего факультета он считает высшим, потому что последний стоит рядом с властью (то же самое относится и к двум другим факультетам)10. Философский факультет в сравнении с этой объединенной силой стоит на очень низкой ступени. Говорят, например, о философии, что она служанка богословия (то же повторяют и о двух других факультетах). Но из этого еще не ясно, «идет ли она с факелом впереди своей милостивой госпожи или поддерживает позади нее ее шлейф».

Нельзя ожидать, чтобы короли философствовали или философы сделались королями. Да этого не следует и желать, так как обладание властью неизбежно искажает свободное суждение разума. Но короли или самодержавные (самоуправляющиеся по законам равенства) яароды должны не допустить, чтобы исчез или умолк класс философов, и дать им возможность выступать публично. Это необходимо и тем и другим для внесения ясности в их деятельность. Эдесь нечего опасаться унреков в пропаганде, так как этот класс по своей природе не способен создавать сообщества и клубы.

 

Приложение

 

I


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал