Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эволюция идеала женской красоты
Блондинка с пышными формами, хрупкая нимфетка, целомудренная мещанка... Каноны женской красоты постоянно менялись с течением времени. Была бы Мерлин Монро красавицей в Античности? Оценили бы мы идеальную женщину XVII века? (приложение 7) Доисторический период Многочисленные статуэтки из кости и камня эпохи палеолита (300000-12000 до н.э.) представляют собой первые известные изображения женщины. Короткое туловище, лицо без очертаний, гипертрофированные груди, живот, бёдра, крохотные руки и ноги. Всё это свидетельствует о культе плодовитости женщины: красота и выживание тесно связаны между собой в представлениях о первом женском идеале. Загадочная дама в капюшоне: тонкие черты лица Первое известное изображение человеческого лица – статуэтка из бивня мамонта высотой около 3 см «Дама в капюшоне», найденная во время раскопок при Брассемпуи, датированная 25 000 до н.э. Впервые чётко различимы черты женского лица – дугообразные брови, маленький нос и подбородок. Тонкий женский профиль больше напоминает средневековых красавиц. Голова и шея очерчены волнистыми линиями, долгое время интерпретированными как капюшон. Хотя, вполне возможно, что это изображение заплетенных волос. Античность: идеал молодости и атлетического телосложения Египетские каноны красоты Во времена египетской цивилизации изображения идеальной женщины подчинялись определённым канонам. Среди известных своей красотой женщин того времени выделалась египетская царица начала Нового царства Яхмес-Нефертари, жена своего брата Яхмеса и мать Аменофиса I. Она являлась объектом культа личности и божества: статуи представляют её красивой высокой стройной африканкой атлетического телосложения, с длинными ногами, с округлыми ягодицами и маленькой грудью. Изображение лица подчинено в египетском искусстве чётким правилам, что можно наблюдать на примере знаменитых бюстов Нефертити. Цвет кожи всегда желтоватый, а не красноватого оттенка, как у изображений мужчин: женщина, следящая за домашним очагом, находится вдали от солнечных лучей. Глаза, часто чрезмерно широко открытые, подчеркнуты линией, предающей выразительность взгляду. И, наконец, идеальная египетская женщина вечно молода. Греческая красота: почти мужское тело Во время архаического периода (VII-VI века до н.э.) статуи никогда не изображали реальных людей, а воплощали идеал красоты, добродетели, доблести или жертвенности. Подобный идеал в большей степени соответствовал юноше. Женщины же изображались задрапированными в туники, позволяющие видеть очертания их мужеподобного атлетического тела. Красота основывается на гармонии тела, а не на художественном вкусе. Начиная с V века, статуэтки изображают не только божества и идеалы, но и реальных людей. А скульптор Пракситель впервые изображает женщину без одежды. Прототипом его скульптур Афродиты, известных своим эротизмом и женственностью, была Фрине, знаменитая куртизанка того времени. Средние века: идеал непорочности В средние века макияж запрещён всемогущей Церковью, поскольку он искажает божьи создания. Единственный приемлемый цвет – красный цвет целомудрия. Дева Мария изображалась в основном фигурой, лишённой всякой женственности: римская статуя представляет её исключительно в качестве поддержки для младенца Иисуса на её руках. Белизна кожи, символизирующая чистоту, непорочность, а также богатство и праздность, очень ценится в девушках той эпохи. Средневековая нимфа Часто скрытое под широкими одеждами, тело идеальной женщины должно было соответствовать особым канонам. Женщина должна быть широкоплечей с маленькой упругой грудью, осиной талией, узкими бедрами и округлым животиком. Особое внимание заслуживали молодость и светлые волосы. Возрождение: возвращение женственности Во времена правления Катерины Медичи во Францию ввезли с Востока румяна. Отныне красавицы Французского Двора (а следом и во всем мире) красят сурьмой глаза, ресницы, брови, а губы, ногти и щёки становятся ярко-красными. Куртизанки из Венеции, слывшие самыми красивыми женщинами, ввели в моду новый идеал красоты: блондинка с пышными формами и бледным лицом (знаменитая венецианская блондинка). От идеализированного тела… В эпоху Возрождения женское тело вновь появляется в нерелигиозном искусстве. Оно снова идеализируется. Женщины картин Рафаэля и Ботичели изображены в неестественных позах, опираясь на одну ногу, как в греческих скульптурах. В женщинах художники стараются показать прежде всего божественность. Многие элементы не выдерживают анатомических пропорций: слишком длинная шея, слишком покатые плечи и левая рука странно прикреплена к корпусу. Художники того времени трансформируют реальность, чтобы приблизиться к их видению женского идеала. …К аппетитным формам Но в искусстве эпохи Возрождения было также реалистическое движение. Аристократы и меценаты, которые восхищались холодной женской красотой работ Рафаэля, любили также округлые формы женщин Тициана и Рубенса. Округлые бёдра, тяжёлая грудь и аппетитная полнота характеризуют переход к чувственному искусству, зов к естественным желаниям зрителя. XVII век: культ изысканности Во времена классической эпохи, красота соответствует четким канонам культа изысканности. Женщины должны иметь молочный цвет лица, тонкую талию, внушительную грудь, немного пухлые руки. Женщины пользуются румянами и помадой, красные щёчки и губы являются символом любви и чувственности. Чтобы подчеркнуть свою хрупкость и благородное происхождение они даже специально выделяют себе вены. Мадам де Монтеспан полностью воплощает идеал женской красоты той эпохи. Её портреты отражают представления о красоте: беспощадный корсет создаёт осиную талию, грудь подчеркнута глубоким декольте, кожа бледная, а губы ярко красные. XVIII век: возвращение к естественной красоте Естественность прежде всего В эпоху просвещения революционные идеи затрагивают все сферы жизни, в том числе каноны красоты. После излишества культа изысканности XVII века с его специальными деревянными каркасами для платьев, увеличивающих бёдра и огромными париками, пришло время вернуться к естественной красоте. Макияж должен быть минимальным, у женщины должны быть мягкие губы и кожа цвета фарфора. Прически, не смотря на завивку и припудривание, соответствуют стилю «классический беспорядок». Женщина не олицетворяет больше статичную красоту, затянутую в слишком тесные платья. Картины Фрагонара изображают красоту в движении: в естественных позах на лоне природы женщины задорно веселятся и, во время игры, приоткрывается щиколотка или другая часть тела. Философское течение Размышления Руссо очень символичны для XVIII века. Однако автор «Прогулок одинокого мечтателя» не одинок: с конца XVII века доктор Тронше (Tronchet) призывает женщин придаваться веселым играм на природе в простой одежде, коротких юбках и в обуви без каблука, в то время как Аббат Прево (l'Abbe Prevost) превозносит в своих романах деревенскую красоту, чистую и естественную. Эта идеализация естественности достигает и парижского Двора. В своем замке Малый Трианон королева Мария-Антуанетта позирует Элизабет Виже-Лебрен (Elisabeth Vigee-Lebrun) без корсета и без замысловатой прически. XIX век. Между целомудренной женой и болезненной красотой Буржуазный идеал – маленькая неженка После Французской революции никаких напудренных париков, мушек и аристократического красного цвета помады и румян. Авансцену женского идеала красоты делят два типа: маленькая буржуа и болезненная красавица. В этот период изображения обнажённых женщин полны законченной женственности. Ля Кастильона (La Castiglione), " Королева сердец Империи", считается самой красивой женщиной того времени, воплощая в себе красоту женского гладкого молочного тела с пышными формами и внушительной грудью. Полнота является хорошим знаком материнства. Она усиливается накладными бёдрами и корсетами, визуально увеличивающими грудь. Скорее добродетельный и целомудренный, чем желанный, образ французской мадам соответствует конкретным канонам красоты, которым противопоставлен другой стереотип эпохи – болезненная красавица с темными кругами под глазами. Красавица с кругами под глазами Вторая модель творчества XIX века – это болезненная женственность. Речь идет как о душевных болезнях, при которых неуравновешенность граничит с безумием, символом такой красавицы может служить Камилла Клодель (Camille Claudel) – муза и ученица скульптора Огюста Родена, так и болезнях тела, как у Маргариты Готье, смертельно больной туберкулёзом куртизанки – героини романа «Дама с камелиями» Александра Дюма. У этой красоты болезненная бледность, темные круги под глазами и впалые щёки. Подобные признаки меланхолии и отчаяния соответствуют образу женщины загадочной, недосягаемой, фантастической. Данный идеал красоты выступает эстетическим манифестом против буржуазной модели. XX век: от девушки-парня до красавицы Мэрилин Гермафродитская красота Уже в конце XIX века Дега (Degas) и Тулуз Лотрек (Toulouse Lautrec) продвигают новый тип красоты: на их картинах полусветские девицы приоткрывают свои формы в кабаре из-под вороха юбок или во время своего утреннего туалета. Буржуа, затянутая в корсет и с постоянным недомоганием, уступила место стройной свободной женщине с крепким здоровьем. В 20-е годы господствует мода девушки-парня: коротко стриженые волосы, непринуждённая, в короткой юбочке - вот новый идеал гермафродитской красоты. Бёдра и живот должны быть плоскими, грудь маленькой, а платья по колено без рукавов должны выставлять напоказ достаточно мускулистые руки и стройные ноги. Полвека трансформаций От женщины чувственной… Внушительная грудь, пухлые губы, особая чувственность… После Второй Мировой войны худоба считается признаком плохого здоровья. Голливуд, всемогущая фабрика грёз, создаёт новый женский идеал: сексуальная блондинка а-ля Мэрилин Монро. Знаменитая актриса, начав свою карьеру, позируя обнажённой для календарей, стала символом красоты. Платиновая блондинка, воплощение чистоты и сексуальности, страстности и детской наивности. В реальной жизни всё было совсем иначе. Родители запрещают подросткам краситься, всякий флирт пресекается, церемонии помолвки и брака строго чтутся. …К женщине освобождённой Кино продолжает создавать образ женщины. С широких экранов сходят молодые звёзды с пышными формами: Сильвана Мангано (Silvana Mangano), Софи Лорэн (Sophia Loren), Лиз Тэйлор (Liz Taylor) и Джина Лоллобрижида (Gina Lollobrigida). В рекламе также преобладают однотипные красотки: чувственные женственные тела пышут здоровьем и достатком. Бледность осталась в прошлом, загорелое лицо свидетельствует о спортивной жизни на свежем воздухе. В моде бикини и мини юбка. В 1968 году студентки в знак протеста публично сжигают бюстгальтеры. Постепенно буржуазный идеал вытесняется из сознания. Наступает время отказа от установленной модели красоты и освобождения женщины! Каков же идеал девушки на данный момент?
|