![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Графика оформляет и украшает
Графический дизайн тесно связан с декоративным[38] и оформительским искусством. Оформительская графика включает в себя различные стилизованные композиции, аллегорическую эмблематику, декоративные украшения и пр. Все они являются средствами художественной выразительности, которые помогают сделать информационное сообщение более наглядным и эмоциональным. Оформительская графика в дизайне - это своего рода визуальный аккомпанемент, призванный сопровождать и украшать текст. Оформительская графика находит самое широкое применение в дизайне печатной продукции, рекламной деятельности, графическом решении интерьеров выставок, витрин магазинов, предметов повседневного пользования, оформлении массовых мероприятий, праздников и т.п. Традиционными видами декоративных украшений являются виньетки, заставки, концовки, бордюры, обрамления, буквицы, орнаменты, перовым росчерки и др. Особое место в ряду декоративных элементов оформительской графики занимает орнамент, Орнамент - это узор, основанный на симметрии, повторе и чередовании составляющих его элементов. Он может включать в себя не только реалистичные изображения, но и менее конкретные, обобщенные, а также абстрактные геометрические фигуры. Орнамент широко известен в книжной графике, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и т.д. В графическом дизайне он часто используется в качестве элемента фирменного стиля или выполняет роль бордюра, обрамляя текст или создавая рамку рекламного объявления, афиши, призыва, лозунга, эмблемы и пр. Орнамент может иметь любой рисунок, его выбор во многом зависит от вкуса дизайнера. По своей форме орнаменты бывают геометрическими, растительными, символическими, комбинированными и др. Каждая из этих форм используется в соответствии с замыслом художника и назначением того или иного информационного сообщения. Наиболее простым является геометрический орнамент, который может образовываться как из одного декоративного элемента - раппорта1, так и нескольких. Основными его фрагментами служат отрезки прямых линий, дуги окружностей или простые фигуры. Основной элемент орнамента называется декоративным звеном или мотивом. Мотив в значительной степени определяет принадлежность его к той или иной исторической эпохе, местности, культуре. Главное требование к орнаменту - он должен соответствовать сути информационного сообщения, раскрывать его основную идею, гармонизировать форму и содержание.
На рис. 2.12 изображены орнаментальные мотивы, наиболее часто встречающиеся в практике декоративно-оформительского искусства: > • цветок лотоса (рис. 2.12а) - растительный орнамент Древнего Египта; > • меандр (рис. 2.126) - непрерывная кривая или ломаная под прямым углом линия, образующая ряд спиралей. Назван по имени
извилистой реки в Малой Азии; > • аканф (рис. 2.12в) - растительный мотив античности, аканфом называлось расте-
ние, сходное с чертополохом; X арабеска (рис. 2.12г) - восточный орна-
мент, составленный из правильно повторяющихся и переплетающихся между со- бой стилизованных растительных узоров,
иногда включающий в себя и надпись; > плетенка (рис. 2.12д) - орнамент средне-
вековой Руси, составленный из переплетения лент, ремней, стеблей цветов; > • бандельверк ~ сплетенные ленты; > • волюта - спиралеобразно изогнутый мотив, свойственный произведениям античного искусства; X гирлянда- регулярно повторяющиеся сегментообразно свисающие элементы из цветов, листьев, фруктов и лент; Раппорт - повторяющаяся часть рисунка, узора. > • гюлъ - восьмиугольный медальон с орнаментальным заполнением; > • древо жизни - древообразный ствол, увенчивающийся пальметтой; > • килим - звериный мотив, напоминающий льва или самку оленя; > • мир-и-бота - происходит от слепка со сжатого кулака, который служил восточным монархам в качестве печати. Имеет форму сосновой шишки и часто так называется; > • пальметта - плоскостная стилизация формы пальмового листа; > • песочные часы - направленные острием друг против друга треугольники, напоминающие песочные часы; > • рог изобилия - 8-образно изогнутый рог с широким раструбом, наполненный цветами и фруктами; > • рокайль – асимметричный, мотив в виде раковины, характерный для европейского искусства начала XVIII века; > • рольверк - переплетенные друг с другом ленты, дополняемые фигурными мотивами; > чи - восточный мотив, напоминающий маленькое сжавшееся облачко; > • чинташши - три шара, составленные в один треугольник. Первоначально являлся знаком Будды. Чаще всего орнаменты имеют форму узкой полосы-ленты, прямоугольника или круга. Поэтому они классифицируются на следующие три вида: ленточные, сетчатые и розетты. Ленточным орнаментом называется узкий узор, элементы которого создают простой повторяющийся ряд. На рис. 2.13 показан логотип одной из торговых фирм, в котором древнегреческий ленточный орнамент меандр не только подчеркивает ее название, но и является органичной составной частью фирменного стиля, содержащего изображение Фортуны - богини счастья, случая и удачи.
Сетчатый орнамент часто выполняет роль фона и может покрывать всю площадь носителя информации. Он используется в качестве защиты от подделок акцизных марок, купонов, проездных билетов, других ценных бумаг. Этот орнамент, также как и ленточный, состоит из повторяющихся элементов, которые вписываются в сетку из квадратов, прямоугольников, ромбов или параллелограммов (рис. 2.14).
Розетты (рис. 2.15) представляют собой орнаменты, вписанные в круг. Как и сетчатый орнамент, они часто используются в декоративном оформлении документов. В классическом дизайне примером розетта могут служить изображения плафонов, декоративных тарелок, салфеток, кружевных и кованых изделий, решеток для ограждения лунок деревьев и т.п. Картуш - это графический норматив, основным элементом которого является щит, венок или не до
конца развернутый свиток, на которых помещается какой-либо символ или знак в виде монограммы, девиза, герба (рис. 2.16). Картуш часто используется для декоративного обрамления экслибрисов, эмблем, является элементом денежных знаков, ценных бумаг и т.п.
Буквицы, или инициалы - заглавные буквы укрупненного размера, помещаемые в начале абзаца или какой-либо надписи (рис. 2.17). Инициал является не только удобным приемом рубрикации текста, но и его украшением. Обычно в качестве инициала используется крупная буква такого же начертания, как и весь текст, хотя встречаются и оригинальные рисованные инициалы. При этом характер декоративного оформления буквицы должен соответствовать стилю используемого шрифта.
К распространенному виду оформительской графики относятся виньетки - небольшие, композиционно завершенные графические изображения предметного или сюжетно-тематического характера, часто имеющие символическое или аллегорическое значение. Будучи декоративным украшением, виньетка может образно отражать содержательную часть текста и выступать при его компоновке в качестве самостоятельного элемента. Рис. 2.16 Картуш На рис. 2.18 показано рекламное объявление, в котором виньетки образуют рамку.
Заставки (рис. 2.19) представляют собой небольшие орнаментальные или изобразительные (иногда сюжетные) графические композиции, которые применяются, в частности, для выделения и украшения начала какого либо раздела текста. В качестве заставок используются изображения лент, венков, других декоративных элементов.
Для композиционного завершения полосы текста могут использоваться концовки (рис. 2.20) -более скромные, чем заставки, изображения, представляющие собой декоративные линейки, символические знаки или небольшие рисунки какой-нибудь характерной детали. Большая группа изображений, характеризующихся относительным постоянством формы, образует так называемую деловую графику, широко применяющуюся в бизнесе, экономике, управлении, науке, технике и других «точных» отраслях человеческой деятельности.
|