![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В мире шрифта
Как уже говорилось в главе 1, дизайнеры занимаются не только графикой, но и текстом. Верстка и композиционное оформление печатных изданий традиционно входят в круг творческих интересов дизайнера, поскольку от того, как текст будет расположен на странице газеты, журнала или книги, зависит общее впечатление от издания. А раз дизайнер-график работает с текстом, значит, в первую очередь он имеет дело со шрифтами. Шрифт - один из важнейших атрибутов любого информационного сообщения, где есть надписи. Это касается не только «бумажной» продукции (плакаты, рекламные объявления, журналы, книги и т.д.), но и электронных средств массовой информации (телепередачи, видеоролики, титры кино-фильмов, Web-сайты). Шрифт - это графическая форма знаков определенной системы письма. В зависимости от техники исполнения различают рукописный, рисованный и наборный шрифты. Рукописный и рисованный шрифты выполняются вручную, с использованием различных инструментов - карандашей, фломастеров, плакатных перьев, кистей и т.п. Эти шрифты часто можно видеть на транспарантах, лозунгах, призывах, других произведениях агитационно-оформительского искусства. На рис. 4.1 показан пример выполнения рукописного шрифта с помощью ширококонечного пера [23]. Те шрифты, которые выполняются наборным способом (за исключением шрифтов наборно-пишущих и фотонаборных машин), называются типографскими. Наборные, рукописные и рисованные шрифты, которые воспроизводятся печатным способом, называются печатными.
В соответствии с назначением печатные шрифты подразделяются на три основные группы: текстовые - для текстового набора изданий; титульные - для обложек, титульных листов, заголовков; акцидентные - для малоформатной типографской продукции (дипломов, бланков, этикеток, ярлыков и т.п.). Рисунок шрифта тесно связан с конструкцией букв алфавита. Каждая буква состоит из формообразующих конструктивных элементов - штрихов. Они бывают трех видов: основные, соединительные и засечки (рис. 4.2).
Основными называют штрихи, определяющие основу формы буквы. Как правило, они толще штрихов других видов. Основные штрихи бывают разной толщины (в классических шрифтах толщина основных штрихов берется в 8-10 раз меньше их высоты) прямые, и кривые, вертикальные и наклонные. Соединительными штрихами называют такие, которые объединяют основные штрихи и образуют вместе с ними конструктивную форму буквы. Толщина соединительных штрихов во многих шрифтах меньше основных, а отношение их толщин определяет контрастность шрифта. Для контрастных шрифтов максимальное отношение толщины соединительных и основных штрихов равно 1: 3, для умеренно-контрастных - от 1: 3 до 2: 3, для малоконтрастных и неконтрастных - соответственно от 2: 3 до 1: 1. Засечками называют дополнительные штрихи, завершающие основные и соединительные элементы букв. Они придают законченность буквам, строчке - четкость, шрифту - единообразие. Засечки как элемент шрифта должны быть одинаковыми по толщине, длине, положению, форме и способу соединения со штрихами букв. Толщина засечек обычно равна толщине соединительных штрихов, а длина их боковых частей - толщине основных. Засечки бывают горизонтальными, наклонными и вертикальными. Они могут иметь форму прямого тонкого штриха, прямоугольника, параллелограмма, треугольника с прямыми и округлыми сторонами или более сложную конфигурацию. Одни из них плавно соединяются с основными и соединительными штрихами, другие – резко. В зависимости от наличия указанных конструктивных элементов и ширины букв шрифты подразделяются на различные группы. Конструкция букв алфавита по ширине во многом определяет графическое построение шрифта и влияет на удобочитаемость текста. По этому признаку шрифты делятся на два класса: моноширинные и пропорциональные. В моноширинных шрифтах все символы имеют одинаковый размер по горизонтали, в пропорциональных ширина символов различна. Разница между этими шрифтами особенно хорошо видна, если сравнить, например, латинские буквы \У и I или русскую букву Ш и цифру 1. По наличию или отсутствию засечек шрифты условно делятся на две большие группы: имеющие и не имеющие засечек. Первая группа включает в себя шрифты со скругленными в углах засечками и брусковые - с засечками прямоугольной брускообразной формы. Вторая - объединяет рубленые шрифты, в начертании которых засечки отсутствуют. При работе над оригинал-макетом, где используются рукописные или рисованные шрифты, дизайнер сначала создает законченный эскиз шрифтовой композиции на кальке - прозрачной бумаге. Затем калька подтушевывается мягким графитным карандашом с оборотной стороны, накладывается на картонную подложку-планшет и обводится твердым карандашом. Таким образом, на оригинале остается отпечаток текста, который окончательно прорисовывается краской, тушью, фломастером или каким-то другим инструментом. Можно, конечно, наносить надписи прямо на оригинал, но лучше не торопиться, так как даже опытному художнику-шрифтовику приходится делать множество исправлений, пока он найдет наилучший вариант ритмического и композиционного строя текста. Компьютерная техника во многом упрощает подготовку текстовой части оригинал-макета. Еще несколько лет назад текст, набранный на компьютере, распечатывался на принтере в нужном масштабе, после чего вырезался и приклеивался на планшет. Но сегодня технология изготовления таких выклеенных оригинал-макетов почти не применяется, поскольку макетирование как текстовой, так и изобразительной части информационных сообщений может осуществляться полностью в экранном варианте. Занимаясь компьютерным макетированием печатной продукции, дизайнер неизбежно сталкивается с терминологией, принятой в типографском деле. С понятием шрифта тесно связано понятие гарнитуры. Так называют семейство типографских шрифтов одного рисунка, но разных по начертанию и размерам. Обычно в распоряжении специалиста, работающего на компьютере, имеется большое количество гарнитур, различных по рисунку и назначению: текстовых, титульных, акцидентных, афишно-плакатных и др. На рис. 4.4 представлены образцы некоторых гарнитур, наиболее часто употребляемых в электронном дизайне для подготовки печатных изданий и акцидентной полиграфической продукции. АКАДЕМИЧЕСКАЯ академическая АКАДЕМИЧЕСКАЯ академическая АКАДЕМИЧЕСКАЯ академическая БАЛТИКА балтика БЛЛТИКА балтика БАЛТИКА балтика ЖУРНАЛЬНАЯ журнальная ЖУРНАЛЬНАЯ журнальная ЖУРНАЛЬНАЯ журнальная
ЖУРНАЛЬНАЯ журнальная ЖУРНАЛЬНАЯ журнальная
|