![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Занятие 15
Психология: душа как форма тела, единство души, «общее чувство». Этика, учение о добродетели и пороке. Созерцательная жизнь философа. Учение о государстве. Аристотелизм и христианство. Контрольные вопросы к занятию 1.Как Аристотель понимает личность человека? 2.В чем отличие аристотелевского понимания добродетели от христианского? 3.Почему созерцательная жизнь, по Аристотелю, лучше деятельной? Литература Основная Аристотель. О душе // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1976. Кн. 1, гл.1, 3; кн.2, гл.1-3; кн.3, гл.4-13. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. Кн. I, II, VI, кн.X, гл. 6-9. Дополнительная Чанышев А.Н. Аристотель. М., 1981. Bradshaw D. Aristotle East and West: metaphysics and the division of Christendom. Cambridge, 2004. Clark Stephen R.L. Aristotle's Man. Oxford, 1975. Richard K. Aristotle: Political Philosophy. Oxford, 2002. Второй семестр Занятие 1 Эллинистическая философия. Эпикур: атомизм, учение о свободе, эвдемонизм. Римский эпикуреизм: Тит Лукреций Кар. Ранний стоицизм (Зенон, Клеанф, Хрисипп): физика, логика, этика. Свобода человека и провидение. Стоический идеал мудреца. Римский стоицизм: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Контрольные вопросы к занятию 1.Что такое «идеал мудреца» в эллинистической философии? 2.В чем причина деформации образа Эпикура? 3.Каковы причины востребованности философии стоиков в раннем христианстве? 4.Как вы думаете, почему в Деяниях апостолов сказано, что «некоторые же мужи (из стоиков и эпикурейцев), пристав к нему (ап. Павлу), уверовали» (Деян. 17. 34). Литература Основная Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986, стр. 248-293, 296-306, 369-411. Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления. М., 1998. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995. Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. Трагедии. М., 1986. Фрагменты ранних стоиков, т.1. Зенон и его ученики. М., 1998. Фрагменты ранних стоиков. Том II. Хрисипп из Сол. Часть 1. Логические и физические фрагменты. Фрг. 1-521. М., 1999. Дополнительная Гончарова Т. Эпикур. М., 1988. Лебедев А.П. Языческий философ Сенека в христианском предании // Православное обозрение. 1883. Т. I. Невзоров И.А. Мораль стоицизма и христианское нравоучение. Казань, 1892. Степанова Л.С. Философия Древней Стои. СПб., 1995. Столяров А.А. Стоя и Стоицизм. М., 1995. Фаминский В. Религиозно-нравственные воззрения Л.А. Сенеки и отношение их к христианству. Киев, 1906. Barth P. Die Stoa. Stuttgart, 1946. Hicks R.D. Stoic and Epicurean. Cambridge, 1910. Spanneut M. Le stoicisme des Peres de l'Eglise; de Clement de Rome а Clement d'Alexandrie. Paris, 1969. The Cambridge companion to the Stoics / ed. Brad Inwood. Cambridge, N.Y.: Cambridge University Press, 2003.
|