Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория бухгалтерского учета

Тема 1: Сущность бух. учета и его значение в системе экономической информации

 

Бух. учет – это система наблюдения, измерения, регистрации, обработки и передачи информации в стоимостной оценке об имуществе, источников его формирования, обязательствах и хозяйственных операциях хозяйствующего субъекта.

Бух. учет изучает количественную сторону хозяйственных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной путем сплошной, непрерывной документально-обоснованной и взаимосвязанной регистрации хозяйственных фактов в денежном выражении и в натуральных показателях.

Бух. учету присуще следующие признаки:

1. сплошное отражение финансовой и хозяйственной деятельности предприятия, всего его имущества и источников их формирования;

2. осуществляется непрерывно во времени отражение происходящих фактов;

3. каждый хозяйственный факт оформляется документально;

4. все средства и хозяйственные процессы обязательно отражаются в денежном выражении, обобщая натуральные показатели;

5. существует взаимосвязанное отражение финансовой и хозяйственной деятельности обусловленной условной зависимостью свершившихся фактов.

 

 

Тема 2: Виды хозяйственного учета

 

Хозяйственный учет – это функция управления, которая представляет собой систему наблюдения, измерения и регистрации фактов хозяйственной деятельности.

Различают следующие виды:

1. оперативный;

2. статистический;

3. бухгалтерский;

4. финансовый;

5. управленческий.

Каждый из вида учета рассматривает одни и те же хозяйственные процессы с разных позиций, при этом потоки информации не пересекаются.

Каждому из вида учетов присуще одна особенность использования одних и тех же измерителей:

­­–- натуральных;

– трудовых;

– денежных.

Натуральные измерители отражают количественную характеристику однородного объекта, учета и служит для получения информации в указанных единицах в зависимости от особенностей объектов.

Натуральные измерители выражаются:

– счетом;

– массой;

– объемом;

– мерами длины.

Трудовые измерители предназначены для учета затраченного рабочего времени. Единицы измерения: минуты, часы, дни.

С их помощью контролируется:

1. норма выработки;

2. производительность труда;

3. начисление заработной платы.

Денежный измеритель является обобщающим показателем, который предназначен для учета разнородных объектов в едином измерении.

Денежный измеритель позволяет исчислить затраты и результаты предприятия за отчетный период.

 

 

Тема 3: Предмет и объект бух. учета

 

Предметом изучения бух. учета является:

1. имущество предприятия;

2. источники его формирования;

3. хозяйственные процессы.

Предмет детализируется на объект, который представляет собой:

1. хозяйственные средства;

2. источники их формирования;

3. хозяйственные процессы;

4. затраты;

5. финансовые результаты.

 


Схема 1: группировка имущества экономического субъекта по видам, составу и функциональной роли в процессе воспроизводства совокупного общественного продукта.

Схема 2: группировка источников формирования имущества экономического субъекта.


Тема 4: Функции бух. учета

 

В системе управления бух. учет выполняет следующие функции:

1. контрольная;

2. обеспечение сохранности собственности;

3. информационная;

4. обратной связи;

5. аналитическая.

Контрольная функция – связана с учетом имущества и источников формирования имущества, т.к. осуществляется контроль за использованием материальных трудовых и финансовых ресурсов. С помощью контрольной функции осуществляется обеспечение запасами.

Контрольная функция бух. учета позволяет обеспечить сохранности предприятия, формировать фактические затраты на производство.

Обеспечение сохранности собственности - предполагает проведение инвентаризации, в процессе которой сопоставляются данные фактического наличия имущества и источников его формирования и показатели текущего учета.

Несоответствия в результате проведения инвентаризации устраняются, таким образом, обеспечивается сохранность собственности.

Информационная функция – заключается в том, что бух. учет фиксирует и накапливает всестороннюю, синтетическую и аналитическую информацию о состоянии имущества, источников его образования, хозяйственных процессах, о конечных результатах финансовой деятельности.

Бухгалтерская информация хорошо используется в других видах учета для планирования, прогнозирования, выработки тактики и стратегии деятельности предприятия.

К бухгалтерской информации предъявляются следующие требования:

1. объективность;

2. достоверность;

3. своевременность;

4. оперативность.

Информация должно содержать минимальное количество показателей и удовлетворять потребности максимального количества пользователей на разных уровнях управления.

Функция обратной связи – выполняет находящаяся на различных носителях исходная информация, поступающая с первичной документации.

Аналитическая функция – заключается в том, что бухгалтерская информация используется для анализа хозяйственной деятельности, по всем разделам бух. учета.

 

 

Тема 5: Метод бух. учета

 

Методологическую основу организации бух. учета составляет система способов и приемов, которые осуществляются посредством:

1. документации;

2. инвентаризации;

3. бухгалтерского баланса;

4. системой аналитических и синтетических счетов с применением методов:

5. а) двойной записи;

6. б) оценкой имуществ и обязательств;

7. в) калькуляции;

8. г) отчетности предприятия.

Документация – это способ первичной регистрации хозяйственной операции с помощью документов в момент и в местах их свершения.

Документация позволяет осуществлять сплошное наблюдение за хозяйственными процессами. Основное условие отражения хозяйственных операций в бух. учете - это оформление их первичными документами. Документ дожжен обладать определенными характеристиками и отвечать предъявляемым требованиям.

Инвентаризация – это способ проверки соответствия фактического наличия имущества данным бух. учета.

Инвентаризация проводится с целью достоверности показателей и сохранности имущества. Инвентаризации подвергаются все товарно– материальные ценности, денежные средства, обязательства.

Инвентаризация проводится в определенные сроки при смене ответственных лиц по требованию аудиторов или следственных органов.

Бухгалтерский баланс – это таблица, состоящая из двух частей, в которой сгруппирована информация об имуществе и обязательствах предприятия по составу и размещению источников их образования в денежной оценке на определенную дату.

Обе части бухгалтерского баланса должны быть равны, т.к. отражают одно и то же имущество с одной стороны, по составу и размещению; с другой стороны, по источникам формирования.

Счет – это экономическая группировка в виде таблицы, в которой систематизируется и накапливается информация о состоянии и движении имущества предприятия и источников его формирования.

Система аналитических и синтетических счетов позволяет систематизировать и сгруппировать хозяйственные операции по экономически – однородным признакам.

Двойная запись – это способ регистрации хозяйственных операций на счетах бух. учета, при котором каждая хозяйственная операция записывается в двух счетах в равных суммах.

Оценка – это способ выражения в денежном измерении имущества предприятия и его источников.

Калькуляция – это способ группировки затрат и определение себестоимости.

Отчетность – представляет собой систему показателей характеризующих финансовую и хозяйственную деятельность предприятия.

 

 

Тема 6: Балансовое обобщение

 

Баланс – означает равновесие или количественное выражение отношений между сторонами какой-либо деятельности.

Бух. баланс – это система показателей, сгруппированных в виде двусторонней таблицы в сводную ведомость, отображающую наличие хозяйственных средств и источников формирования в денежной оценке на определенную дату.

В зависимости от стадии развития экономического субъекта и целевого назначения различают следующие виды бух. баланса:

1. вступительный;

2. текущий;

3. заключительный;

4. разделительный;

5. передаточный;

6. сводный;

7. ликвидационный.

В балансе представлено: в левой части – хозяйственные средства по составу и размещению (актив), в правой части – по источникам формирования (пассив).

Основной показатель бух. баланса – статья, которая отображает остаток средств или источников на начало или конец периода. Статьи объединены в группы, а группы - в разделы.

 

Бухгалтерский баланс

Актив Пассив
1. внеоборотные активы 3. капитал и резервы
2. оборотные активы 4. долгосрочные обязательства
5. краткосрочные обязательства
Баланс Баланс

 

Итог по активам и пассивам называется валютой баланса. Т.к в балансе в обоих частях отражено одно и тоже имущество, то валюта актива должна быть равна валюте пассива.

∑ А = ∑ П

 

Тема 7: Система счетов и двойная запись

 

Для текущего учета и контроля используется система счетов бух. учета.

Счет бух. учета – это способ группировки текущего отражения хозяйственных операций, которые совершаются с имуществом и источниками его формирования.

Счет – это таблица, состоящая из двух частей: левая часть – дебит; правая – кредит.

Счет №___________

наименование

Для отражения остатков на счетах используется термин «сальдо», которое может быть начальное или конечное.

В соответствии со строением баланса все счета делятся на:

1. активные;

2. пассивные;

3. активно – пассивные.

Активные счета - предназначены для имущества предприятия по составу и размещению. Сальдо отражается по дебету.

 

Счет активный

Дебет Кредит

Сн - остаток хозяйственных средств на начало периода. Обороты по дебету – увеличение хозяйственных средств.   Обороты по кредиту-уменьшение хозяйственных средств.
Ск - остатки хозяйственных средств на конец периода.  

 

Пассивный счет – предназначен для учета источников формирования имущества. Сальдо отражается по кредиту.

 

Счет пассивный

Дебет Кредит

    Обороты по дебету – уменьшение хозяйственных средств. Сн – остаток средств на начало отчетного периода. Обороты по кредиту – увеличение хозяйственных средств.
  Ск – остаток средств на конец отчетного периода.

Для активного счета: Ск = Сн + ∑ ОбДт - ∑ ОбКт;

Для пассивного счета: Ск = Сн + ∑ ОбКт - ∑ ОбДт.

 

Активно – пассивные счета имеют свойства, как активных, так и пассивных счетов.

 

Счет активно – пассивный

Дебет Кредит

Сн – остаток дебиторской задолженности на начало отчетного периода. Сн – остаток кредиторской задолженности на начало отчетного периода.
1. увеличение дебиторской задолженности. 1. увеличение кредиторской задолженности.
2. уменьшение кредиторской задолженности. 2.уменьшение дебиторской задолженности.
Ск – остаток дебиторской задолженности на конец отчетного периода. Ск – остаток кредиторской задолженности на конец отчетного периода.

 

Остатки по активным и пассивным счетам отражаются в активе и пассиве баланса. Дебетовое сальдо по активным и пассивным счетам отражается в активе баланса, кредитовое сальдо – в пассиве баланса.

Каждая хозяйственная операция записывается на счетах бух. учета дважды – методом двойной записи: по дебету одного счета, по кредиту другого счета.

Хозяйственные операции отражаются на счетах систематически в хронологическом порядке.

Взаимосвязь между счетами называется корреспонденцией счетов (проводкой).

Прежде чем составить корреспонденцию счетов по каждой хозяйственной операции необходимо выполнить следующие 4 этапа:

1. согласно содержанию хозяйственной операции определяют какие объекты учета в ней участвуют и какие счета затрагиваются;

2. устанавливаются как эти объекты учета связаны с балансом предприятия, то есть то, что они характеризуют:

· имущество (актив);

· источники (пассив).

3. определить как данная хозяйственная операция повлияла на валюту баланса (увеличила, уменьшила, осталось без изменения), то есть определить тип хозяйственной операции;

4. исходя, из схем записи на активных и пассивных счетах необходимо установить какой из двух счетов по данной операции дебетуется, а какой кредитуется.

 

Тема 8: Типы хозяйственных операций и их влияние на бух. учет

По признаку влияния на бух. баланс все хозяйственные операции делятся на 4 типа:

Операция 1 типа: изменяют состав имущества, то есть затрагивают только актив баланса, в этом случае валюта баланса не изменяется.

ПРИМЕР: с расчетного счета в кассу поступили денежные средства для выплаты зар. платы в размере 5 тыс.руб.

 

Бухгалтерский баланс на 1.04.2006г.

актив сумма, тыс.руб пассив сумма, тыс.руб
Основные средства   Уставный капитал  
Материалы   Нераспределенная прибыль  
Расчетный счет   Кредиторская задолженность: –перед поставщиками  
Касса   –перед персоналом  
Баланс   Баланс  

 

актив сумма, тыс.руб пассив сумма, тыс.руб
Основные средства   Уставный капитал  
Материалы   Нераспределенная прибыль  
Расчетный счет   Кредиторская задолженность: –перед поставщиками  
Касса   –перед персоналом  
Баланс   Баланс  

Операция 2 типа: изменяют источники формирования имущества, то есть затрагивают только пассив, валюта баланса при этом не меняется.

ПРИМЕР: часть нераспределенной прибыли направлена на формирование резервного фонда в размере 5 тыс.руб.

актив сумма, тыс.руб пассив сумма, тыс.руб
Основные средства   Уставный капитал  
Материалы   Нераспределенная прибыль  
Резервный фонд  
Расчетный счет   Кредиторская задолженность: –перед поставщиками  
Касса   –перед персоналом  
Баланс   Баланс  

Операция 3 типа: затрагивают и актив и пассив, при этом валюта баланса увеличивается.

 

ПРИМЕР: от поставщиков поступили материалы в сумме 10 тыс.руб.

актив сумма, тыс.руб пассив сумма, тыс.руб
Основные средства   Уставный капитал  
Материалы   Нераспределенная прибыль  
Резервный фонд  
Расчетный счет   Кредиторская задолженность: –перед поставщиками  
Касса   –перед персоналом  
Баланс   Баланс  

Операция 4 типа: затрагивают и актив и пассив, при этом валюта баланса уменьшается.

ПРИМЕР: с расчетного счета погасили задолженность поставщикам за материалы в сумме 5 тыс.руб.

актив сумма, тыс.руб пассив сумма, тыс.руб
Основные средства   Уставный капитал  
Материалы   Нераспределенная прибыль  
Резервный фонд  
Расчетный счет - Кредиторская задолженность: –перед поставщиками  
Касса   –перед персоналом  
Баланс   Баланс  

 

 

Тема 9: Взаимосвязь между счетами и балансом

Схему добавить

ПРИМЕР: составить корреспонденцию счетов по следующим операциям:

1. от поставщика поступили материалы на сумму 500 руб.;

2. получено в кассу с расчетного счета – 400 руб.;

3. отпущено со склада материала в основное производство на сумму 400 руб.;

4. выпущено из основного производства готовая продукция – 400 руб.;

5. начислена з/п рабочим основного производства – 280 руб.;

6. выдана из кассы з/п – 280 руб.

 

1. материалы А, увеличение, Дт

расчеты с поставщиками и подрядчиками П, увеличение, 3 тип Кт

Счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Дт Кт
  Сн – 300 1) 500

 

Счет «Материалы»
Дт Кт
Сн – 10 1) 500  


2. касса А, увеличение, Дт

расчетный счет А, уменьшение, 1 тип Кт

Счет «Расчетные счета»
Дт Кт
Сн - 500   2) 400

 

Счет «Касса»
Дт Кт
Сн – 50 2) 400  


3. материалы А, уменьшение, Кт

основное производство А, увеличение, 1 тип Дт

Счет «Основное производство»
Дт Кт
Сн – 0 3) 400  

 

Счет «Материалы»
Дт Кт
Сн – 10 1) 500   3) 400

 

 

4. основное производство А, уменьшение, Кт

готовая продукция А, увеличение, 1 тип Дт

Счет «Основное производство»
Дт Кт
Сн – 0 3) 400   4) 400
Счет «Готовая продукция»
Дт Кт
Сн – 0 4) 400  

 

5. расчеты с персоналом по оплате труда П, увеличение, Кт

основное производство А, увеличение, 3 тип Дт

Счет «Расчеты с персоналом по ОТ»
Дт Кт
  Сн – 0 5) 280
Счет «Основное производство»
Дт Кт
Сн – 20 3) 400 5) 280   4) 400

 

6. касса А, уменьшение, Кт

расчеты с персоналом по оплате труда П, уменьшение, 4 тип Дт

 

 

Счет «Касса»
Дт Кт
Сн – 50 2) 400   6) 280
Счет «Расчеты с персоналом по ОТ»
Дт Кт
  6) 280 Сн – 0 5) 280

 

Тема 10: Обобщение данных бух. учета

 

Сущность двойной записи объясняется строением бух. баланса. Каждая хозяйственная операция затрагивает 2 статьи баланса, что характеризуется влиянием 4 типов хозяйственных операций, которые изменяют только имущество или только источники или одновременно и то и другое.

Необходимость метода двойной записи вытекает из метода балансовой группировки имущества. Метод двойной записи имеет контрольное значение, потому что одна и та же операция отражается дважды: по дебету одного счета и по кредиту другого.

Одним из способов обобщения данных бух. учета является составление оборотной ведомости.

Оборотная ведомость – это таблица, в которой отражена информация об остатках и изменениях на счетах бух. учета.

Составляется в конце месяца на основании данных счетов:

1. сальдо на начало и конец месяца;

2. сумма оборотов по дебету и по кредиту.

В оборотную ведомость записываются все оборотные счета, при этом на каждый счет отводится одна строка. В ведомости имеются 3 пары колонок, в которых по каждому счету показываются: начальное и конечное сальдо; обороты по дебету и по кредиту. При правильной организации бух. учета должно сохраняться попарное равенство итогов в колонках. Равенство остатков подтверждается строением баланса, равенство оборотов вытекает из метода двойной записи. Кроме того, итоги оборотов по дебету и кредиту должны быть равны итогу в журнале регистрации хозяйственных операций.

 

ПРИМЕР: Оборотная ведомость на 1.04.06г.(за март)

 

№ сч. Наименование счета Сальдо начальное обороты Сальдо конечное
Дт Кт Дт Кт Дт Кт
  Материалы   -       -
  Готовая продукция   -   -   -
  Основное производство - -       -
  Касса   -       -
  Расчетный счет   - -     -
  Расчет с поставщиками и подрядчиками -   -   -  
  Расчет с персоналом по оплате труда -       -  
  Уставный капитал -   - - -  
- итого            

 

Тема 11: Классификация и план счетов

План счетов бух. учета представляет собой систематический перечень счетов бух. учета в основе которого используется классификация счетов по экономическому содержанию.

План счетов бух. учета применяется всеми предприятиями ведущими бух. учет по двойной системе.

Инструкция по применению плана счетов устанавливает единые подходы к применению плана счетов независимо от отраслевой принадлежности, подчиненности, формы собственности, организационно – правовой формы.

Для учета специфических операций предприятия могут при необходимости вводить дополнительные счета и субсчета. В плане счетов приведены наименования и коды синтетических счетов и субсчетов.

Счета объединены в следующие разделы:

1. основные средства и другие долгосрочные вложения;

2. производственные запасы;

3. затраты на производство;

4. готовая продукция, товары и реализация;

5. денежные средства;

6. расчеты;

7. финансовые результаты и использование прибыли;

8. капитал и резервы;

Забалансовые счета.

Счета предусмотренные в плане счетов используются исходя из требований анализа финансово – хозяйственной деятельности, контроля, управления, составление отчетности.

К синтетическим счетам могут открываться аналитические счета в зависимости от поставленных задач. Аналитические счета открываются в развитии синтетических счетов и субсчетов – это детализированные счета, учет на которых осуществляется как в денежном, так и в натуральном измерении.

Взаимосвязь между синтетическими и аналитическими счетами.

Синтетический счет 1 прядка:

10 «Материалы»
Дт Кт
Сн – 100  

 

10/3 «Топливо»
Дт Кт
Сн – 40  

Субсчета 2 порядка:

10/1 «Сырье и материалы»
Дт Кт
Сн – 60  

 

«Вспомогательные материалы»
Дт Кт
Сн – 15  

Аналитические счета: 3 порядка

«Основные материалы»
Дт Кт
Сн – 45  

 

 

«Цветные металлы»
Дт Кт
Сн – 12  

4 порядка:

«Черные металлы»
Дт Кт
Сн – 13  


«Лесоматериалы»
Дт Кт
Сн – 18  

 

«Химикаты»
Дт Кт
Сн – 2  

 

«Цинк»
Дт Кт
Сн – 4  

5 порядка:

«Олово»
Дт Кт
Сн – 8  


Тема12: Документация и инвентаризация

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Порядок составления бухгалтерских отчетов | 
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.04 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал