Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория бухгалтерского учета
Тема 1: Сущность бух. учета и его значение в системе экономической информации
Бух. учет – это система наблюдения, измерения, регистрации, обработки и передачи информации в стоимостной оценке об имуществе, источников его формирования, обязательствах и хозяйственных операциях хозяйствующего субъекта. Бух. учет изучает количественную сторону хозяйственных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной путем сплошной, непрерывной документально-обоснованной и взаимосвязанной регистрации хозяйственных фактов в денежном выражении и в натуральных показателях. Бух. учету присуще следующие признаки: 1. сплошное отражение финансовой и хозяйственной деятельности предприятия, всего его имущества и источников их формирования; 2. осуществляется непрерывно во времени отражение происходящих фактов; 3. каждый хозяйственный факт оформляется документально; 4. все средства и хозяйственные процессы обязательно отражаются в денежном выражении, обобщая натуральные показатели; 5. существует взаимосвязанное отражение финансовой и хозяйственной деятельности обусловленной условной зависимостью свершившихся фактов.
Тема 2: Виды хозяйственного учета
Хозяйственный учет – это функция управления, которая представляет собой систему наблюдения, измерения и регистрации фактов хозяйственной деятельности. Различают следующие виды: 1. оперативный; 2. статистический; 3. бухгалтерский; 4. финансовый; 5. управленческий. Каждый из вида учета рассматривает одни и те же хозяйственные процессы с разных позиций, при этом потоки информации не пересекаются. Каждому из вида учетов присуще одна особенность использования одних и тех же измерителей: –- натуральных; – трудовых; – денежных. Натуральные измерители отражают количественную характеристику однородного объекта, учета и служит для получения информации в указанных единицах в зависимости от особенностей объектов. Натуральные измерители выражаются: – счетом; – массой; – объемом; – мерами длины. Трудовые измерители предназначены для учета затраченного рабочего времени. Единицы измерения: минуты, часы, дни. С их помощью контролируется: 1. норма выработки; 2. производительность труда; 3. начисление заработной платы. Денежный измеритель является обобщающим показателем, который предназначен для учета разнородных объектов в едином измерении. Денежный измеритель позволяет исчислить затраты и результаты предприятия за отчетный период.
Тема 3: Предмет и объект бух. учета
Предметом изучения бух. учета является: 1. имущество предприятия; 2. источники его формирования; 3. хозяйственные процессы. Предмет детализируется на объект, который представляет собой: 1. хозяйственные средства; 2. источники их формирования; 3. хозяйственные процессы; 4. затраты; 5. финансовые результаты.
Схема 1: группировка имущества экономического субъекта по видам, составу и функциональной роли в процессе воспроизводства совокупного общественного продукта. Схема 2: группировка источников формирования имущества экономического субъекта. Тема 4: Функции бух. учета
В системе управления бух. учет выполняет следующие функции: 1. контрольная; 2. обеспечение сохранности собственности; 3. информационная; 4. обратной связи; 5. аналитическая. Контрольная функция – связана с учетом имущества и источников формирования имущества, т.к. осуществляется контроль за использованием материальных трудовых и финансовых ресурсов. С помощью контрольной функции осуществляется обеспечение запасами. Контрольная функция бух. учета позволяет обеспечить сохранности предприятия, формировать фактические затраты на производство. Обеспечение сохранности собственности - предполагает проведение инвентаризации, в процессе которой сопоставляются данные фактического наличия имущества и источников его формирования и показатели текущего учета. Несоответствия в результате проведения инвентаризации устраняются, таким образом, обеспечивается сохранность собственности. Информационная функция – заключается в том, что бух. учет фиксирует и накапливает всестороннюю, синтетическую и аналитическую информацию о состоянии имущества, источников его образования, хозяйственных процессах, о конечных результатах финансовой деятельности. Бухгалтерская информация хорошо используется в других видах учета для планирования, прогнозирования, выработки тактики и стратегии деятельности предприятия. К бухгалтерской информации предъявляются следующие требования: 1. объективность; 2. достоверность; 3. своевременность; 4. оперативность. Информация должно содержать минимальное количество показателей и удовлетворять потребности максимального количества пользователей на разных уровнях управления. Функция обратной связи – выполняет находящаяся на различных носителях исходная информация, поступающая с первичной документации. Аналитическая функция – заключается в том, что бухгалтерская информация используется для анализа хозяйственной деятельности, по всем разделам бух. учета.
Тема 5: Метод бух. учета
Методологическую основу организации бух. учета составляет система способов и приемов, которые осуществляются посредством: 1. документации; 2. инвентаризации; 3. бухгалтерского баланса; 4. системой аналитических и синтетических счетов с применением методов: 5. а) двойной записи; 6. б) оценкой имуществ и обязательств; 7. в) калькуляции; 8. г) отчетности предприятия. Документация – это способ первичной регистрации хозяйственной операции с помощью документов в момент и в местах их свершения. Документация позволяет осуществлять сплошное наблюдение за хозяйственными процессами. Основное условие отражения хозяйственных операций в бух. учете - это оформление их первичными документами. Документ дожжен обладать определенными характеристиками и отвечать предъявляемым требованиям. Инвентаризация – это способ проверки соответствия фактического наличия имущества данным бух. учета. Инвентаризация проводится с целью достоверности показателей и сохранности имущества. Инвентаризации подвергаются все товарно– материальные ценности, денежные средства, обязательства. Инвентаризация проводится в определенные сроки при смене ответственных лиц по требованию аудиторов или следственных органов. Бухгалтерский баланс – это таблица, состоящая из двух частей, в которой сгруппирована информация об имуществе и обязательствах предприятия по составу и размещению источников их образования в денежной оценке на определенную дату. Обе части бухгалтерского баланса должны быть равны, т.к. отражают одно и то же имущество с одной стороны, по составу и размещению; с другой стороны, по источникам формирования. Счет – это экономическая группировка в виде таблицы, в которой систематизируется и накапливается информация о состоянии и движении имущества предприятия и источников его формирования. Система аналитических и синтетических счетов позволяет систематизировать и сгруппировать хозяйственные операции по экономически – однородным признакам. Двойная запись – это способ регистрации хозяйственных операций на счетах бух. учета, при котором каждая хозяйственная операция записывается в двух счетах в равных суммах. Оценка – это способ выражения в денежном измерении имущества предприятия и его источников. Калькуляция – это способ группировки затрат и определение себестоимости. Отчетность – представляет собой систему показателей характеризующих финансовую и хозяйственную деятельность предприятия.
Тема 6: Балансовое обобщение
Баланс – означает равновесие или количественное выражение отношений между сторонами какой-либо деятельности. Бух. баланс – это система показателей, сгруппированных в виде двусторонней таблицы в сводную ведомость, отображающую наличие хозяйственных средств и источников формирования в денежной оценке на определенную дату. В зависимости от стадии развития экономического субъекта и целевого назначения различают следующие виды бух. баланса: 1. вступительный; 2. текущий; 3. заключительный; 4. разделительный; 5. передаточный; 6. сводный; 7. ликвидационный. В балансе представлено: в левой части – хозяйственные средства по составу и размещению (актив), в правой части – по источникам формирования (пассив). Основной показатель бух. баланса – статья, которая отображает остаток средств или источников на начало или конец периода. Статьи объединены в группы, а группы - в разделы.
Бухгалтерский баланс
Итог по активам и пассивам называется валютой баланса. Т.к в балансе в обоих частях отражено одно и тоже имущество, то валюта актива должна быть равна валюте пассива. ∑ А = ∑ П
Тема 7: Система счетов и двойная запись
Для текущего учета и контроля используется система счетов бух. учета. Счет бух. учета – это способ группировки текущего отражения хозяйственных операций, которые совершаются с имуществом и источниками его формирования. Счет – это таблица, состоящая из двух частей: левая часть – дебит; правая – кредит. Счет №___________ наименование Для отражения остатков на счетах используется термин «сальдо», которое может быть начальное или конечное. В соответствии со строением баланса все счета делятся на: 1. активные; 2. пассивные; 3. активно – пассивные. Активные счета - предназначены для имущества предприятия по составу и размещению. Сальдо отражается по дебету.
Счет активный Дебет Кредит
Пассивный счет – предназначен для учета источников формирования имущества. Сальдо отражается по кредиту.
Счет пассивный Дебет Кредит
Для активного счета: Ск = Сн + ∑ ОбДт - ∑ ОбКт; Для пассивного счета: Ск = Сн + ∑ ОбКт - ∑ ОбДт.
Активно – пассивные счета имеют свойства, как активных, так и пассивных счетов.
Счет активно – пассивный Дебет Кредит
Остатки по активным и пассивным счетам отражаются в активе и пассиве баланса. Дебетовое сальдо по активным и пассивным счетам отражается в активе баланса, кредитовое сальдо – в пассиве баланса. Каждая хозяйственная операция записывается на счетах бух. учета дважды – методом двойной записи: по дебету одного счета, по кредиту другого счета. Хозяйственные операции отражаются на счетах систематически в хронологическом порядке. Взаимосвязь между счетами называется корреспонденцией счетов (проводкой). Прежде чем составить корреспонденцию счетов по каждой хозяйственной операции необходимо выполнить следующие 4 этапа: 1. согласно содержанию хозяйственной операции определяют какие объекты учета в ней участвуют и какие счета затрагиваются; 2. устанавливаются как эти объекты учета связаны с балансом предприятия, то есть то, что они характеризуют: · имущество (актив); · источники (пассив). 3. определить как данная хозяйственная операция повлияла на валюту баланса (увеличила, уменьшила, осталось без изменения), то есть определить тип хозяйственной операции; 4. исходя, из схем записи на активных и пассивных счетах необходимо установить какой из двух счетов по данной операции дебетуется, а какой кредитуется.
Тема 8: Типы хозяйственных операций и их влияние на бух. учет По признаку влияния на бух. баланс все хозяйственные операции делятся на 4 типа: Операция 1 типа: изменяют состав имущества, то есть затрагивают только актив баланса, в этом случае валюта баланса не изменяется. ПРИМЕР: с расчетного счета в кассу поступили денежные средства для выплаты зар. платы в размере 5 тыс.руб.
Бухгалтерский баланс на 1.04.2006г.
Операция 2 типа: изменяют источники формирования имущества, то есть затрагивают только пассив, валюта баланса при этом не меняется. ПРИМЕР: часть нераспределенной прибыли направлена на формирование резервного фонда в размере 5 тыс.руб.
Операция 3 типа: затрагивают и актив и пассив, при этом валюта баланса увеличивается.
ПРИМЕР: от поставщиков поступили материалы в сумме 10 тыс.руб.
Операция 4 типа: затрагивают и актив и пассив, при этом валюта баланса уменьшается. ПРИМЕР: с расчетного счета погасили задолженность поставщикам за материалы в сумме 5 тыс.руб.
Тема 9: Взаимосвязь между счетами и балансом Схему добавить ПРИМЕР: составить корреспонденцию счетов по следующим операциям: 1. от поставщика поступили материалы на сумму 500 руб.; 2. получено в кассу с расчетного счета – 400 руб.; 3. отпущено со склада материала в основное производство на сумму 400 руб.; 4. выпущено из основного производства готовая продукция – 400 руб.; 5. начислена з/п рабочим основного производства – 280 руб.; 6. выдана из кассы з/п – 280 руб.
1. материалы А, увеличение, Дт расчеты с поставщиками и подрядчиками П, увеличение, 3 тип Кт
2. касса А, увеличение, Дт расчетный счет А, уменьшение, 1 тип Кт
3. материалы А, уменьшение, Кт основное производство А, увеличение, 1 тип Дт
4. основное производство А, уменьшение, Кт готовая продукция А, увеличение, 1 тип Дт
5. расчеты с персоналом по оплате труда П, увеличение, Кт основное производство А, увеличение, 3 тип Дт
6. касса А, уменьшение, Кт расчеты с персоналом по оплате труда П, уменьшение, 4 тип Дт
Тема 10: Обобщение данных бух. учета
Сущность двойной записи объясняется строением бух. баланса. Каждая хозяйственная операция затрагивает 2 статьи баланса, что характеризуется влиянием 4 типов хозяйственных операций, которые изменяют только имущество или только источники или одновременно и то и другое. Необходимость метода двойной записи вытекает из метода балансовой группировки имущества. Метод двойной записи имеет контрольное значение, потому что одна и та же операция отражается дважды: по дебету одного счета и по кредиту другого. Одним из способов обобщения данных бух. учета является составление оборотной ведомости. Оборотная ведомость – это таблица, в которой отражена информация об остатках и изменениях на счетах бух. учета. Составляется в конце месяца на основании данных счетов: 1. сальдо на начало и конец месяца; 2. сумма оборотов по дебету и по кредиту. В оборотную ведомость записываются все оборотные счета, при этом на каждый счет отводится одна строка. В ведомости имеются 3 пары колонок, в которых по каждому счету показываются: начальное и конечное сальдо; обороты по дебету и по кредиту. При правильной организации бух. учета должно сохраняться попарное равенство итогов в колонках. Равенство остатков подтверждается строением баланса, равенство оборотов вытекает из метода двойной записи. Кроме того, итоги оборотов по дебету и кредиту должны быть равны итогу в журнале регистрации хозяйственных операций.
ПРИМЕР: Оборотная ведомость на 1.04.06г.(за март)
Тема 11: Классификация и план счетов План счетов бух. учета представляет собой систематический перечень счетов бух. учета в основе которого используется классификация счетов по экономическому содержанию. План счетов бух. учета применяется всеми предприятиями ведущими бух. учет по двойной системе. Инструкция по применению плана счетов устанавливает единые подходы к применению плана счетов независимо от отраслевой принадлежности, подчиненности, формы собственности, организационно – правовой формы. Для учета специфических операций предприятия могут при необходимости вводить дополнительные счета и субсчета. В плане счетов приведены наименования и коды синтетических счетов и субсчетов. Счета объединены в следующие разделы: 1. основные средства и другие долгосрочные вложения; 2. производственные запасы; 3. затраты на производство; 4. готовая продукция, товары и реализация; 5. денежные средства; 6. расчеты; 7. финансовые результаты и использование прибыли; 8. капитал и резервы; Забалансовые счета. Счета предусмотренные в плане счетов используются исходя из требований анализа финансово – хозяйственной деятельности, контроля, управления, составление отчетности. К синтетическим счетам могут открываться аналитические счета в зависимости от поставленных задач. Аналитические счета открываются в развитии синтетических счетов и субсчетов – это детализированные счета, учет на которых осуществляется как в денежном, так и в натуральном измерении. Взаимосвязь между синтетическими и аналитическими счетами. Синтетический счет 1 прядка:
Субсчета 2 порядка:
Аналитические счета: 3 порядка
4 порядка:
5 порядка:
Тема12: Документация и инвентаризация
|