![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общее решение однородной системы имеет только свободные составляющие
Для определения их вида необходимо найти корни характеристического уравнения
где 1 – единичная матрица. В результате получаем
Корни характеристического уравнения
где
Корни характеристического уравнения позволяют оценить продолжительность переходного процесса. Временем переходного процесса обычно считают промежуток, в течение которого свободная составляющая уменьшается в за это время свободная составляющая тока или напряжения контура уменьшается в
Характер свободного процесса зависит от вида корней 1) отрицательными вещественными разными, если В этом случае напряжение монотонно уменьшается, ток, возрастая по модулю от нуля, достигает максимума, а затем также уменьшается (рис. 12.2), перезарядки конденсатора не происходит. Такой процесс разрядки конденсатора называется апериодическим. В этом случае общее решение системы дифференциальных уравнений имеет вид:
где Постоянная времени апериодического переходного процесса приближенно может быть оценена по формуле:
При расчете постоянных интегрирования используют независимые начальные условия. К независимым начальным условиям относятся напряжение на конденсаторе и ток через катушку. По законам коммутации эти величины сохраняют свои значения в момент коммутации. Для расчета двух постоянных интегрирования
При
Учитывая начальные условия, что
2) комплексными сопряженными с отрицательной вещественной частью, если
где В этом случае напряжение и ток элементов цепи изменяются по закону затухающей синусоиды, а реактивные элементы цепи многократно обмениваются энергией между собой. Такой процесс разрядки называют колебательным. Решение уравнений цепи удобно записать в виде:
где
Период свободных колебаний контура равен Постоянная времени колебательного переходного процесса может быть определена по формуле:
Кривые напряжения и тока (рис. 12.3) представляют затухающие синусоидальные колебания, их амплитуды уменьшаются по экспоненциальному закону
3) отрицательными вещественными равными, если
Решение уравнений цепи имеет вид
Ток достигает максимума Такой переходной процесс называется критическим и имеет самую малую продолжительность для данных параметров реактивных элементов.
Зависимости токов и напряжений показаны на рис. 12.2 для апериодического и на рис. 12.3 для колебательного переходного процесса.
Некоторые параметры переходного процесса можно определить по снятой экспериментально временной диаграмме. Для определения постоянной времени
Рис. 12.4. Определение постоянной времени.
Период свободных колебаний Декремент затухания
Рис. 12.5. Определение периода и декремента затухания колебаний. Содержание и порядок выполнения работы Процесс разряда конденсатора С на цепь RL в лабораторной работе исследуют в цепи по схеме, приведенной на рис. 1П.
Рис. 1П. Функциональная схема цепи.
В лабораторной работе используют модули ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ГЕНЕРАТОР, НЕЛИНЕЙНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ. Для наблюдения зависимостей от времени используют ОСЦИЛЛОГРАФ. Пассивные элементы электрической схемы выбирают из блоков МОДУЛЬ РЕАКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ и МОДУЛЬ РЕЗИСТОРОВ. Рекомендуемые параметры элементов приведены в таблице 2. Таблица 2
Активное сопротивление R к катушки измеряют МУЛЬТИМЕТРОМ. Конденсатор С в интервале времени от 0 до Т /2 заряжается через диод VD1 модуля НЕЛИНЕЙНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ и катушку
Рис. 12.4. Осциллограмма напряжения на конденсаторе. Подготовительный этап. • Собрать электрическую цепь по схеме, показанной на рис. 1П. Конденсатор С и индуктивность L взять из блоков МОДУЛЬ РЕАКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ, резистор R 1, – из блока МОДУЛЬ РЕЗИСТОРОВ, диод VD1 – из блока НЕЛИНЕЙНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ. • Проверить собранную электрическую цепь в присутствии преподавателя. • Установить в модуле РЕАКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ заданные преподавателем величины. Записать значения в протокол измерений. • Измерить мультиметром активное сопротивление R к катушки. При измерении следует отключить катушку от собранной цепи и подключить отдельными проводами к мультиметру. Записать результат в протокол измерений. • Включить автоматический выключатель QF блока МОДУЛЬ ПИТАНИЯ и тумблер Сеть модуля ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ГЕНЕРАТОР. Переключатель Форма включить в положение • Включить ОСЦИЛЛОГРАФ. Настроить нулевое значение сигнала, повернуть ручки регулятора вертикальной развертки («усиление плавно») и регулятора горизонтальной развертки («развертка плавно») до упора по ходу часовой стрелки. • Подключить Вход 1 осциллографа к источнику. Настроить ручки горизонтальной развертки осциллографа таким образом, чтобы на экране полностью укладывался один период колебаний. Настроить переключатель усиления по напряжению так, чтобы максимально использовалась площадь экрана. Используя масштаб
Апериодический разряд емкости С на цепь R-L • Установить величину сопротивления R 1 = 100 Ом в блоке МОДУЛЬ РЕЗИСТОРОВ. Рассчитать в протоколе измерений величину сопротивления R кр. Убедиться, что R 1 + R к > R кр. • Подключить Вход 1 осциллографа к конденсатору С. Срисовать на кальку с экрана ОСЦИЛЛОГРАФА кривую зависимости • Подключить Вход 1 осциллографа к резистору R 1. Срисовать на кальку с экрана ОСЦИЛЛОГРАФА кривую зависимости
|