Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования






МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ВОЛОГОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОЧНОХОЗЯИСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ Н.В. ВЕРЕЩАГИНА»

 

Факультет АГРОНОМИИ И ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

Кафедра растениеводства

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

 

для самостоятельного изучения дисциплины «ЛУГОВОДСТВО»

для студентов заочной формы обучения

 

 

Вологда – 2011

 


Составитель

Профессор кафедры растениеводства В.В. Ганичева

Рецензент

 

 

Методические указания для самостоятельного изучения дисциплины «Луговодство» для студентов заочной формы обучения / Сост. В.В. Ганичева; ВГМХА. - ВОЛОГДА, 2011 – с.

 

 

Методические указания являются пособием к самостоятельной работе по курсу «Луговодство» и подготовке отчета о выполненной работе для студентов заочной формы обучения по направлению АГРОНОМИЯ.

 

Методические указания рассмотрены и рекомендованы к изданию на заседании кафедры растениеводства (протокол №) и методической комиссии факультета агрономии и лесного хозяйства (протокол №

 

 

© ВГМХА, 2011 Ганичева В.В.,

© составление, 2011


СОДЕРЖАНИЕ

 

  Введение стр.  
1. Рекомендации по изучению отдельных «дидактических единиц» дисциплины  
  Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по курсу «Луговодство»  
  ПРИЛОЖЕНИЯ  
  Отчет о выполнении самостоятельной работы      
  Индивидуальные задания по созданию культурных пастбищ  
  Карты и условные обозначения к ним  

ВВЕДЕНИЕ

Из общей площади кормовых угодий России (89, 9 млн. га) используется лишь 48%, половина природных сенокосов и пастбищ нуждается в улучшении. В последние годы практически прекратились работы по коренному и даже поверхностному улучшению природных кормовых угодий.

В структуре сельхозугодий России площадь естественных сенокосов и пастбищ занимает 37, 6 %, в том числе сенокосов - 9, 6 и пастбищ - 28 %. В Вологодской области природные кормовые угодья расположены на площади 265 тыс. га (28 % от с.-х. угодий), из них скашиваемые природные луга составляют 145 тыс. га (15%), пастбища – 120 тыс. га (13%).

Однако с природных кормовых угодий получают только 22 % (сена - 8, 1 %, пастбищных кормов - 13, 9 %) всего объема кормов, производимых в России.

Особенно низкую продуктивность имеют луга (в среднем 0, 3 тыс. корм. ед. с 1 га пастбищ и 0, 46 тыс. корм. ед. с 1 га сенокосов), когда как в США и западноевропейских странах урожайность составляет 6, 0-7, 5 тыс. корм. ед. с 1 га. Это говорит о значительном отставании России в луговом хозяйстве.

Низкие продуктивность и эффективность использования природных сенокосов и пастбищ объясняются в основном их неудовлетворительным культуртехническим состоянием: удельный вес улучшенных сенокосов составляет лишь 17, 2 % их общей площади, а улучшенных пастбищ - всего 6, 7 %.

В условиях рыночной экономики увеличение продуктивности естественных кормовых угодий выступает как важная государственная задача. Решение ее позволит существенно укрепить кормовую базу животноводства за счет роста производства наиболее дешевых видов кормов. Создаст условия для организации работ по повышению плодородия пашни. Особо, важное значение, имеет повышение продуктивности природных кормовых угодий для Нечерноземной зоны России, где сосредоточена почти половина всей промышленности и проживает более 40 % населения.

Остро стоит вопрос о восстановлении производительной функции луговых фитоценозов. Для этого требуется применение культуртехнических, агротехнических, гидромелиоративных и организационных мероприятий, которые обеспечат увеличение урожайности природных сенокосов и пастбищ.

При благоприятном сочетании всех факторов развития уже получают урожаи луговых трав более 2, 5 т сухого вещества с 1 га.


1. Рекомендации по изучению отдельных «дидактических единиц» дисциплины

Характеристика и обследование природных кормовых угодий. В разделе обследование кормовых угодий изучается история и организация обследования, геоботаническое описание растительности и почв, описание культуртехнического состояния, определе­ние урожайности разными методами, использование аэро­космической съемки для мониторинга кормовых угодий.

На основе инвентаризации природных кормовых угодий, проведенной в период производственной практики по заданию преподавателя, согласно методическим указаниям: Агрохозяйственное обследование кормовых угодий. Ганичева. 2003. – 36 с., определяется культуртехническое состояние, хозяйственная и производственная ценность, что позволяет в дальнейшем установить систему мероприятий по поверхностному и коренному улучшению сенокосов и пастбищ.

Вопросы для проверки знаний

1. Назовите этапы обследования кормовых угодий.

2. Как проводится геоботаническое описание растительности?

3. В чем особенность культуртехнического обследования сенокосов и пастбищ?

4. Назовите методы определения урожайности кормовых угодий.

5. В чем заключается инвентаризация и паспортизация природных сенокосов и пастбищ?

Система поверхностного и коренного улучшения природных сенокосов и пастбищ: дается понятие луга и видов лугов, их классификация, краткая характеристику суходольных и пойменных лугов, состояние и задачи по улучшению лугов. Студенты изучают культуртехнические, гидротехнические и агротехнические приемы поверхностного и коренного улучшения природных сенокосов и пастбищ.

Типы лугов и их культуртехническое состояние, хозяйственную и производственную ценность определяют на основе инвентаризации лугов, проведенных в период учебной практики, что позволяет установить систему мероприятий по улучшению сенокосов и пастбищ.

Перед выполнением культуртехнических работ необходимо знать культуртехническое состояние луга: степень закочкаренности, закустаренности, закаменненности. Основная задача культуртехнических мероприятий заключается в создании условий для применения механических средств для эксплуатации и ухода за лугом. С удаление этой целью производится удаление древесной растительности, пней, камней, остатков половодья, мусора.

Для улучшения и регулирования водного режима необходимо учитывать отношение луговых растений к условиям увлажнения. Луговые травы хорошо развиваются при достаточной влажности почвы и неглубоком стоянии почвенно-грунтовых вод, но тем не менее избыточное увлажнение ухудшает водно-воздушный режим, снижает аэрацию почвы, ценные виды луговых растений заменяются менее ценными – осоками, дерновиком луговым, полевицей стелющейся и др. Для регулирования водного режима или строится осушительная система, или роются неглубокие канавы, плужные борозды, кротовый дренаж, проводится щелевание. При недостаточном увлажнении лугов проводится орошение: дождеванием, полив напуском, подпочвенное. При изучения раздела необходимо обратить внимание на мероприятия по уходу за осушительной и оросительной системах.

Урожайность луговых угодий зависит от них удобренности. Необходимо напомнить студентам о необходимых элементах минерального питания, особенностях применения удобрений на разных почвах, типах травостоя при разных режимах использования. Студент должен знать содержание питательных веществ в пастбищной траве и др. видах кормов в разные фазы развития, как влияют различные виды удобрений на состав травостоя, время, дозы и способы внесения удобрений в зависимости от типа луга, состояния и типа травостоя, режима использования. Необходимо обратить внимание студентов на использование сточных вод и животноводческих стоков, применение микроудобрений и бактериальных препаратов, опыт зарубежных стран по использованию удобрений.

Мероприятия по борьбе с сорной растительностью, омоложение лугов, подсевом трав в дернину входят в систему ухода за дерниной и травостоем лугов, являются так же составной частью поверхностного улучшения.

При изучении раздела «коренное улучшение лугов» особое внимание необходимо обратить на первичную обработку почвы, систему почвообрабатывающих орудий и посевной техники. Необходимо, чтоб студенты знали, что такое предварительные культуры, в каких случаях применяется ускоренное залужение, научились составлять травосмеси для различных почвенно-климатических условий и режимов использования, освоили способы ухода за посевами.

После завершения работ по улучшению кормовых угодий создаются культурные и улучшенные пастбища и скашиваемые угодья.

Вопросы для проверки знаний

1. Системы улучшения сенокосов и пастбищ. При каких условиях применяется каждая из них?

2. Какие мероприятия проводятся при поверхностном улучшении?

3. Какие культуртехнические работы проводятся на лугах в лесолуговой зоне

4. России?

5. Как улучшается и регулируется водный режим в зоне избыточного и недостаточного увлажнения, глубина залегания почвенно-грунтовых вод на пастбищах и скашиваемых угодьях?

6. Дозы, сроки и способы внесения удобрений на луговые угодья, их влияние на урожай трав, изменение ботанического и химического состава травостоя, уход за дерниной и травостоев природных пастбищ и скашиваемых угодий.

7. Комплекс мероприятий, проводимый при коренном улучшении лугов.

8. Первичная обработка почвы на осушенных болотах и минеральных почвах.

9. На основе, каких оказателей подбирается видовой состав травосмесей?

10. Нормы высева, сроки посева травосмесей, способы посева трав.

11. В чем заключается уход за посевами трав в год посева и в последующие годы?

ОРГАНИЗАЦИЯ И рациональное использование пастбищ

Изучаются принципы создания культурных пастбищ и скашиваемых угодий, способы создания пастбищ, их продуктивность, себестоимость кормовой единицы и протеина. Изучаются вопросы организации долголетних и переменных пастбищ, их использования и ухода за травостоями.

Изучаются основные теоретические ихозяйственные предпосылки при использовании пастбищ, системы их использования, пастьбы. Сравнительная продуктивность пастбищ при вольном и загонном выпасах, число и размер загонов, срок использования, пор­ционный способ использования пастбища, оборудование пастбищ, техника стравливания пастбищ, использование электропастуха, устройство изгороди. При изучении раздела обращается внимание студентов на комбинированное использование пастбищ различными видами скота.

При рассмотрении текущего ухода за пастбищем особо выделяются пастбищеобороты, весенняя подготовка пастбищных участков, подкашивание несъеденных скотом остатков травостоя, внесение удобрений.

Вопросы для проверки знаний

1. Какое значение имеют пастбища в обеспечении скота зеленым кормом и поднятии продуктивности?

2. Как определяются сроки начала и окончания стравливания травостоев?

3. Система выпаса скота. Преимущества загонного способа пастьбы.

4. Сроки отрастания трав до периода пастбищной спелости.

5. Пастбищеоборот, схемы пастбищеоборотов.

6. В чем заключается текущий уход за пастбищами?

2. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по курсу «Луговодство»

на тему:

«Разработка мероприятий по улучшению кормовых угодий и созданию культурного пастбища на основе их агрохозяйственного обследования»

Разработка мероприятий по улучшению кормовых угодий, созданию и использованию культурных пастбищ осуществляется согласно рекомендаций практикума по луговому кормопроизводству/ Сост. В.А. Тюльдюков. М. Агропромиздат. – 1986 г, С 106 – 163/ и методическим пособиям по луговодству // Сост. В.В. Ганичева; ВГМХ. –Вологда -Молочное, 2007. – 20 с./.

Агрохозяйственное обследование включает в себя геоботаническое, культуртехническое, почвенное и агрохимическое изучение кормовых площадей. Обследование проводится в период летней учебной практики, согласно методическим указаниям по обследование кормовых угодий: / Обследование и инвентаризация кормовых угодий: Методические указания / Сост. В.В. Ганичева; ВГМХА. - ВОЛОГДА, 2009 – 34 с.

Наличие в хозяйстве материалов почвенного и агрохимического обследования, проведенных в последние 5 лет, может существенно облегчить выполнение работы.

Содержание работ: составление характеристики указанных угодий по природным свойствам (рельеф, почва, растительность, гидрологические условия, культурологическое состояние: закочкаренность, каменистость, сбитость пастбищ, засоренность, агрохимическая характеристика корнеобитаемого горизонта).

В результате обследования выявляются:

· площади и кормовые особенности кормовых угодий,

· их урожайность, запас кормовой массы,

· качество корма и его пригодности для различных видов скота,

· условия эксплуатации (обеспеченность водопоем, хозяйственными постройками, скотопрогонами, землеустроенность).

Полевое обследование проводится с картированием 1: 10000; 1: 25000.

По итогам обследования обрабатываются и оформляются по каждому землепользованию следующие материалы:

1. Общие сведения о землепользовании: местонахождение, состав скота, сроки использования пастбищ и сенокосов, основные возделываемые культуры, их урожайность, основные затруднения в использовании кормовых угодий, водообеспеченность, состав земель по земельной экспликации.

2. Описание каждого контура кормовых угодий.

3. Описание луговой растительности кормовых угодий.

4. Определение урожайности и кормовой ценности сенокосных и пастбищных угодий.

5. Сводные ведомости типологического состава.

6. Сводные ведомости культуртехнического состояния.

7. Сводные ведомости почвенного и агрохимического состава

8. Культуртехническая карта

9. Геоботаническая карта

10.Почвенно-мелиоративная карта

В результате чего определяются мероприятия по их улучшению и рациональному использованию.

Обследование, а соответственно и отчет по этому виду работ, составляется группой студентов 4 – 6 человек, мероприятия по улучшению и использованию – согласно, индивидуального задания. Выполненная работа оформляется в виде отчета (см. приложение), в рамках требований стандарта по написанию студенческих курсовых и научных работ. Пример титульного листа отчета и содержания приведен далее.

После проверки преподавателем, проводится индивидуальная защита отчетов по следующей схеме:

Название участка, его местонахождение, характеристика с.-х. предприятия (название, территориальное расположение, удаленность, специализация, основные производственные показатели: продуктивность, урожайность, рентабельность;)

Агрохозяйственное состояние участка (культуртехническое, геоботаническое, почвенно-мелиоративное).

Мероприятия по улучшению: тип улучшения (поверхностное или коренное) основные мероприятия: культуртехнические, гидротехнические, агротехнические.

Создание культурного пастбища (отбор участка, расчет площади, организация территории, уход за травостоем)



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал