![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 4. Методы изучения эффективности семейного воспитанияСтр 1 из 3Следующая ⇒
Общие требования к диагностике эффективности семейного воспитания. Диагностика типов (стилей) семейного воспитания: опросник АСВ Э.Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса, методика PARI (parental attitude research instrument) Е.С. Шеффера и Р.К. Белла, опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия Е.И.Захаровой, опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» И.М. Марковской и др. Методы исследования личности родителя: техники репертуарных решеток Д. Келли для, методика исследования ролевых паттернов отношения к Другому взрослого человека (МИРП) Ю. В. Александровой, опросник исследования самоотношения личности С.Р. Пантилеева, опросник терминальных ценностей (ОТЕЦ) И.Г. Сенина; стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ) Л.Н. Собчик), методика «Особенности самосознания матери» Н.Н. Васягиной и др. Проективные методы исследования особенностей семейного воспитания: тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана, методика «родительское сочинение» О.А. Карабановой, методика Рене Жиля и др.
Тема 5. Психолого-педагогические технологии оптимизации семейного воспитания Понятие о психолого-педагогическом сопровождении семьи как субъекта образования. Роль психолога в повышении воспитательного потенциала семьи. Зарубежные технологии и программы психолго-педагогического сопровождения семьи: родительские группы (А. Адлер, Т. Гордон, Р. Дрейкус, Х. Джайнотт и др.).Опыт отечественных психологов психолого-педагогического сопровождения родителей: диалогический подход (О.Е. Смирнова, М.Ю. Колпакова, Е. А. Тетерлева и др.) когнитивно-поведенческий подход (А.С. Спиваковская И.М. Марковская и др.), субъектно-деятельностный подход (Н.Н. Васягина, Р.В. Овчарова и др.). Темы лекционных занятий 1. Динамика представлений о семье и ее образовательных возможностях. 2. Психологическая характеристика современной семьи как субъекта образования. 3. Факторы, определяющие эффективность семейного воспитания.
Темы практических занятий 1. Личность родителя как важнейшее условие реализации семейного воспитания (3 часа); 2. Конфигурация семьи и ее влияние на процесс и результат семейного воспитания (3 часа); 3. Методы изучения эффективности семейного воспитания (4 часа); 4. Психолого-педагогические технологии оптимизации семейного воспитания (4 часа).
Вопросы для контроля и самоконтроля 1. Как изменялись представления о семье и ее образовательных возможностях. 2. Дайте психологическую характеристику современной семьи как субъекта образования. 3. Докажите первостепенность семьи в формировании личности ребенка. Что такое воспитательный потенциал семьи. 4. Перечислите факторы, определяющие эффективность семейного воспитания. 5. В чем типичные ошибки семейного воспитания. 6. Что такое родительское отношение. 7. Назовите типы родительского авторитета. 8. Что такое воспитательная компетентность родителей. 9. Как влияет конфигурация семьи на процесс и результат семейного воспитания? 10. Назовите методы изучения эффективности семейного воспитания 11. Какова роль психолога в повышении воспитательного потенциала семьи.
4. перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
Виды самостоятельной работы: · Анализ литературных источников по изучаемым проблемам (конспектирование, аннотирование, разработка ориентировочных схем, работа с таблицами); · Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации; · Работа с тестами и вопросами для самопроверки; · Анализ фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа и др. · Подготовка эссе по проблемным вопросам; · Моделирование и/или анализ конкретных проблемных ситуаций (решение задач, психологическая интерпретация поведения и деятельности человека в процессе взаимодействия с другими людьми, рефлексивный самоанализ поведения и деятельности).
Темы, вынесенные на самостоятельное обучение 1. Личность родителя как важнейшее условие реализации семейного воспитания. 2. Конфигурация семьи и ее влияние на процесс и результат семейного воспитания. 3. Методы изучения эффективности семейного воспитания. 4. Психолого-педагогические технологии оптимизации семейного воспитания. Задания для самостоятельной работы:
|