Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ББК 20 я 73






Педагогический институт

Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского

 

 

Б. С. Клементьев, С. В. Никитин, Р. Б. Яковлев

КОНЦЕПЦИИ

СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Практикум к курсу

 

ИЗДАТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 5.001.1 (072.8)

ББК 20 я 73

К48

 

Клементьев Б. С., Никитин С. В., Яковлев Р. Б.

Концепции современного естествознания: Практикум к курсу. – Саратов: Изд–во Сарат. ун–та, 2003. – 22 с.

 

 

В практикуме представлены темы и планы семинарских занятий по курсу «Концепции современного естествознания», рекомендуемая для изучения литература, а также материалы, способствующие лучшему освоению данной дисциплины.

Для преподавателей, аспирантов и студентов, всех интересующихся историей и логикой науки.

 

 

Рекомендуют к печати:

Кафедра философии и социально–экономических наук

Педагогического института СГУ

Кандидат философских наук И. В Стеклова

 

УДК 5. 001. 1 (072.8)

ББК 20 я 73

 

© Клементьев Б. С., Никитин С. В.,
Яковлев Р. Б., 2003


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
И ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

1. Курс «Концепции современного естествознания» рассчитан на преподавание в течение учебного семестра. Лекции читаются студентам в объеме 30 часов (15 лекций). Предусмотрено также проведение семинарских занятий в объеме 30 часов (15 занятий). В конце семестра проводится зачет. В данной работе представлены темы и планы семинарских занятий, тематика докладов, а также списки учебной и дополнительной литературы, словарь терминов.

2. Цель преподаваемой дисциплины – познакомить студентов с особенностями научного познания мира, его принципами, методами и критериями, особенностями концептуализации, а также с важнейшими этапами становления естествознания, особенностями концептуализации естественнонаучного знания, спецификой современного этапа развития естественных наук. В рамках учебного курса предполагается знакомство с основными подходами в исследовании природы и человека. Ряд тем предусматривает детальное изучение оснований и способов теоретизирования в классической, неклассической, постнеклассической науке, особенностей применения методов исследования в связи с меняющимися представлениями о мире. Особое внимание уделяется парадигмальной природе естествознания, подразумевающей как преемственность в интеллектуальных основаниях научного познания, так и конкуренцию научно–исследовательских программ, обеспечивающую нормальное развитие науки. Последнее обстоятельство вырабатывает у студентов навыки критического мышления и гибкого использования имеющегося в современной науке исследовательского инструментария.

3. Основной задачей курса является развитие у студентов способности к широкому теоретическому мышлению, умению видеть альтернативные подходы в исследовании природы и человека, их заданность социокультурным контекстом, осмысленный характер происходящих в современной науке изменений. В качестве важного результата предполагается восприятие студентами того обстоятельства, что научное познание начинается с ограничений, которые предполагают строгость и методичность соответствующей познавательной деятельности. На каждом из семинаров предполагается анализ поставленных проблем, основных методологических приемов, используемых в рамках конкретной естественнонаучной теории, углубленное изучение историко-научного материала посредством подготовки докладов.

4. Перечень смежных дисциплин.

Философия.

История науки.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал