Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы средневекового философского мышления и исторические этапы развития средневековой философии. Соотношение разума и веры в период патристики (А. Блаженный).






Периодизация:

1) Патристика (II – VIII в). Этот период связан с деятельностью отцов церкви, которые раскрывали философское содержание христианской церкви.

а) Апологетика (II – III в). Апологеты старались опровергнуть обвинения против христианства о том, что это несостоятельная религия.

б) Зрелая Патристика (IV – V в). Закреплены основные догмы христианства.

в) Поздняя Патристика (V – VIII в). Разделяется на западную и восточную.

Западная. Представители: Аврелий Августин, Иероним, Григорий I Великий. Восточная. Григорий Богослов, Василий Великий, Як Златок.

2) Схоластика (IX – XV в).

а) Ранняя схоластика (IX – XI в). Ансельм Кентерберийский

б) Зрелая схоластика (XI – XII в). Фома Аквинский

в) Поздняя схоластика (XII – XIII в). Уильям Оккам

Особенности средневековой философии:

1) Идея монотеизма (учение о едином Боге);

2) Теоцентризм (Бог – сосредоточение бытия и блага и ее источник);

3) Мир понимается как результат творения из ничего – креационизм;

4) Бог понимается как нечто абсолютное и трансцендентное (т.е. потустороннее миру);

5) Идея откровения Бога человеку (Бог открывает себя в священном писании);

6) Идея полувоплощения (Бог существует в трех формах: Отец, Сын, Святой Дух);

7) Идея первородного греха;

8) Человек создан по образу и подобию бога и это богоподобие выражается в наличии разума и свободной воли;

9) Идея спасения;

10) Цель жизни – уподобление Богу и богопознание. Душа человека имеет начало, но бессмертна;

11) Телеология – наличие в реальности степени совершенства. Любая вещь (фрагмент реальности) имеет конечную цель – Бог;

12) Провиденциализм – представления о божественном провидении (промысле). Все существующие существует благодаря поддержке Бога;

13) Эсхатология – мир имеет начало и конец, который связан со вторым пришествием Бога на землю. Человеческое общество имеет свою историю, которая есть движение к конечной цели;

14) Человек – не только тело и душа, но и дух. Дух – причастность человека к Богу;

15) Человек занимает исключительное место в мире. Две линии понимания богословия:

а) Апофатика – Бог невыразим, непознаваем, Бог – реальность, которая понимается только в мистическом опыте. Бога нельзя выразить в понятиях человеческого языка;

б) Катофатика – всеимянность Бога. Бог – добро, благо, красота, любовь. Любовь – подлинный путь к богопознанию. Познание через веру;

Общие черты средневекового образа мысли:

- принцип авторитета (материал для спора находится в святых писаниях),

- философские аргументы носили характер силлогизма (т.е. имели отношение не к предмету, а к понятию: есть ли глаза у крота?),

- мир – моральный космос: все существующие – ряд сфер à животные, человек, ангелы, Бог.

Проблемы средневековья: 1) соотношение веры и разума a) верую, ибо абсурдно (Тертуллиан) б) верую, чтобы понимать(Августин) в)понимаю, чтобы веровать(Абеляр)

2)Универсалии (сущ. общих понятий): a) реализм (крайний, умеренный); б) крайний номинализм.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал