Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы средневекового философского мышления и исторические этапы развития средневековой философии. Соотношение разума и веры в период патристики (А. Блаженный).
Периодизация: 1) Патристика (II – VIII в). Этот период связан с деятельностью отцов церкви, которые раскрывали философское содержание христианской церкви. а) Апологетика (II – III в). Апологеты старались опровергнуть обвинения против христианства о том, что это несостоятельная религия. б) Зрелая Патристика (IV – V в). Закреплены основные догмы христианства. в) Поздняя Патристика (V – VIII в). Разделяется на западную и восточную. Западная. Представители: Аврелий Августин, Иероним, Григорий I Великий. Восточная. Григорий Богослов, Василий Великий, Як Златок. 2) Схоластика (IX – XV в). а) Ранняя схоластика (IX – XI в). Ансельм Кентерберийский б) Зрелая схоластика (XI – XII в). Фома Аквинский в) Поздняя схоластика (XII – XIII в). Уильям Оккам Особенности средневековой философии: 1) Идея монотеизма (учение о едином Боге); 2) Теоцентризм (Бог – сосредоточение бытия и блага и ее источник); 3) Мир понимается как результат творения из ничего – креационизм; 4) Бог понимается как нечто абсолютное и трансцендентное (т.е. потустороннее миру); 5) Идея откровения Бога человеку (Бог открывает себя в священном писании); 6) Идея полувоплощения (Бог существует в трех формах: Отец, Сын, Святой Дух); 7) Идея первородного греха; 8) Человек создан по образу и подобию бога и это богоподобие выражается в наличии разума и свободной воли; 9) Идея спасения; 10) Цель жизни – уподобление Богу и богопознание. Душа человека имеет начало, но бессмертна; 11) Телеология – наличие в реальности степени совершенства. Любая вещь (фрагмент реальности) имеет конечную цель – Бог; 12) Провиденциализм – представления о божественном провидении (промысле). Все существующие существует благодаря поддержке Бога; 13) Эсхатология – мир имеет начало и конец, который связан со вторым пришествием Бога на землю. Человеческое общество имеет свою историю, которая есть движение к конечной цели; 14) Человек – не только тело и душа, но и дух. Дух – причастность человека к Богу; 15) Человек занимает исключительное место в мире. Две линии понимания богословия: а) Апофатика – Бог невыразим, непознаваем, Бог – реальность, которая понимается только в мистическом опыте. Бога нельзя выразить в понятиях человеческого языка; б) Катофатика – всеимянность Бога. Бог – добро, благо, красота, любовь. Любовь – подлинный путь к богопознанию. Познание через веру; Общие черты средневекового образа мысли: - принцип авторитета (материал для спора находится в святых писаниях), - философские аргументы носили характер силлогизма (т.е. имели отношение не к предмету, а к понятию: есть ли глаза у крота?), - мир – моральный космос: все существующие – ряд сфер à животные, человек, ангелы, Бог. Проблемы средневековья: 1) соотношение веры и разума a) верую, ибо абсурдно (Тертуллиан) б) верую, чтобы понимать(Августин) в)понимаю, чтобы веровать(Абеляр) 2)Универсалии (сущ. общих понятий): a) реализм (крайний, умеренный); б) крайний номинализм.
|