Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Трудовая миграция ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Следует отметить, что в 1990-х гг. потоки трудовой миграции в Россию формировались на фоне глубокого экономического кризиса, сопровождавшего реформирование российской экономики. В то же время, однако, экономическое положение в других республиках прежде единой страны оказалось еще хуже: разрыв экономических и производственных связей с Россией и другими государствами бывшего Советского Союза; массовый отток населения, в том числе профессиональных кадров; увлеченность национальных элит политическим самоутверждением в ущерб развитию экономики – все это привело к резкому падению производства, росту безработицы, катастрофическому снижению уровня жизни большей части населения новых суверенных государств на территории бывшего СССР. Получается, что не столько экономическая привлекательность России, сколько резкое сокращение экономических возможностей для населения в бывших союзных республиках оказалось значимым в тот период. В России в ходе реформ происходила децентрализация экономической системы: предоставление значительных экономических свобод субъектам федерации и большей самостоятельности предприятиям, рост частного предпринимательства, общая коммерциализация экономики. На формирующемся в новых экономических условиях рынке труда России структура спроса и предложения отличается несбалансированностью. Высокий спрос на представителей рабочих профессий и лиц, готовых заниматься физическим трудом в сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, не покрывается за счет национальных трудовых ресурсов. Российские граждане не готовы или не желают занять эти рабочие места из-за низкого уровня оплаты, непрестижности, тяжелых условий труда. Число только зарегистрированных в службах занятости свободных рабочих мест в целом по России устойчиво составляет в 2000-х гг. более 1 млн. вакансий. В Таджикистане, Кыргызстане, Узбекистане, Молдове, Азербайджане, Армении заработки в других странах, прежде всего в России, стали важным элементом стратегии выживания миллионов домохозяйств в 1990-е гг. Обследования свидетельствуют, что ежемесячная заработная плата в России в 200-250 долл., на которую редко кто соглашается из россиян, дает возможность прожить семье, скажем, таджикского мигранта, оставшейся в Таджикистане, в течение 3-4 месяцев, а то и больше (Садовская, 2006). Сохраняющийся, а в ряде случаев увеличивающийся, разрыв в уровнях заработной платы между странами СНГ дает основания предположить, что этот экономический фактор сохранит свое значение в формировании миграционных потоков в регионе в ближайшей перспективе. Результаты социологических исследований в ряде стран СНГ позволяют заключить, что участие в международной трудовой миграции стало для значительной части населения Украины, Молдовы, Армении, Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана нормой жизни. Так, в Украине в каждом пятом домохозяйстве по крайней мере один человек временно работает или работал в другой стране (Петрова, 2007); в Молдове каждый третий трудоспособный житель участвует в международной трудовой миграции (Мошняга, 2007); в Армении в составе каждой третьей семьи есть трудовой мигрант (Арутюнян, 2003); в Азербайджане не менее 20% домохозяйств имеют трудового мигранта в России (Юнусов, 2003); в Таджикистане 40% домохозяйств получают денежные переводы из России от работающих там ближайших родственников (ADВ, 2007); в Кыргызстане в международной трудовой миграции принимают участие каждый третий из числа занятого населения (Рязанцев, 2007). По заключениям национальных экспертов, трудовая миграция из постсоветских стран является именно элементом семейной стратегии, позволяющим мигрантским домохозяйствам улучшить свое материальное положение благодаря заработкам за рубежом. По сравнению с не-мигрантскими домохозяйствами, у них больше возможностей избежать риски периода общественных трансформаций и приспособиться к рыночным условиям хозяйствования. Получение мигрантскими домохозяйствами денежных переводов из-за рубежа может способствовать дальнейшему увеличению масштабов миграции из-за демонстрационного эффекта, а также вследствие расширения возможностей кредитования поездок родственников и земляков. Как показали исследования по Армении, проводившиеся по инициативе Всемирного Банка регулярно в течение 2000-х гг., “помощь родственников и соседей” стала важным фактором, помогшим не менее 18% семей из сельских районов Армении решиться на участие их членов в международной трудовой миграции (Roberts, Banaian, 2004). Если в 1990-х гг. международная трудовая миграция являлась важным фактором сохранения социальной стабильности в регионе, дав возможность миллионам людей избежать крайнего обнищания и голода в условиях глубокого экономического кризиса и массовой безработицы, то к середине 2000-х гг., сохраняя эту функцию, она превратилась в стабильный фактор экономического развития, как отдельных государств, так и региона в целом. В России и Казахстане – основных принимающих странах – целый ряд отраслей (строительство, сельское хозяйство, сфера услуг, коммунальное хозяйство, ряд отраслей промышленности, транспорт) предъявляют устойчивый спрос на иностранных рабочих. В этих странах произошла сегментация рынка труда, типичная для всех основных принимающих мигрантов стран, которые уже не могут обходиться без привлечения иностранной рабочей силы. По мнению финансовых аналитиков, благодаря присутствию трудовых мигрантов в России повышается конкурентоспособность многих крупных и малых предприятий, происходит меньше банкротств, развиваются новые виды бизнеса, происходит рост инвестиций в строительство (Сухова, 2007). Формирование единого рынка труда в регионе отвечает экономическим интересам всех стран-участниц. В течение ряда лет вопрос об общем рынке труда ставился Исполнительным Советом СНГ, он был определен в качестве приоритетного направления развития ЕврАзЭС. Однако реальные шаги на пути к единому рынку труда были сделаны в формате Таможенного Союза в 2011 году, не просто включившим пункт о едином рынке труда в повестку дня формирования Единого экономического пространства трех стране (Беларусь, Казахстан, Россия), но и предпринявшим практические шаги в этом направлении (с 01.01.2012 вступили в силу Соглашения ТС о трудовой миграции и о противодействии незаконной миграции из третьих стран). Постепенно происходит процесс координации национальных законодательств стран СНГ в области миграции и социального обеспечения. Ну а сами мигранты уже полтора десятилетия фактически “голосуют ногами” за формирование единого миграционного пространства и единого рынка труда на постсоветской территории. В последние годы количество мигрантов с западного направления (Украина, Молдова, Беларусь) неуклонно сокращалось (в противоположность юго-восточному), это происходило ввиду как сокращения количества населения в данных странах исхода, так и в силу переориентации миграционных потоков (Украина, Молдова) на Европу. Однако в 2014 г. вследствие начавшейся на Украине гражданской войны началась и массовая миграция из этой страны в Россию. Последствия этого пока трудно предсказать. В августе количество пересекших границу с Россией граждан Украины превышало 700 тысяч человек. По данным на конец сентября 2014 г., официальное количество украинских беженцев на территории Российской Федерации — 389 629 человек, из них 99 850 — дети. Всего вынужденных переселенцев принимают 72 субъекта страны, на их размещение и помощь из бюджета были выделены значительные средства. По мнению многих экспертов, если большая часть этих людей останется в России, то для нашей страны это будет благом, поскольку в профессиональном, языковом и культурном отношении граждане Украины фактически идентичны россиянам и при соответствующей государственной и общественной поддержке у них не уйдет много времени на интеграцию в российское общество.
|