Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткий обзор результатов работы






Структурированная ситуация школы, интенсивные коррекционные занятия в той или иной степени положительно повлияли на развитие всех детей, посещавших школу. Хотелось бы отметить несколько важных моментов.

Первое — уменьшились проблемы в поведении. Специалисты старались выработать единый подход к проблемам поведения, что в большинстве случаев приводило к уменьшению частоты их проявления, по крайней мере, в стенах школы. Во время учебных занятий уровень двигательных стереотипии у всех детей понижался в несколько раз. Были выработаны способы, позволяющие предотвращать и уменьшать проявления других видов проблемного поведения. В то же время, некоторые из проблем поведения (неадекватные смех и плач) сохранились, поскольку, на наш взгляд были обусловлены, прежде всего внутренними факторами.

Второе — необходимо использовать в коррекционной работе поощрения. Стремление получить поощрения помогало детям лучше сосредоточиться, внимательнее отслеживать.обратную связь со стороны взрослых в ответ на свои действия. Занятие приобретало большую структурированность и четкость. В то же время, для некоторых детей поощрение не

1 Принстонский институт развития ребенка (Princeton Child Development Institute; в дальнейшем — PCDI) — основан в 1970 г. в Принстоне, Нью-Джерси. Институт является частной некоммерческой организацией, которая одной из первых стала работать в области обучения аутичных детей: Высокое качество обучения, научная обоснованность применяемых коррекционных методик привели к тому, что модель PCDI стала образцом для построения подобных учреждений не только в США, но и в других странах.

 

являлось подкреплением, выбиралось ими формально. По нашему мнению, причины были двоякими: а) внутренние причины — позитивное влияние поощрений было слабее внутренних факторов, определяющих поведение детей; б) внешние причины — малое количество времени у специалистов, специально выделенное для подготовки к занятиям (для наблюдения за поведением ребенка, для поиска поощрений), недостаточное число индивидуальных занятий. Тем не менее, опыт показывает, что во всех случаях обучение с применением поощрений проходит более эффективно, чем без них.

Третье — дети овладели многими навыками, важными для социальной адаптации. Научились в той или иной форме выражать свои основные желания и потребности, проявлять согласие или несогласие. У двоих детей, которые были мутичными до посещения школы, сформировался определенный репертуар речевых навыков (короткие фразы, умение называть предметы и действия). Дети научились адекватно вести себя на улице и в общественных местах. На учебных занятиях они овладели многими навыками, позволяющими им самостоятельно занимать себя, общаться, обслуживать себя, обучаться новому.

Четвертое — родители активно участвовали в коррекционном процессе, получали поддержку друг от друга. Стали проявлять больше инициативы в коррекционной работе, самостоятельно заниматься со своими детьми, общаться между собой вне школы, обмениваясь опытом по их воспитанию.

В целом, опыт, полученный в годы существования школы для аутичных детей, позволяет предположить, что подобная форма коррекционного учреждения является адекватной нуждам многих семей, воспитывающих детей с аутизмом.

Заключение

Существует множество подходов к коррекции и обучению детей с нарушениями развития. Важно, чтобы у родителей была возможность получить информацию о различных подходах, ознакомиться с их теоретическими основами и методиками. Ни одно направление в специальной педагогике и психологии не предлагает «всесильных» способов, позволяющих изменить ход развития, «сделать» ребенка другим. Даже если сами специалисты утверждают обратное, — это не так. Однако продуманная коррекционная работа, основанная на сотрудничестве семьи со специалистами с привлечением современных психологических знаний, может дать положительные результаты, которые пойдут на пользу и семье, и ребенку.

Коррекционная работа с детьми с нарушениями развития ставит перед специалистами новые вопросы, на частичное разрешение которых направлена данная книга. Обобщая представленный материал, необходимо сформулировать основные выводы, касающиеся построения коррекционной работы при осложненных формах аутизма:

1. Родителям, воспитывающим таких детей, необходима профессиональная помощь и поддержка. Оптимальной является ситуация, когда ребенок воспитывается в семье и посещает специальное коррекционное учреждение, работа которого предполагает сотрудничество с родителями.

2. Коррекционная работа должна быть индивидуальной, продуманной, теоретически обоснованной. Выбор основного коррекционного подхода должен осуществляться совместно родителями и специалистами в зависимости от особенностей ребенка, семейной ситуации, от ожиданий родителей, от позиции специалиста.

3. Использование Поведенческой терапии в качестве основного коррекционного подхода позволяет сформировать у детей навыки, полезные для социальной адаптации. Эффективность поведенческой терапии объясняется ее четким построением, возможностью экспериментального исследования поведения и того, как коррекционная работа влияет на поведение.

4. Коррекционная работа должна охватывать максимально возможное число проблемных зон в развитии ребенка: навыки речи и общения, формирования интеллектуальных и бытовых навыков, проблемы поведения и т.д.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал