Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В НИС осуществляется автоматический контроль безопасности процесса судовождения.

Лекция 11.

Достоинства и недостатки НИС.

1. Достоинства НИС.

- НИС снижает риск аварий за счёт уменьшения влияния субъективных факторов на судовождение.

- ЭКДИС повышает безопасность малых судов, которые могут даже не иметь радиолокатора. Для таких плавсредств недорогой комплекс ЭКДИС, включающий простой GPS приёмник, персональный компьютер с электронными картами и дешёвый транспондер АИС, в условиях плохой видимости даёт возможность точно знать свою позицию, положение и элементы движения судов в районе плавания, заблаговременно получать сигналы об опасности.

- НИС уменьшает убытки от простоя судов, обеспечивая возможность безопасной проводки при плохой видимости, в ночных условиях, в тумане.

- При океанском переходе способность ЭКДИС получать прогнозы погоды, просто и быстро корректировать маршрут с учётом ожидаемых условий плавания, приводит к ощутимой экономии топлива.

- ЭКДИС снижает требования к наличию длительного опыта проводок у капитанов, штурманов и лоцманов, и позволяет им обеспечивать необходимое качество управления судами после меньшего стажа работы.

- НИС значительно снижает нагрузку судоводителей на вахте, особенно в стеснённых водах. Применяя НИС, судоводитель освобождается от многих рутинных операций, отвлекающих его от выполнения главных задач на вахте.

НИС по сравнению с бумажными картами обеспечивают более высокий уровень знания ситуации, отображая в реальном времени её элементы и прогнозируя их на определённое время вперёд.

Интеграция НИС с береговыми системами для управления движением уменьшает потребность в лоцманских проводках.

- С помощью НИС значительно повышается скорость качество планирования пути, а также коррекция запланированного маршрута в процессе рейса.

- При электронной прокладке на экране в реальном времени отображается место судна, что невозможно сделать вручную на бумажной карте.

С помощью справочной системы НИС оператор быстро получает практически любую требуемую для судовождения информацию.

В НИС осуществляется автоматический контроль безопасности процесса судовождения.

- НИС автоматически контролирует правильность работы подключенных к ним датчикам информации, и сообщает об их неисправности.

- Автоматическая и полуавтоматическая корректура электронных карт, значительно ускоряет этот процесс, делает его менее трудоёмким и повышает качество, т.к. компьютер практически не делает ошибок при выполнении корректуры, что присуще человеку.

- Одним из важных достоинств НИС с векторными картами является возможность избирательного отображения и выделения отдельных видов данных, что позволяет приспособить изображение к обстоятельствам плавания.

- Для повышения эффективности проводки судна имеется возможность использования: разных масштабов отображения карт; ориентации карты по курсу, по норду, по любому заданному направлению; представления обстановки, как в истинном, так и в относительном движении.

- В НИС автоматически ведётся электронный судовой журнал.

- На одном экране система позволяет просмотреть данные всех навигационных приборов, а также быстро ознакомиться с необходимыми картами.

2. Понятие об источниках погрешностей НИС.

Недостатки цифрования карт и средств отображения.

Выделяют три основных аспекта, обеспечивающие эффективность НИС:

- Использование точных откорректированных данных, включающих

к артографическую и всю другую относящуюся к навигации информацию.

- Чёткое знание возможностей и ограничений всей системы (аппаратных

средств, программного обеспечения, данных, датчиков информации, дисплея).

- Знание, какую информацию и когда необходимо использовать при решении задач.

При работе с НИС следует оценивать её ограничения и погрешности, которые могут быть вызваны:

- несовершенством устройств цифрования карт и средств её отображения;

- неточностью и недостаточной подробностью картографической информации;

- погрешностями, обусловленными ошибками датчиков информации;

- различием систем отсчёта датчиков с координатной системой карты;

- ошибкой интерпретации данных.

Погрешности цифрования карты. В большинстве случаев данные ЭК получаются путём цифрового представления информации бумажных карт с помощью дигитайзерных или скнерных технологий. В результате электронные карты наследуют все недостатки, присущие бумажным картам, и включают погрешности процесса перевода данных в цифровой вид.

- Погрешности, обусловленные разрешающей способностью устройств цифрования.

- Погрешности графики бумажных карт.

- Погрешности, обусловленные человеческим фактором.

Несовершенства средства отображения карты.

- Недостаточные размеры экрана монитора.

- Погрешности, обусловленные разрешающей способностью монитора.

3. Качество картографических данных.

Под качеством навигационных карт ( картографических данных) понимается совокупность свойств, обеспечивающих способность карты удовлетворять целям судовождения. Качество карты оценивается набором показателей, характеризующих отдельные её свойства: полноту, достоверность, современность, точность, наглядность изображения и др.

Точность карт может быть определена как соответствие позиций изображённых на карте объектов и явлений действительности, т.е. как истинность местоположения, размеров, плановых очертаний и высот объектов. Точность оценивается величинами абсолютных и относительных позиционных погрешностей, характеризующих отклонения координат объектов на карте от их истинных значений.

Неточность картографической информации является следствием ошибок геодезических съёмок и погрешностей, допущенных при составлении карты.

- Погрешности карт, основанных на данных старых съёмок.

- Недостатки карт, основанных на результатах нескольких съёмок.

- Неточность карт, основанных на съёмках, проводимых с помощью береговых РНС

Полнота данных карт. Вопрос недостаточной подробности данных чаще всего касается значений глубин.

Современность карт. Одной из причин, лежащих в основе требования к осуществлению постоянного наблюдения на переходе, является возможность встречи неучтённых на картах изменений в реальной обстановке. Эти изменения могут быть вызваны: результатами хозяйственной деятельности человека; действием естественных сил; утонувшими объектами.

Оценка степени доверия к электронным картам. Под оценкой навигационной карты (степени доверия к карте) следует понимать заключение о её качестве с позиции безопасности плавания, сделанное на основе анализа сведений о карте. При этом необходимо обращать внимание на следующие моменты:

- кто издатель карты;

- дата издания;

- источник картографических данных и время их получения;

- масштаб карты;

- ноль глубин;

- подробности промеров глубин и способ их выполнения (подтверждения);

- рельеф и грунт морского дна;

- наличие районов, где возможно перемещение грунта (устья рек и участки действия сильных приливо-отливных течений);

- наличие шельфовых участков, где производится поиск газа и нефти, и где могут появиться неотмеченные на карте конструкции.

4. Погрешности, обусловленные отличием координатных систем.

Несовпадение координатных систем является одним из источников ошибок НИС.

- Неучёт горизонтального датума карты при обсервациях по навигационным спутниковым системам может привести к увеличению погрешности в позиции судна на величину, превышающую 1000 м.

- Погрешности пересчёта данных из одного горизонтального датума в другой ( погрешности от трансформации датумов) могут увеличить погрешность обсервованного места на десятки километров.

- Различия нулей глубин карты и пособий (или программ) для расчёта приливных явлений может привести к ошибкам в исправленных высотой прилива значениях глубин.

- Неучёт отстояния антенны бортовой аппаратуры спутниковой навигационной системы от центра массы судна или неправильный ввод её высоты приводит к существенному запаздыванию начала поворота при приборной проводке крупнотоннажных судов в стеснённых водах.

 

5. Погрешности интерпретации данных. Риск передоверия.

Причины погрешности интерпретации могут быть самыми различными.

- Для ЭКДИС они могут возникнуть из-за отличия символов ЭНК с условными знаками бумажных карт.

- В ряде случаев обобщённое отображение разных видов объектов может стать причиной их неправильной трактовки.

- Применение нескольких цветовых таблиц при отображении электронных карт, имеет определённые недостатки:

- Неодинаковое по цвету представление одних и тех же элементов карты в разных

условиях освещённости может привести к неправильной их интерпретаи.

- Имеются сложности в чтении карты, представленной «ночными» палитрами, в

результате ряд элементов карты может не привлечь внимание.

- Увеличиваются трудности в подборе цветов для вводимых для отображения на

Картах новых объектов.

- В отличие от бумажных карт, текст на электронных картах ЭНК представляется одинаково, без выделения важных деталей. Это является определённым недостатком ЭНК по сравнению с бумажной картой, т.к. вид текста не привлекает внимание к элементам обстановки, требующих первоочередного учёта.

- Реализованный в ЭКДИС метод селекции не всегда обеспечивает представление информации без излишней избыточности и без потери необходимых данных.

- Работа с дисплеем НИС сопровождается повышенной утомляемостью оператора. Это тоже может привести к ошибочной интерпретации данных ЭК.

Для того, чтобы уменьшить вероятность неправильной интерпретации данных НИС, необходимо учитывать следующие рекомендации:

- Требуется знать условные обозначения и сокращения, используемые на ЭК и на информационных табло, и не путать их между собой.

- Не надо полагать, что электронные карты точнее бумажных карт, или что погрешности векторных карт меньше погрешностей растровых карт.

- Не следует полагать, что увеличение масштаба отображения ЭК приводит к улучшению её подробности и точности.

- Необходимо использовать такой масштаб отображения и такую нагрузку ЭК, которая соответствует условиям судовождения и не создаёт трудностей в разборе данных прокладки.

- Не следует считать, что действительная позиция судна точно совпадает с отображённым на карте его положением.

- Не надо думать, что направление движения судна и его скорость точно совпадают со значениями путевого угла и путевой скорости, представляемых на информационном табло.

- Следует учитывать влияние на отображаемые кинематические параметры целей погрешностей и ограничений РЛС, САРП, АИС.

- Необходимо выбирать такие датчики информации, которые наилучшим образом соответствуют ситуации.

О риске передоверия к НИС. К аждый судоводитель должен осознать, что:

- всегда существует определённая вероятность (риск) неправильного функционирования НИС и неточности её данных;

- отображаемые гидрографические данные не более надёжны, чем данные съёмки, на которой они базируются;

- электронные карты, если они составлены по данным бумажных карт, наследуют все погрешности бумажных карт;

- предоставляемые данные навигационных датчиков отягчены погрешностями;

- ошибки и ограничения взаимодействующих с НИС приборов и систем влияют на точность и надёжность данных НИС.

Судоводитель, кроме грамотной эксплуатации НИС, должен знать недостатки и ограничения всех составляющих НИС частей (аппаратных средств, программного обеспечения, данных, датчиков информации, дисплея), использовать любую возможность для её проверки, включая визуальные определения и применение независимых технических средств контроля движения судна, чтобы исключить возможное негативное влияние ограничений НИС на безопасность судовождения.

Необходимо помнить, что НИС – это только техническое средство, как и любые другие навигационные приборы. Оно не освобождает судоводителя от обязанности выполнения непрерывного визуального наблюдения, как это требуется СОЛАС 74, от анализа качества карт и получаемой информации, от необходимости оценки навигационных ситуаций, от принятия решений по управлению судном и от ответственности за эти решения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ответственность за нарушение земельного законодательства | Назначение и состав навигационной информационной системы.
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал