Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В НИС осуществляется автоматический контроль безопасности процесса судовождения.
Лекция 11. Достоинства и недостатки НИС. 1. Достоинства НИС. - НИС снижает риск аварий за счёт уменьшения влияния субъективных факторов на судовождение. - ЭКДИС повышает безопасность малых судов, которые могут даже не иметь радиолокатора. Для таких плавсредств недорогой комплекс ЭКДИС, включающий простой GPS приёмник, персональный компьютер с электронными картами и дешёвый транспондер АИС, в условиях плохой видимости даёт возможность точно знать свою позицию, положение и элементы движения судов в районе плавания, заблаговременно получать сигналы об опасности. - НИС уменьшает убытки от простоя судов, обеспечивая возможность безопасной проводки при плохой видимости, в ночных условиях, в тумане. - При океанском переходе способность ЭКДИС получать прогнозы погоды, просто и быстро корректировать маршрут с учётом ожидаемых условий плавания, приводит к ощутимой экономии топлива. - ЭКДИС снижает требования к наличию длительного опыта проводок у капитанов, штурманов и лоцманов, и позволяет им обеспечивать необходимое качество управления судами после меньшего стажа работы. - НИС значительно снижает нагрузку судоводителей на вахте, особенно в стеснённых водах. Применяя НИС, судоводитель освобождается от многих рутинных операций, отвлекающих его от выполнения главных задач на вахте. НИС по сравнению с бумажными картами обеспечивают более высокий уровень знания ситуации, отображая в реальном времени её элементы и прогнозируя их на определённое время вперёд. Интеграция НИС с береговыми системами для управления движением уменьшает потребность в лоцманских проводках. - С помощью НИС значительно повышается скорость качество планирования пути, а также коррекция запланированного маршрута в процессе рейса. - При электронной прокладке на экране в реальном времени отображается место судна, что невозможно сделать вручную на бумажной карте. С помощью справочной системы НИС оператор быстро получает практически любую требуемую для судовождения информацию. В НИС осуществляется автоматический контроль безопасности процесса судовождения. - НИС автоматически контролирует правильность работы подключенных к ним датчикам информации, и сообщает об их неисправности. - Автоматическая и полуавтоматическая корректура электронных карт, значительно ускоряет этот процесс, делает его менее трудоёмким и повышает качество, т.к. компьютер практически не делает ошибок при выполнении корректуры, что присуще человеку. - Одним из важных достоинств НИС с векторными картами является возможность избирательного отображения и выделения отдельных видов данных, что позволяет приспособить изображение к обстоятельствам плавания. - Для повышения эффективности проводки судна имеется возможность использования: разных масштабов отображения карт; ориентации карты по курсу, по норду, по любому заданному направлению; представления обстановки, как в истинном, так и в относительном движении. - В НИС автоматически ведётся электронный судовой журнал. - На одном экране система позволяет просмотреть данные всех навигационных приборов, а также быстро ознакомиться с необходимыми картами. 2. Понятие об источниках погрешностей НИС. Недостатки цифрования карт и средств отображения. Выделяют три основных аспекта, обеспечивающие эффективность НИС: - Использование точных откорректированных данных, включающих к артографическую и всю другую относящуюся к навигации информацию. - Чёткое знание возможностей и ограничений всей системы (аппаратных средств, программного обеспечения, данных, датчиков информации, дисплея). - Знание, какую информацию и когда необходимо использовать при решении задач. При работе с НИС следует оценивать её ограничения и погрешности, которые могут быть вызваны: - несовершенством устройств цифрования карт и средств её отображения; - неточностью и недостаточной подробностью картографической информации; - погрешностями, обусловленными ошибками датчиков информации; - различием систем отсчёта датчиков с координатной системой карты; - ошибкой интерпретации данных. Погрешности цифрования карты. В большинстве случаев данные ЭК получаются путём цифрового представления информации бумажных карт с помощью дигитайзерных или скнерных технологий. В результате электронные карты наследуют все недостатки, присущие бумажным картам, и включают погрешности процесса перевода данных в цифровой вид. - Погрешности, обусловленные разрешающей способностью устройств цифрования. - Погрешности графики бумажных карт. - Погрешности, обусловленные человеческим фактором. Несовершенства средства отображения карты. - Недостаточные размеры экрана монитора. - Погрешности, обусловленные разрешающей способностью монитора. 3. Качество картографических данных. Под качеством навигационных карт ( картографических данных) понимается совокупность свойств, обеспечивающих способность карты удовлетворять целям судовождения. Качество карты оценивается набором показателей, характеризующих отдельные её свойства: полноту, достоверность, современность, точность, наглядность изображения и др. Точность карт может быть определена как соответствие позиций изображённых на карте объектов и явлений действительности, т.е. как истинность местоположения, размеров, плановых очертаний и высот объектов. Точность оценивается величинами абсолютных и относительных позиционных погрешностей, характеризующих отклонения координат объектов на карте от их истинных значений. Неточность картографической информации является следствием ошибок геодезических съёмок и погрешностей, допущенных при составлении карты. - Погрешности карт, основанных на данных старых съёмок. - Недостатки карт, основанных на результатах нескольких съёмок. - Неточность карт, основанных на съёмках, проводимых с помощью береговых РНС Полнота данных карт. Вопрос недостаточной подробности данных чаще всего касается значений глубин. Современность карт. Одной из причин, лежащих в основе требования к осуществлению постоянного наблюдения на переходе, является возможность встречи неучтённых на картах изменений в реальной обстановке. Эти изменения могут быть вызваны: результатами хозяйственной деятельности человека; действием естественных сил; утонувшими объектами. Оценка степени доверия к электронным картам. Под оценкой навигационной карты (степени доверия к карте) следует понимать заключение о её качестве с позиции безопасности плавания, сделанное на основе анализа сведений о карте. При этом необходимо обращать внимание на следующие моменты: - кто издатель карты; - дата издания; - источник картографических данных и время их получения; - масштаб карты; - ноль глубин; - подробности промеров глубин и способ их выполнения (подтверждения); - рельеф и грунт морского дна; - наличие районов, где возможно перемещение грунта (устья рек и участки действия сильных приливо-отливных течений); - наличие шельфовых участков, где производится поиск газа и нефти, и где могут появиться неотмеченные на карте конструкции. 4. Погрешности, обусловленные отличием координатных систем. Несовпадение координатных систем является одним из источников ошибок НИС. - Неучёт горизонтального датума карты при обсервациях по навигационным спутниковым системам может привести к увеличению погрешности в позиции судна на величину, превышающую 1000 м. - Погрешности пересчёта данных из одного горизонтального датума в другой ( погрешности от трансформации датумов) могут увеличить погрешность обсервованного места на десятки километров. - Различия нулей глубин карты и пособий (или программ) для расчёта приливных явлений может привести к ошибкам в исправленных высотой прилива значениях глубин. - Неучёт отстояния антенны бортовой аппаратуры спутниковой навигационной системы от центра массы судна или неправильный ввод её высоты приводит к существенному запаздыванию начала поворота при приборной проводке крупнотоннажных судов в стеснённых водах.
5. Погрешности интерпретации данных. Риск передоверия. Причины погрешности интерпретации могут быть самыми различными. - Для ЭКДИС они могут возникнуть из-за отличия символов ЭНК с условными знаками бумажных карт. - В ряде случаев обобщённое отображение разных видов объектов может стать причиной их неправильной трактовки. - Применение нескольких цветовых таблиц при отображении электронных карт, имеет определённые недостатки: - Неодинаковое по цвету представление одних и тех же элементов карты в разных условиях освещённости может привести к неправильной их интерпретаи. - Имеются сложности в чтении карты, представленной «ночными» палитрами, в результате ряд элементов карты может не привлечь внимание. - Увеличиваются трудности в подборе цветов для вводимых для отображения на Картах новых объектов. - В отличие от бумажных карт, текст на электронных картах ЭНК представляется одинаково, без выделения важных деталей. Это является определённым недостатком ЭНК по сравнению с бумажной картой, т.к. вид текста не привлекает внимание к элементам обстановки, требующих первоочередного учёта. - Реализованный в ЭКДИС метод селекции не всегда обеспечивает представление информации без излишней избыточности и без потери необходимых данных. - Работа с дисплеем НИС сопровождается повышенной утомляемостью оператора. Это тоже может привести к ошибочной интерпретации данных ЭК. Для того, чтобы уменьшить вероятность неправильной интерпретации данных НИС, необходимо учитывать следующие рекомендации: - Требуется знать условные обозначения и сокращения, используемые на ЭК и на информационных табло, и не путать их между собой. - Не надо полагать, что электронные карты точнее бумажных карт, или что погрешности векторных карт меньше погрешностей растровых карт. - Не следует полагать, что увеличение масштаба отображения ЭК приводит к улучшению её подробности и точности. - Необходимо использовать такой масштаб отображения и такую нагрузку ЭК, которая соответствует условиям судовождения и не создаёт трудностей в разборе данных прокладки. - Не следует считать, что действительная позиция судна точно совпадает с отображённым на карте его положением. - Не надо думать, что направление движения судна и его скорость точно совпадают со значениями путевого угла и путевой скорости, представляемых на информационном табло. - Следует учитывать влияние на отображаемые кинематические параметры целей погрешностей и ограничений РЛС, САРП, АИС. - Необходимо выбирать такие датчики информации, которые наилучшим образом соответствуют ситуации. О риске передоверия к НИС. К аждый судоводитель должен осознать, что: - всегда существует определённая вероятность (риск) неправильного функционирования НИС и неточности её данных; - отображаемые гидрографические данные не более надёжны, чем данные съёмки, на которой они базируются; - электронные карты, если они составлены по данным бумажных карт, наследуют все погрешности бумажных карт; - предоставляемые данные навигационных датчиков отягчены погрешностями; - ошибки и ограничения взаимодействующих с НИС приборов и систем влияют на точность и надёжность данных НИС. Судоводитель, кроме грамотной эксплуатации НИС, должен знать недостатки и ограничения всех составляющих НИС частей (аппаратных средств, программного обеспечения, данных, датчиков информации, дисплея), использовать любую возможность для её проверки, включая визуальные определения и применение независимых технических средств контроля движения судна, чтобы исключить возможное негативное влияние ограничений НИС на безопасность судовождения. Необходимо помнить, что НИС – это только техническое средство, как и любые другие навигационные приборы. Оно не освобождает судоводителя от обязанности выполнения непрерывного визуального наблюдения, как это требуется СОЛАС 74, от анализа качества карт и получаемой информации, от необходимости оценки навигационных ситуаций, от принятия решений по управлению судном и от ответственности за эти решения.
|