Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






другая информация (Other information)/.

Лекция 7.

Технико-эксплуатационные требования к ЭКДИС.

1. Назначение. Данные ЭК и их структура.

Первичной функцией ЭКДИС является обеспечение безопасности мореплавания. Система должна отображать всю картографическую и навигационно-гидрографическую информацию, необходимую для безопасного и эффективного судовождения. Требуется, чтобы ЭКДИСвыполняла все действия, связанные с предварительной и исполнительной прокладкой, определениями места, непрерывно отображала текущую позицию судна и производила надёжную корректуру электронных навигационных карт.

Для ЭКЛИС ИМО определены следующие уровни информации и содержание этих уровней:

- Данные электронной навигационной карты (Electronic navigational chart data – ENCD ) – это набор данных для ЭНК, подготовленных национальными гидрографическими службами в формате, приемлемом для координатора ЭНК.

- Базовые данные электронной карты (Electronic navigational chart data base – ENCDB ) – основные данные для производства и поддержания ЭНК, образованные из ENCD.

- Системная электронная навигационная карта (СЭНК).

СЭНК – это набор цифровых данных во внутреннем формате системы для отображения откорректированной навигационной карты. Он получается путём преобразования в ЭКДИС информации основной ЭНК, корректур и данных, добавленных мореплавателем.

Информация СЭНК доступная для отображения при планировании маршрута и выполнении прокладки должна быть разделена на три категории:

- базовая нагрузка (Display base)/

- стандартная нагрузка (Standard Display)

другая информация (Other information)/.

Базовая нагрузка означает уровень данных СЭНК, который не может быть удалён с дисплея, Она содержит наиболее важную для безопасного мореплавания картографическую информацию, требуемую всегда, во всех географических районах и при любых обстоятельствах.

Базовая нагрузка включает: береговую черту (для полной воды;, выбранную судоводителем безопасную изобату; в ограниченном безопасной изобатой районе отдельные подводные опасности с глубинами, меньшими безопасной; внутри этого же района отдельные опасности, такие как мосты, линии электропередач, включая буи и знаки; системы движения; масштаб; вид ориентации карты и режим дисплея; единицы глубины и высоты.

Стандартная нагрузка – это содержание карты, которое должно быть на дисплее при первом вызове карты в ЭКДИС. Она представляет минимальный набор данных, обеспечивающих решение навигационных задач в процессе плавания и при планировании пути.

Стандартная нагрузка состоит из: базовой СЭНК; линий осыхания; стационарных и плавучих средств навигации; границ фарватеров, каналов и т.д.; приметных визуальных и радиолокационных объектов; запретных и ограниченных районов; рамки карты; предупреждений мореплавателям.

Вся другая информация, отображаемая по требованию включает: значения глубин; подводные кабели и трубопроводы; маршруты паромов; элементы всех отдельных опасностей; детали навигационных средств; содержание предупреждений мореплавателям; дату издания ЭНК; горизонтальный и вертикальный геодезические датумы; географические названия и т.д.

2. Ориентация изображения, режим движения дополнительная информация.

- Карта в ЭКДИС должна ориентироваться «по норду». Допускаются другие виды ориентации, например «по курсу».

- Прокладку в системе требуется отображать в режиме истинного движения, Допускается режим относительного движения.

- ЭК может дополняться радиолокационной или другой навигационной информацией, которая должна чётко отличаться от СЭНК. Накладываемые данные не должны ухудшать и искажать изображение карты.

- Необходимо, чтобы дополнительная информация была с СЭНК в одной координатной системе.

- Передаваемая в ЭКДИС информация РЛС может включать в себя радиолокационное изображение и данные САРП. Карта и радиолокационный образ обстановки должны быть согласованы по масштабу и ориентации.

- Необходимо в ЭКДИС иметь возможность вручную перемещать отображаемый на карте символ судна для совмещения радиолокационного изображения с картой.

- Радиолокационное изображение обстановки на экране ЭКДИС должно регулироваться вручную и, при необходимости, выключаться.

3. Цвета и символы. Требования к дисплею.

Для отображения картографической информации СЭНК должны использоваться цвета, символы, стили Библиотеки презентации (стандарт МГО S52, Приложение2).

Кроме картографической информации, требуется на дисплее ЭКДИС показывать следующие навигационные элементы и параметры:

- символ судна;

- пройденный путь с отметками времени;

- вектор путевой скорости;

- подвижный маркер дальности и электронный визир;

- курсор;

- счислимое место и время;

- обсервованное место и время, линию положения и время;

- смещённую линию положения и время;

- предвычисленный вектор;

- фактический вектор течения;

- особые опасности;

- линию безопасности;

- заданный курс и скорость;

- путевые точки;

- расстояние по заданной линии пути;

- планируемое местоположение с датой и временем;

- дуги дальность открытия/закрытия огней;

Место и время перекладки руля для поворота.

Форма и характер отображения указанной информации стандартизованы ИМО и приведены в публикации МЭК 61174.

Эффективный размер экрана для представления карты при исполнительной прокладке должен быть не менее 270 х 270 мм.

Необходимо также обеспечить ясную видимость данных на дисплее ЭКДИС, позволяющую нескольким наблюдателям разбирать отображаемую обстановку в условиях нормальной освещённости, как днём, так и ночью.

4. Предварительная прокладка.

- Системадолжна позволять простым и надёжным способом планировать путь судна.

- При предварительной прокладке в ЭКДИС следует обеспечить нанесение прямолинейных и криволинейных участков планируемого пути и запись необходимых отметок. Судоводитель должен иметь возможность ввода в память ЭКДИС допустимых пределов отклонения от заданного маршрута с целью активизации автоматической сигнализации о превышении этих пределов при исполнительной прокладке.

- При корректуре планируемого маршрута должна быть возможность:

- Добавления путевой точки;

- Уничтожения путевой точки;

- Изменения позиции путевой точки;

- Смена порядка точек в маршруте.

5. Исполнительная прокладка.

- Режим отображения карты при исполнительной прокладке должен обеспечить нахождение символа судна в пределах окна высвечивания.

- Положение судна в ЭКДИС должно определяться с помощью позиционной системы непрерывно и с точностью, соответствующей требованиям безопасного судовождения.

- Геодезические датумы позиционного датчика, определяющего текущее место судна, и системой навигационной карты должны быть одинаковы.

- В ЭКДИС требуется иметь возможность отображения намеченного альтернативного маршрута в дополнение к основному.

- В рейсе ЭКДИС должна позволять оператору выполнять модификацию запланированного маршрута и изменять его на альтернативный.

- Необходимо чтобы ЭКДИС, как минимум, производила следующие расчёты:

- преобразовывала географические координаты в экранные и обратно;

- пересчитывала данные из локальных и региональных датумов в WGS84;

- находила истинные дистанции и пеленг для двух любых точек на карте;

- определяла географические координаты точки по известным координатам другой точки, пеленгу и дистанции;

- вычисляла направление локсодромии и ортодромии.

Кроме того, при исполнительной прокладке система должна:

- Показывать пройденный путь с отметками времени, интервал между которыми может устанавливаться от 1 до 120 минут;

- Представлять вектор путевой скорости, особые отметки, наносимые судоводителем при ведении прокладки, другие символы, требуемые с навигационной целью и ряд других данных;

- Обеспечивать возможность изменения позиции судна на карте вручную. Этот процесс должен сопровождаться отображением координат судна в буквенно-цифровом виде.

6. Регистрация данных. Сигнализация и индикпция.

Регистрация. ЭКДИС должна иметь возможность отложения в памяти и, при необходимости, запоминания на длительное время информации о протекании процесса судовождения за последние 12 часов с интервалом в 1 минуту, и позволять повторно воспроизвести эту хранимую информацию на экране в любое время. Записываться в память должны данные: о времени, месте, курсе и скорости своего судна и взятых на сопровождение судов-целей, об электронных картах, на которых ведётся прокладка, и о корректурах к ним.

Не должно быть возможности изменения зарегистрированной информации и манипуляции с ней. Требуется в ЭКДИС иметь защиту зарегистрированных данных от стирания и изменения.

Предупреждения и сигнализация. В ЭКДИС необходимо иметь следующую сигнализацию и предупредительную индикацию, где под сигнализацией понимается сообщение акустическими или акустическими и визуальными средствами об условиях и ситуациях, требующих внимания оператора; а под индикацией - визуальное представление оператору определённой информации о событиях, о функционировании системы или оборудования.

Согласно требованиям ИМО в ЭКДИС должна быть:

Сигнализация: о выходе за границы фарватера, пересечении безопасной изобаты, превышении заданного отклонения от маршрута, приближении к критической точке, несовпадении геодезических датумом позиционного датчика и карты.

Сигнализация или индикация: о перемасштабировании, прохождении пути через районы со специальными условиями, неправильном функционировании ЭКДИС.

Индикация: что есть карта более крупного масштаба, что информация СЭНК и добавочная (например от РЛС) в разных координатных системах, о планировании маршрута через безопасную изобату, о планировании маршрута через специальный район, о выходе из строя системы определения места, об ошибках при тестировании системы.

7. Требования к отображению официальных растровых карт в ЭКДИС.

Требования к режиму работы ЭКДИС с растровыми картами (РКДС) представлены в приложении 7 к Эксплуатационным стандартам ИМО к ЭКДИС.

- В ЭКДИС разрешается использовать официальные растровые кары только в районах, на которые нет ЭНК.

- В этом режиме должна отображаться вся картографическая и навигационно-гидрографическая информация, необходимая для безопасного и эффективного судовождения. Требуется, чтобы при работе с растровыми картами ЭКДИС выполняла все действия, связанные с предварительной, исполнительной прокладкой, обсервациями, и непрерывно отображала текущее место судна.

- РНК, используемые в ЭКДИС, должны быть последнего издания, исходить от государственных гидрографических организаций и соответствовать стандарту МГО (S61). Растровые карты, датум которых отличается от WGS84 или ПЗ90, предписано дополнять метаданными о геодезической основе карты с целью сигнализации в случае её расхождения с датумом позиционной системы.

- Ориентация РНК должна быть «по норду». Допускаются другие виды ориентации.

- Для представления растровой навигационной карты в ЭКДИС следует использовать рекомендуемые ИМО цвета и символы.

При работе ЭКДИС с растровыми картами должна быть сигнализация:

- превышения заданного отклонения от линии пути;

- приближения к точке, линии, границе района, когда эти элементы введены оператором;

- неисправности системы;

- отличия геодезических датумов карты и позиционной системы;

- ошибок в работе растровой системы.

С помощью индикации ЭКДИС должна информировать судоводителя:

- о работе ЭКДИС в режиме РКДС;

- об использовании перемасштабирования;

- когда есть карта более крупного масштаба, чем у изображаемой РНК.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Растровые электронные карт. | Средства общения НИС с оператором .
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал