Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
другая информация (Other information)/.
Лекция 7. Технико-эксплуатационные требования к ЭКДИС. 1. Назначение. Данные ЭК и их структура. Первичной функцией ЭКДИС является обеспечение безопасности мореплавания. Система должна отображать всю картографическую и навигационно-гидрографическую информацию, необходимую для безопасного и эффективного судовождения. Требуется, чтобы ЭКДИСвыполняла все действия, связанные с предварительной и исполнительной прокладкой, определениями места, непрерывно отображала текущую позицию судна и производила надёжную корректуру электронных навигационных карт. Для ЭКЛИС ИМО определены следующие уровни информации и содержание этих уровней: - Данные электронной навигационной карты (Electronic navigational chart data – ENCD ) – это набор данных для ЭНК, подготовленных национальными гидрографическими службами в формате, приемлемом для координатора ЭНК. - Базовые данные электронной карты (Electronic navigational chart data base – ENCDB ) – основные данные для производства и поддержания ЭНК, образованные из ENCD. - Системная электронная навигационная карта (СЭНК). СЭНК – это набор цифровых данных во внутреннем формате системы для отображения откорректированной навигационной карты. Он получается путём преобразования в ЭКДИС информации основной ЭНК, корректур и данных, добавленных мореплавателем. Информация СЭНК доступная для отображения при планировании маршрута и выполнении прокладки должна быть разделена на три категории: - базовая нагрузка (Display base)/ - стандартная нагрузка (Standard Display) другая информация (Other information)/. Базовая нагрузка означает уровень данных СЭНК, который не может быть удалён с дисплея, Она содержит наиболее важную для безопасного мореплавания картографическую информацию, требуемую всегда, во всех географических районах и при любых обстоятельствах. Базовая нагрузка включает: береговую черту (для полной воды;, выбранную судоводителем безопасную изобату; в ограниченном безопасной изобатой районе отдельные подводные опасности с глубинами, меньшими безопасной; внутри этого же района отдельные опасности, такие как мосты, линии электропередач, включая буи и знаки; системы движения; масштаб; вид ориентации карты и режим дисплея; единицы глубины и высоты. Стандартная нагрузка – это содержание карты, которое должно быть на дисплее при первом вызове карты в ЭКДИС. Она представляет минимальный набор данных, обеспечивающих решение навигационных задач в процессе плавания и при планировании пути. Стандартная нагрузка состоит из: базовой СЭНК; линий осыхания; стационарных и плавучих средств навигации; границ фарватеров, каналов и т.д.; приметных визуальных и радиолокационных объектов; запретных и ограниченных районов; рамки карты; предупреждений мореплавателям. Вся другая информация, отображаемая по требованию включает: значения глубин; подводные кабели и трубопроводы; маршруты паромов; элементы всех отдельных опасностей; детали навигационных средств; содержание предупреждений мореплавателям; дату издания ЭНК; горизонтальный и вертикальный геодезические датумы; географические названия и т.д. 2. Ориентация изображения, режим движения дополнительная информация. - Карта в ЭКДИС должна ориентироваться «по норду». Допускаются другие виды ориентации, например «по курсу». - Прокладку в системе требуется отображать в режиме истинного движения, Допускается режим относительного движения. - ЭК может дополняться радиолокационной или другой навигационной информацией, которая должна чётко отличаться от СЭНК. Накладываемые данные не должны ухудшать и искажать изображение карты. - Необходимо, чтобы дополнительная информация была с СЭНК в одной координатной системе. - Передаваемая в ЭКДИС информация РЛС может включать в себя радиолокационное изображение и данные САРП. Карта и радиолокационный образ обстановки должны быть согласованы по масштабу и ориентации. - Необходимо в ЭКДИС иметь возможность вручную перемещать отображаемый на карте символ судна для совмещения радиолокационного изображения с картой. - Радиолокационное изображение обстановки на экране ЭКДИС должно регулироваться вручную и, при необходимости, выключаться. 3. Цвета и символы. Требования к дисплею. Для отображения картографической информации СЭНК должны использоваться цвета, символы, стили Библиотеки презентации (стандарт МГО S52, Приложение2). Кроме картографической информации, требуется на дисплее ЭКДИС показывать следующие навигационные элементы и параметры: - символ судна; - пройденный путь с отметками времени; - вектор путевой скорости; - подвижный маркер дальности и электронный визир; - курсор; - счислимое место и время; - обсервованное место и время, линию положения и время; - смещённую линию положения и время; - предвычисленный вектор; - фактический вектор течения; - особые опасности; - линию безопасности; - заданный курс и скорость; - путевые точки; - расстояние по заданной линии пути; - планируемое местоположение с датой и временем; - дуги дальность открытия/закрытия огней; Место и время перекладки руля для поворота. Форма и характер отображения указанной информации стандартизованы ИМО и приведены в публикации МЭК 61174. Эффективный размер экрана для представления карты при исполнительной прокладке должен быть не менее 270 х 270 мм. Необходимо также обеспечить ясную видимость данных на дисплее ЭКДИС, позволяющую нескольким наблюдателям разбирать отображаемую обстановку в условиях нормальной освещённости, как днём, так и ночью. 4. Предварительная прокладка. - Системадолжна позволять простым и надёжным способом планировать путь судна. - При предварительной прокладке в ЭКДИС следует обеспечить нанесение прямолинейных и криволинейных участков планируемого пути и запись необходимых отметок. Судоводитель должен иметь возможность ввода в память ЭКДИС допустимых пределов отклонения от заданного маршрута с целью активизации автоматической сигнализации о превышении этих пределов при исполнительной прокладке. - При корректуре планируемого маршрута должна быть возможность: - Добавления путевой точки; - Уничтожения путевой точки; - Изменения позиции путевой точки; - Смена порядка точек в маршруте. 5. Исполнительная прокладка. - Режим отображения карты при исполнительной прокладке должен обеспечить нахождение символа судна в пределах окна высвечивания. - Положение судна в ЭКДИС должно определяться с помощью позиционной системы непрерывно и с точностью, соответствующей требованиям безопасного судовождения. - Геодезические датумы позиционного датчика, определяющего текущее место судна, и системой навигационной карты должны быть одинаковы. - В ЭКДИС требуется иметь возможность отображения намеченного альтернативного маршрута в дополнение к основному. - В рейсе ЭКДИС должна позволять оператору выполнять модификацию запланированного маршрута и изменять его на альтернативный. - Необходимо чтобы ЭКДИС, как минимум, производила следующие расчёты: - преобразовывала географические координаты в экранные и обратно; - пересчитывала данные из локальных и региональных датумов в WGS84; - находила истинные дистанции и пеленг для двух любых точек на карте; - определяла географические координаты точки по известным координатам другой точки, пеленгу и дистанции; - вычисляла направление локсодромии и ортодромии. Кроме того, при исполнительной прокладке система должна: - Показывать пройденный путь с отметками времени, интервал между которыми может устанавливаться от 1 до 120 минут; - Представлять вектор путевой скорости, особые отметки, наносимые судоводителем при ведении прокладки, другие символы, требуемые с навигационной целью и ряд других данных; - Обеспечивать возможность изменения позиции судна на карте вручную. Этот процесс должен сопровождаться отображением координат судна в буквенно-цифровом виде. 6. Регистрация данных. Сигнализация и индикпция. Регистрация. ЭКДИС должна иметь возможность отложения в памяти и, при необходимости, запоминания на длительное время информации о протекании процесса судовождения за последние 12 часов с интервалом в 1 минуту, и позволять повторно воспроизвести эту хранимую информацию на экране в любое время. Записываться в память должны данные: о времени, месте, курсе и скорости своего судна и взятых на сопровождение судов-целей, об электронных картах, на которых ведётся прокладка, и о корректурах к ним. Не должно быть возможности изменения зарегистрированной информации и манипуляции с ней. Требуется в ЭКДИС иметь защиту зарегистрированных данных от стирания и изменения. Предупреждения и сигнализация. В ЭКДИС необходимо иметь следующую сигнализацию и предупредительную индикацию, где под сигнализацией понимается сообщение акустическими или акустическими и визуальными средствами об условиях и ситуациях, требующих внимания оператора; а под индикацией - визуальное представление оператору определённой информации о событиях, о функционировании системы или оборудования. Согласно требованиям ИМО в ЭКДИС должна быть: Сигнализация: о выходе за границы фарватера, пересечении безопасной изобаты, превышении заданного отклонения от маршрута, приближении к критической точке, несовпадении геодезических датумом позиционного датчика и карты. Сигнализация или индикация: о перемасштабировании, прохождении пути через районы со специальными условиями, неправильном функционировании ЭКДИС. Индикация: что есть карта более крупного масштаба, что информация СЭНК и добавочная (например от РЛС) в разных координатных системах, о планировании маршрута через безопасную изобату, о планировании маршрута через специальный район, о выходе из строя системы определения места, об ошибках при тестировании системы. 7. Требования к отображению официальных растровых карт в ЭКДИС. Требования к режиму работы ЭКДИС с растровыми картами (РКДС) представлены в приложении 7 к Эксплуатационным стандартам ИМО к ЭКДИС. - В ЭКДИС разрешается использовать официальные растровые кары только в районах, на которые нет ЭНК. - В этом режиме должна отображаться вся картографическая и навигационно-гидрографическая информация, необходимая для безопасного и эффективного судовождения. Требуется, чтобы при работе с растровыми картами ЭКДИС выполняла все действия, связанные с предварительной, исполнительной прокладкой, обсервациями, и непрерывно отображала текущее место судна. - РНК, используемые в ЭКДИС, должны быть последнего издания, исходить от государственных гидрографических организаций и соответствовать стандарту МГО (S61). Растровые карты, датум которых отличается от WGS84 или ПЗ90, предписано дополнять метаданными о геодезической основе карты с целью сигнализации в случае её расхождения с датумом позиционной системы. - Ориентация РНК должна быть «по норду». Допускаются другие виды ориентации. - Для представления растровой навигационной карты в ЭКДИС следует использовать рекомендуемые ИМО цвета и символы. При работе ЭКДИС с растровыми картами должна быть сигнализация: - превышения заданного отклонения от линии пути; - приближения к точке, линии, границе района, когда эти элементы введены оператором; - неисправности системы; - отличия геодезических датумов карты и позиционной системы; - ошибок в работе растровой системы. С помощью индикации ЭКДИС должна информировать судоводителя: - о работе ЭКДИС в режиме РКДС; - об использовании перемасштабирования; - когда есть карта более крупного масштаба, чем у изображаемой РНК.
|