![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы измерения и прогнозирования ВВПСтр 1 из 2Следующая ⇒
Сущность нац. Счетоводства. С-ма нац. Счетов
В большинстве стран стр-ра эк-ки отражается и прогнозируется посредством с-мы нац. Счетов (СНС). СНС фиксирует процесс создания, распределения и перераспр-я ВНП в странах. Посредством СНС определ. Знач. Осн. макроэк-ких пок-лей за отчетный период, а также определ. Наиболее эффективн. Экономич. Политика в гос-ве. СНС отраж. Операции м-ду субъектами нац. Эк-ки, кот. В обобщ-ом виде опис. Все экономич. Операции в стране. В СНС все субъекты эк-ки группир. в 6 секторов: 1) сектор нефинанс. Предпр-й. Включ. произв-ые предпр-ия, выпуск-ие товары и оказ-ие услуги, кроме финанс-ых; 2) финанс. сектор, кот. Включ. финанс. учрежд-я и организ-и (банки, страх. Компании, пенсион. И др. фонды), кот. Осущ. Деятельность в обл. финансов; 3) гос. учреждения, оказ-ие услуги, не явл-ся объектами купли-продажи: а) органы гос. упр-я (парламент, правительство, суды и др.; б) гос. финансово-кредитные организ-ии (нац. Банк, гос. финанс. компании и др. 4) сектор некомерч. Организ-ии. Относ. Обществ. Организ-ии, партии, профсоюзы; 5) сектор дом. Хоз-в. Сюда относ. Дом. Хоз-ва а также коллективы лиц, осущ. Функции по обеспеч. Собственной жизнедеятельности; 6) внешний (остальной мир). В данном секторе отраж. Все экономич-ие агеты за границей. В с-ме СНС выдел. счеты: 1) счет произв-ва. Отражает операции относящихся непосредственно к проц. Пр-ва товара; 2) счет доходов. Включ. счета обр-я, распределения и исп-я доходов; 3) счет операции с капиталом. Отраж. Валовое накопление осн. капитала, изменение запасов матер-ных оборотных ср-в; 4) платежный баланс. Счет операции по взаимодеиствию с внешн. Миром. Он хар-ет тек. поступл-я от экспорта продукции.
Методы измерения и прогнозирования ВВП ВВП расчит-ся тремя методами: 1) производственный. ВВП исчисляется суммир-ем валовой добавленной стоим-ти всех произв-ных ед-ц резидентов, сгруппированных по отраслям или секторам. ВВП'п=ВВ-ПП+(Нп-Сп)+(Ни-Си), где Нп –налоги на продукт, Сп – субсидии на прод-т, Ни – налоги на импорт, Си – суб-дии на импорт.Налоги на продукты – это налоги взымаемые пропорционально колич. Или стоимости тов-в и услуг произв-х и продаваемых предприятиями резедентами. К ним относ-ся НДС,. Акцизы, налоги на продажи и д.р. Субсидии на продукт – это субсидии выплачиваемые пропорцион-но колич. Или стоисост. Тов-в и услуг предприят. Резедента главным образ. Для покрыт убытков в рез-те того, что цена ниже себестоимости. Нп-Сп – чистые налоги на продукты. Налоги на импорт – налоги устан-е гос-м применит-ы к импортируемым товаром пропорционально их цене или колич-ву. Субсидии на импорт – это суб-ии выплачив-е поставщ. Ни-Си – чистые налоги на импорт. 2) распределительный м-д. ВВп определ-ся путем суммирования первичных доходов, получаемых еденицами резедентами: оплаты труда наемных рабочих, чистых налогов на произ-вои импорт. ВВПр=ОТ+(Нп-Сп)+(Ни-Си)+ЧН+ЧП+ПОК, где ЧН- др. чистые налоги на пр-во, ЧП – чистая прибыль, ПОК – потребл. Основ-го капитала. 3) Метод конечного использ-я ВВП опред-ся как сумма компонентов отраж-х использ-е созданного в эк-ке конечного продукта. ВВПки=КП+ВНок+∆ Зос+ЧПЦ+(Э-И), где ВНок- валовое накопление основного капитала, КП – расх. на конеч потребл., ∆ Зос – прирост запасов матер-х оборотных средств., ЧПЦ – чистое приобретение ценности. Отражает приобретения за вычетом выбытия предметов, которые приобретаются не для произв-х или потребит-х целей, а для увелич-я стоимости или ее сохран-я (драгоценные металлы и камни, ювелирн. Изделия). Э – экспорт; И – импорт. (Э-И) – торговое сальдо или чистый экспорт.
|
42. Формир-е стр-ры эк-ки Стр-ра эк-ки отраж-ся соотнош-ем отраслей, регионов, а также отдельн. Товаров в общем объеме пр-ва. Она измер-ся удельными весами отдельных пок-лей (доли). Формиров. стр-ры эк-ки явл. одним из важнейших этапов ПиП ее развития. При этом необход. Учит. Ф-ры, кот. Влияют на стр-ру и определ. Ее эффективн. На отраслев. Стр-ру эк-ки влияние оказ.: 1) стр-ра потребителей общ-ва; 2) темпы эк-ного развития; 3) наличие естеств. Прир. Рес-ов; 4) развитие интеграц-х процессов; 5) хар-р и темпы НТП. На региональн. Стр-ру оказ. Влияние: 1) распредел-е платежноспособного спроса по террит. Страны; 2) размещ-е прир. Рес-ов на террит. Страны; 3) размещ-е труд. Рес-ов и миграция насел-я; 4) историч. И географич. Аспекты развития. Стоимостная стр-ра формир-ся под влиян. Как отраслевых и территор. Изменений. Так и ихмен-ий в технологии способов добычи и исп-я прир. Рес-ов, методов ор-ции пр-ва и труда и т. д. Стр-ра эк-ки явл. эффективн. В том случае, когда она позвол-т максим-но удовлетворять спрос насел-я и предпр-ий, производимой прд-ции и обеспечить рацион-е исп-е имеющихся рес-ов При формир-и стр-ры эк-ки исп-ся статистич. И динамич. Модели межотраслевого баланса | 43. Критерии и пок-ли эффективн-и пр-ва. Методы их прогнозир-я и планир-я Согласно эк-ой теории, эффект-сть пр-ва отраж. Соотнош-е его рез-та и затрат. На всех ур-нях управл-е эк-кой эффективность оценивается с пом. Различн. Критериев. Критерий эффект-ти – это осн-ой ее колич-ный измеритель, кот. Отраж. Как цель функционир-я эк-ки, так и небходим. Для этого рес-сы. Важнейш. Пок-лями эффективн-и общественного пр-ва, хар-ими кач-во эконом. роста, явл. ВВП на душу насел-я. Производ-сть общественного труда: ПТ=ВВП(НД)/Ч'р. Частыми пок-лями. хар-зующими эффективность исп-я отдельн. Рес-ов, явл. материалоемкость ВВП. Энергоемкость ВВП, фондоотдача, фондоемкость и др. Пок-ли эффективн-и прогнозир-я с исполн-ем методов экспертных оценок, методов экстраполяции, многофакт-ых моделей, методов оптимизации. 48. Параметрические методы прогнозир-я цен. В зависимости от уровня управления эк-ко сис-мы использ-ся различные подходы к прогн-ю и план-ю цен.В частности на микроуровне произв-ся прогнозир-я, расчеты изменения цен по отраслям экономики по опред-м предпр-ям, а также на определенные виды прод-ции. Параметрические методы и модели прогн-я цен. Основу данных методов сот-ет количеств-е зависимости м/у ценами и основ-ми потребительскими св-ми прод-ции. При это рассматривается однородная продукция в пределах параметрического ряда. Парамет-й ряд – это группа прод-ции которая однородна по конструкции и потреб-м свойствам, а т.же имеет схожую технологию изготовления и сферу применения. Наиболее распрастранеными параметрами явл-ся: 1) метод удельной цены. 2) балловый метод. 3) м-д структур-й аналогии. 4) агрегатный метод. 5) кореляц-о-регрес-й метод. | 44(45). Сущность и виды цены, ценовая политика. Особенности реализации ценовой политики. Цена – это денежное выражение стоим-ти товара, котор. На практике отклоняется от стоимости. В современных условиях цена складыв-ся под влиянием рынка и гос-ва. Основными формами определяем-ми цены явл-ся 1) издержки пр-ва и обрашения. 2) соотношение спроса и предложений. 3) уровень конкур-ции. 4) качество и полезность товара. 5) внешнеэкономические фак-ры 6) состояние денежного обращения. Госуд-е регулирование. Гос. регулир-е цен сводится к воздействию гос-ва на цены путем: а) принятие и реализация антимонопольных законодательств. б) проведение расгосударствление и противотизаций. в) стимулирование развития предпринимательства. г) проведение налоговой и денежнокредитной политики. д) прямого фиксирования и регулирования цен. В целом выделяют 2 группы методов регулирования цен: 1) косвенный, посредством которых органы гос. правления воздействуют не на прямую на цены, а на факторы которые воздействуют на изменение цен. 2) прямые, которые воздействуют непосредственно на цены(ценовой пол, ценовой потолок, коридор). 49(50). Инфляция, ее виды и измерение. Особенности развития инфляционных процессов на современном этапе. Инф-ция предст-т собой обесценивание бумажных денег т.е. переполнение сферы обращения деньгами, необеспеченными товарами и услуг. Она возник-т в рез-те дисбаланса спроса и предложения, а т.же нарушения других пропорций в национ-й эк-ке. Сущ-т разные виды инф-ции: 1) По темпам роста выдел-т: умеренную инф-ю до 10%, галопирующую от10%- до 200%, гипер и супперинфляцию от 200% и выше. 2) По формам проявлений инф-ции: открытая и скрытая. 3) По темпам роста цен на отдел-е товары: сбалансированная и несбалансированная. 4)По возможности предсказания выдел-т: ожидаемую и неожидаемую. 5) По источникам возникновения: инф-ция спроса и инф-я предлож-я. Важнейшими особ-ми инф-ции РБ явл-ся: 1)Замедление темпов инф-ции. 2) Высокий уровень монополизации эк-ки. 3) Дифицит бюджета. 4) Технологическая отсталость по сравнению с экономически развитыми странами. 5) Высокая зависимость от цен на импортные рес-сы. | 46. Методы регулирования цен: прямой, косвенный Цена – это денежное выражение стоим-ти товара, котор. На практике отклоняется от стоимости. В современных условиях цена складыв-ся под влиянием рынка и гос-ва. Основными формами определяем-ми цены явл-ся 1) издержки пр-ва и обрашения. 2) соотношение спроса и предложений. 3) уровень конкур-ции. 4) качество и полезность товара. 5) внешнеэкономические фак-ры 6) состояние денежного обращения. Госуд-е регулирование. Гос. регулир-е цен сводится к воздействию гос-ва на цены путем: а) принятие и реализация антимонопольных законодательств. б) проведение расгосударствление и противотизаций. в) стимулирование развития предпринимательства. г) проведение налоговой и денежнокредитной политики. д) прямого фиксирования и регулирования цен. В целом выделяют 2 группы методов регулирования цен: 1) косвенный, посредством которых органы гос. правления воздействуют не на прямую на цены, а на факторы которые воздействуют на изменение цен. 2) прямые, которые воздействуют непосредственно на цены(ценовой пол, ценовой потолок, коридор). | 47. Система методов прогнозирования цен. В зависимости от уровня управления эк-ко сис-мы использ-ся различные подходы к прогн-ю и план-ю цен.В частности на микроуровне произв-ся прогнозир-я, расчеты изменения цен по отраслям экономики по опред-м предпр-ям, а также на определенные виды прод-ции. На макроуровне расчит-ся сводные индексы потребл-х цен, ндексы-дефляторы ВВП, индексы цен произ-лей продукции и услуг. Если на микроуровне расчит-ся, как обсолютные значения цен на отдельные товары, так и индексы их изменения, то на микроуровне расчит-ся индексы цен. Среди основных методов прогноз-я цен м/о выделить 1) метод экспортных оценок. Он примен-ся при анализе и прогнозир-и национ-х и мировых товарах рынка, при формировании однородных групп прод-ции и выборе базовых образцов для использования др. методов пргноз-я цен, при определении свойств изделий которые в наиб-й степени влияют на цены. 2) Параметрические методы и модели прогн-я цен. Основу данных методов сот-ет количеств-е зависимости м/у ценами и основ-ми потребительскими св-ми прод-ции. При это рассматривается однородная продукция в пределах параметрического ряда. Парамет-й ряд – это группа прод-ции которая однородна по конструкции и потреб-м свойствам, а т.же имеет схожую технологию изготовления и сферу применения. Наиболее распрастранеными параметрами явл-ся: 1) метод удельной цены. 2) баллвый метод. 3) м-д структур-й аналогии. 4) агрегатный метод. 5) кореляц-о-регрес-й метод. 3) Метод определения цен на основе издержек пр-ва. 4) Индексный метод, кот-й позволяет определить цену на товар, на основе известной структуры затрат на его пр-во, а т.же на основе инднксов цен на отдел-е виды затрат. Pt= Pб(dм*Рмt/Pмб+dт*Ртt/Ртб+dn), Рt – прогнозная цена на товар, Рб – цена на данный товар в базовом пер-де, dм, dт, dn – соотв-я доля матер-х затрат, затрат на трудовые рес-сы, а т.же прочих элементов цены в цене данного изделия в базовом периоде, Pмt/Рмб – индекс цен на матер-е рес-сы, Ртt/Ртб – индекс изменения расходов на оплату труда с отчислением. 5) Статистическая теория игр. Позволяет обосновывать оптимальное решение по ценам в конкурент-х ситуациях. 6 ) Модели прогноз-я индексов цен. Индекс цен – это показатель хор-щий изменение цен за смежные периоды. Для прогнозир-я индексов цен примен-ся след-е методы: а) динамическая модель рыночного ценообраз-я. Это комплекс-я макроэкономическая модель в кот-й увязыв-ся показ-ли предложений товара и спроса на товар. В эмитацион-м режиме путем изменения отдел-х параметров модели обеспечив-ся сбалансиров-ть развития эк-ки в части равенства спроса и предложения. б) регрессионная модельЭти модели позволяют прогн-ть индексы цен на основе построен-я кореляц-о регресс-х моделей путем включения в них факторов, котор-е оказ-т влияние на изменение индексов цен Ip=f(x1, х2, …хn) в) модель межотраслевого баланса. На основе данной модели м/б рассчитаны прогнозные индексы цен на продукцию опред-х отраслей при экзогенно заданном индексе цен на прод-ю какой-либо одной отрасли. Строится сис-ма из n-1 уравнений след-го вида. ∑ XijPi+ДCj*Pj=Xj*Pj, где Xij – промеж-ное потребление прод-ции в j – ой отрасли, ДCj –добавл-я стоим-ть j- ой отрасли, Xj – стоим-ть или объем валовой прод-ции j – ой отрасли, Рi, Рj – индексы цен на прод-ю соотв –й i- ой и j- ой отр-ли. |
51. Особенности и методы прогноз-я инф-ции. Прогноз-е инф-ции осущ-ся на основе прогноз-я индекса цен. По-этому при прогноз-ии уровня инф-ции м/т испол-ся теже м-ды что и при прогназир-ии индексов цен. Кроме индексов цен колич-но инфляции может быть выражено с пом таких показ-ей, как темп инф-ции и индекс инф-ции Ти=Ipпр-Ipб/Ipб, где Ipпр-индекс цен в прогноз периоде, Ipб--//- в базовом пер-де. Индекс инфляции Iu= Ip*Kcu; Kcu=Ig/Iто, где Кси- коэф-т скрытой инфляции, Ig-индекс денеж-го дохода населения, Iто-индекс товарооборота. Уровень инф-ии можно так же прогнозировать на основе ур-я денежного обращения(ур-е Фишера).MV=P*Q, где M-объем денежной массы наход-ся в обращении, P-уровень цен, V-скорость обращения денег, Q-объем предложения товаров и услуг.Im*Iv=Ip*Iq; Ip= Im*Iv/Iq. Учитывая что инф-я возник под влиянием мн-ва факторов, часто для ее прогнозир-я примен-я многофак-е модели в котор в кач-ве ор-ров выступает: 1)изменение ор-ции национ валюты. 2) объем денежной массы. 3) изменение ставки рефинансир-я НБ. 4)изменение цен на топливно-энерг рес-сы. 5) изменение доходов населения и др.так же в мировой практике для прогнозир-я инф-ии примен-ся метод расчета ее ур-ня на основе дефлятора ВВП. На первом этапе на основе данных об инф-ции в предместв-м периоде выдел-ся важнейшие ф-ры влияющие на ее вииличину: 1) изменение денежных доход насел. 2) измен субсидий. 3) измен экспорт и импорт цен. 4) измен ставок по кредитам и депозитам. На втором этапе определ-я прогноз-я величина каждого фактора и ее изменение по сравнению с базовым периодом. На третьем этапе данные в обсолютном вырожен-и по соответс-му фактору за базовый период делятся на ВВП, а затем умножают-ся на % -ое изменение фактора прогнозном периоде по сравнению с базами ∆ Рэ=Эб/ВВПб*∆ Цэ На четвертом этапе рез-ты расчетов по каж-му ф-ру суммируется и исходя из уровня инф-ции в предшест-м пер-де расчит-ся инф-ция в прогнозир-м пер-де. | 52. Особенности и направления управления инф-ными процессами на гос. уровне. В рыночной экономике полностью избавиться от инф0ции невозможно, однако м/о ее сделать умеренной и управляемой. Выдел-т 2 осн-е группы мер, направленных на борьбу с инф-ей: стратегические и тактические. Статег-е мероприятия. Направлены на решение долгосроч-х задач, связ-х с исключением самих причин инф-ции. К стратег-й инф-ции относ: 1)гашение инф-х ожиданий 2) введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы и сокращения бюджетного дифицита. 3)проведение сбалансир-ой внешнеэкономич-ой политики. 4) расширение и модерниз-я экспортного пр-ва. Тактические мероприятия. а) госуд-е займы. б) приватизация жилья. в) выпуск и продажа гос. цен-х бумаг. г) снижение налогов и %-х ставок по кредитам. В целом антиинф-я политика гос. включ-т три осн-х направления: 1)политику воздействия на рынок. 2) политику доходов. 3) политику ориентированную на предложение. 53. Сущность и общая характеристика гос. финансов и фин-х отношений Финансы - это совокупность объективных денежных отношений, возник-х в процессе движения стоимости. Гос. финансы – это экономич. отношения протекающие в денеж-ой форме и связанные с распределением части ВВП в рез-те чего образ-ся финанс. ресурсы акумунированые в централиз-х и децентр-х фондах с целью их использ-я в интересах гос-ва предприятий и граждан. В процессе движения денежных средств осущ-ся экон. операции м/у субък-ми эконом. отношений. Данные операции в больш-ве случ. предст-т собой обмен тов. И услуг на финанс-е активы(продажа за деньги) или одних финанс-хактивов на др. финанс. активы (продажа ценных бумаг за деньги). При анализе финанс. отношений совокупность эк. операций период времени рассм-ся как поток. Применяется т.же термин запас (ресурс), отражающий остаточную величину какого-либо финанс.актива на опред-й момент времени. при оценке потоков выдел-т 2 их вида 1 финанс. 2 нефинанс. (реальные) Управл.фин-ми требует реализ-и ф-ций планиров-я и прогнозир-я, для чего им-ся методы экспертных оценок, экстроплляций, моделирований; Шир.распростр. при П и П финансов получили балансовые методы. Разраб-е финанс планы в РБ предст-т собой комплекс мероприятий направл-ых на достиж-е основных макроэконом. целей Главными задачами при сост-и финанс-х бланок явл-ся: 1 Обеспечение потребностей эк-ки финанс-х ресурсов 2 Ликвидация неравновесия м/у совокупл-м внутр-м спросом и совок-м предложением 3 Обеспечение сбалонсир-ти гос.бюджета Финанс. планы предполаг.провед-е расчетов в рамках 2-х основных этапах: 1 разраб-ся базисная программа, котор.основана на том что экономика страны в прогнозном периоде б/т развиваться аналогично как в отчетном периоде. 2 рассш-ся возможные изменения с учетом возможных внешних воздействий, в рез-те составл-ся нормативная программа. В рез-те сопаставл-ся обоснов-ся мероприятия направленные на повышение эф-ти испол-я фин.рес. и делается заключение по реальности достижения поставленных целей | 53. Характеристика финансов, методы их прогнозирования и планирования Финансы, возникая на основе денег, которые являются материальным содержанием финансов, выражают особую систему экономических отношений. Финансы возникают тогда, когда в результате производства товаров и их реализации формируются денежные доходы участников производства и происходит распределение и использование этих доходов. Процесс воспроизводства и на макро-, и на микроуровнях проходит последовательно четыре фазы: производство, распределение, обмен и потребление, ведущая роль при этом принадлежит производству. Однако и все последующие стадии оказывают воздействие на производство, способствуя либо препятствуя его развитию. Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости созданного продукта. Поэтому основным признаком финансов как экономической категории является их распределительный характер. Финансы - совокупность объективных денежных отношений, возникающих в процессе движения стоимости. Государство в соответствии с экономическими законами придает им различные формы для прямого перераспределения национального дохода в целях наиболее эффективного хозяйствования. На государственном уровне финансы - это экономические отношения, протекающие в денежной форме и связанные с распределением части ВВП и национального дохода, в результате чего образуются финансовые ресурсы, аккумулированные в централизованных и децентрализованных фондах с целью их использования в интересах государства, предприятий и граждан. В процессе движения денежных средств осуществляются экономические операции между субъектами экономических отношений. Совокупность экономических операций за некоторый период времени рассматривается как поток. Выделяют нефинансовые (реальные) и финансовые потоки. Применяется также термин запас (ресурс), отражающий остаточную величину какого-либо показателя на данный момент времени. Рынок финансовых ресурсов выполняет множество различных функций, в том числе две основные: 1) перемещает финансовые ресурсы из одной отрасли в другую, обеспечивая тем самым структурные пропорции и балансы; 2) перемещает финансовые ресурсы к более эффективным сферам их применения. Финансовые ресурсы характеризуют финансовое состояние экономики и одновременно являются источником ее развития. Различают централизованные (формируются на уровне государства) и децентрализованные финансовые ресурсы (образуются у предприятий, организаций, населения). Управление государственными финансами охватывает деятельность, связанную с проведением финансовой политики государства, финансовым планированием, координацией финансовых ресурсов, использованием финансов в интересах экономической и социальной политики, разработкой финансового законодательства. Сюда же относятся составление и исполнение бюджета, сбор налогов, выпуск займов, управление государственным долгом. Центральным элементом управления финансами выступает планирование, под которым понимается обоснование показателей, приемов и инструментов их достижения. Задачи финансового планирования определяются финансовой политикой либо вытекают из нее. Обычными параметрами, закладываемыми в финансовые планы, являются размеры доходов и расходов, изыскание дополнительных резервов роста доходов и экономии в рас-ходах, установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными денеж-ными фондами. Разрабатываемые финансовые планы-прогнозы (программы) представляют собой комплекс мероприятий, направленных на достижение заданных макроэкономических целей. Формирование финансового плана включает расчет итоговых показателей на конец периода по основным секторам экономики. На первом этапе разрабатывается так называемая базисная программа, которая в целом основывается на допущении, что экономическая политика страны не будет подвергаться изменениям по сравнению с недавним прошлым. На втором этапе рассматриваются изменения с учетом специфики того или иного периода в плане проведения политики государством. Эта процедура является базой подготовки нормативной программы. Нормативная программа должна быть основана на использовании определенного комплекса мероприятий, разработанных для достижения требуемых целей. | 54. Содержание сводного баланса фин-х рес-сов, методика его разработки. Для осуществ-я гос-вом функций в обл. управл. эк-ой необходимо наличие информ-й о финанс-х потоках в процессе которых формир-ся финанс-е рес-сы. Такую информацию дает сводный баланс фин-х рес-сов. Он представл-т собой инструмент состава позвл-е определить оптимальные пропорции в распространении фин-х рес-сов и достичь сбалансир-ти фин-х рес-сов затратами. Сводный баоланс включ-т в себя: 1) баланс денежных доходов и расходов населения 2) гос-й фин-ый баланс страны. 3) денежно-кредитный баланс. 4) платежный баланс. 5) фин-й баланс нефинан-го сектора эк-ки (предп-я произ-лей прод-ции и услуг). Сущ-т схема балансов. По строкам отраж-ся исполнение рес-сов, а по столбцам сами рес-сы и их источники. На пересечении отдельных строк и столбцов отраж-ся информац-е блоки, которые фиксир-т передачу денежных средств из составленных источников в отдельные сектора эк-ки. При прогноз-ии сводного баланса фин-х рес-сов отдельные денежные потоки расчит-ся с использ-ем различ-х методов (нормативного, балансового, эксперемент-х оценок, моделирования.). В рез-те таких расчетов составл-ся предвар-й баланс, который затем коректир-ся для обеспечения сбалансиров-ти м/у отдельными блоками и равенства источников и направлении использ-я средств. 55. Гос-й бюджет, его прогноз-е и план-е. Центральное место в сис-ме гос-х финан-х балансов заним-т гос. бюджет. Он ежегодно утверждается в виде закона и предст-т собой сис-му эк-ких отношений о планомерному формированию и использ-ю централиз-го фонда денежного гос-ва. Гос. бюджет сос-т из централиз-го бюджета и месных бюдж-ов, которые включ-т бюдж-ты областей, р-нов, городов, паселков. Концепция гос. баланса предпологает чтобы сумма всех гос-х расходов соответсв-ла доходов. Однако на практике расход привышает доход и следуед образов-я дифицита бюджета. Источник покрытия дифицита бюджета явл-ся внутренние и внешние займы. К внутренним источ-м относ-ся займы НБ, коммерческих банков, небанковского сектора. Внешнее источники включ-т займы, междунар-й кредит у иностран-х правительств и заруб-х банков. При прогноз-ии и план-ии доходов гос. бюджет исп-ся норматив. Метод, балансовый, междуэксперт-х оценок. Основу доходов гос. бюджета сост-т налог поступл., прогноз-е размеры которые определ-ся путем умножения соотв-х налоговых ставок на налогооблаг-е базы. Неналоговые доходы прогноз-ся на основе информации различных организаций с использ-ем экспертных методов и моделирования. В отличии от доходов при прог-нии гос-х расходов преоблад-т методы экспертных оценок, подкрепляемые проведением прямых экономич-х обоснований. Для планирования сумм раходов использ-ся заявки отдельных ведомств по необх-м объемам финансирования и их деят-ти | 56. Прогнозир-е платежного баланса и валютного курса. Платежный баланс хар-т эконом-е связи гос-ва с внешним миром. В нем фиксир-ся данные о внешних экономич-х операциях страны с другими гос-ми в определ-й период времени. Он отражает операции по импорту, экспорту, полученым займам от иностранных партнеров, представленных им кредитам, инвестициям, иностранным трансфертам и платежам правительствам. Данный баланс состоит из двух счетов: 1)счет текущих внешнеэк-х операций. Отражает операции м/у резедентами и нерезедентами, связанные с реализ-й товаров и услуг, а т.же осущ-ем трансфертов. 2) счет состояния капитала(капитальный и финансовый счет) отражает рез-ты чистых активов резедента страны по рез-там осуществ-ия операций, связанных с предоставлением или получением долгосрочных займов, а т.же сдвижением капитальных вложений. Схема платежного баланса. Текущий счет. а) торгов-й баланс: -экспорт, -импорт. б) услуги: - полученые, - оказанные. в) доход, сальдо. г) текущие транферты, сальдо. Капитал -й фин-й счет. а) капитал-й счет. б) фин-й счет: - прямые инвестиции, - другие инвестиции. в) общий баланс. г) финансирование: - чистые резервные активы, - исключ-е финансир-е Импорт в любую страну создает предлож-е валюты этой страны на валют-м рынке, а экспорт приводит к спросу на ее валюту. В рез-те формир-сь валютные курсы денежных едениц отдел-х госуд-ств, котор определ-ся спросом и предложением валют. Валютный курс – это цена денежной еденицыодной страны выраж-е в денеж-ой ед-ах других стран. Для прогноз-ия валютного курса использ-ся многофак-е экономико-математ-е модели: видовые Y=f(x1, х2…хn). В кач-ве факторов х1, х2…хn выступ-т экспорт товаров из данной страны, импорт товаров в данную страну. Влияют финансовые аспекты: ставка финансир-я ЦБ, объем золотовалют. Резервов и др. На гос. уровне процесс формирования валютного курса м/о разделить на 2 этапа: 1) Определение валют курса котор. Отражает реальную стоимость национальной валюты. 2)формирование рыночного валютного курса, который отражает цену нац-ой валюты образ-ся под воздействием рыеночного спроса и предложения данной валюты. 57. Трудовые рес-сы, их состав, ПиП При анализе занятости населения и трудовых рес-сов выдел-т 2 группы населения. 1)экономически активное население. 2)экономич-ки неактивное население. К экономич-ки активному населению относ-ся часть населения, представл-я свой труд для пр-ва товаров и услуг. Оно включает занятое население, безработных а т.же женщин в декрете. К эконом-ки неактив-му населению в трудоспособном возрасте относ-ся студенты и учащ-ся (с отрывом от пр-ва), лица занятые ведением домашнего хоз-ва, уходом за детьми старше 3-х лет, уходом за больными родственниками и военнослужащие. Труд-е рес-сы – это часть населения, которая в силу совокупности физических способностей специальных знаний и опыта м/т учавствовать в создании матер-х благ и услуг. В состав труд-х рес-сов включ: 1) трудоспособ-е население в трудоспособ-м возрасте. 2) работающие подростки до 16 лет. 3) работающие пенсионеры по возрасту. В зависимости от отношений к трудовой деят-ти выдел-ся в составе труд-х рес-сов след-е категории: 1) занятые в общественном пр-ве. 2) занятые индивид-ой трудовой деят-тью 3) наход-ся на учебе с отрывом от произ-ва. 4) занятые домашним и личным подсобным хоз-вом. 5)военнослужащие. Трудовые рес-сы имеют колич-е и кач-е хор-ки. К колич-м относятся показатели численности и состава (по возрасту, полу, общественным группам.) К кач-м показ-м – показатели образцового уровня, профессионально квалификац-й структуры и т.д. |
58-59.Проблема занятости и безработицы. Государственное регулирование занятости в Республике Беларусь
Важнейшей пробл в эк-ке любой страны явл пробл занятости и безработицы.По методологии мин-ва стат-ки и анализа к занятым в экон-ке отн-ся лица, работающие в учрежд и орг-ях всех форм собств, занятых предприн деят.По методологии междунар орг труда к занятым относ лица в возрасте 16 лет и старше, а также лица младшего возраста, кот в рассматр период:
1.выполняли работу по найму за вознагр или обеспечивали себя работой самостоят-но, а также выполняли др. и приносящую доход работу, независимо от сроков получения оплаты за работу.
2.временно отсутствовали на работе из-за болезни или травмы, ухода за больными, ежегодных осн. и доп. отпусков, выход. дн, отгулов, отпусков по беременности, родам и уходом за ребенком, командировок, учебн. отпуск.
3.выполняли работы без оплаты на семейн. предпр.
В соотв. с закон-вом РБ безработные – трудоспособные граждане в трудоспообном возрасте, пост. прожив. на тер. страны, не занимающиеся предпринимат. деят-тью, не имеющ. работы, не обуч. в дневн. уч. завед-х, не проход. воен. службу и зарегестрир. в гос. службе зантости. Среди проблем, связан. с занятостью и безработицей в РБ выдел.: 1. невысок. прирост труд. рес-сов; 2. неравномерн. распред. труд. рес-сов по тер. страны; 3. экономич. и демогр.несбалансированность миграц потока сельскогонасел 4 уменьшение числ-ти занятых в отрасляхматер пр-ва 5. повыш спроса на квалификац раб силу и вытекающие отсюда проблемы, диспропорции спроса и предложения на рынке труд рес-ов.
Для оценки и прогн-ия уровня занятости и безработицы рассчит-ся соотв коэф-ты:
1. коэф-ты занятости
а)всего населения Кзн=Чз/Чн, где Чз-числ-ть всех занятых, Чн-числ-ть всего насел
б)населения трудоспособного возраста Кз=Чзтв/ЧнТВ
в)трудоспособн насел в труд возрасте Кзтвт=Чзтвт/Чнтвт
г)трудовых рес-ов Кзтр=Чзтр/Чнтр
Коэф безраб определ путем деления числ насел на числ труд рес-в либо числ экономически активного населения.
68.Прогнозирование и планирование покупательных фондов и товарных ресурсов.
Прогнозир-ие розничн товарооборота, предполагает опр-ие с одной стороны покупат фондов, а с другой-товарн рес-ов
Покупат фонды хар-т совокупн спрос насел-я на товары нар потребл. Они предст собой сумму ден д-дов насел-я, кот расходуются на покупку товаров.
ПФ=ДД-НР+(-)∆ С, где ПФ-покуп фонды, ДД-ден д-ды, НР-сумма нетоварн р-дов, ∆ С-изм-ие сбережений населения в банках, изм-ие валютн сбережений или продажа ценных бумаг.
Рассчитанный т.о. покупат фонд опр-т необходимый Vпродажи товаров насел-я в ден выраж-ии.К этой вел-не прибавляется оборот по продаже отд товаров орг-м и в рез-те получ-ся вел-на необх-го Vтоварооборота.Для увязки сов спроса на товары нар потребл с V предложения товаров опр-ся вел-на тов рес-ов.Тов рес-сы включ-т в себя все товары нар потребл, кот могут быть реализованы в теч-ии опр пер-да.Ист-ми тов рес-ов явл:
1.прод-ия легкой, пищ пром-ти;
2.частично машиностроение и др отраслей пром-ти;
3.прод-ия с/х;
4.поступление товаров по импорту.
Общая потр-ть товара сопоставляется с возможным V пр-ва и реализации для чего по отд товарам сост-ся баланся предметов нар потребления.
| 60.Прогнозирование и планирование трудовых ресурсов Трудовые рес-сы-это часть насел, кот в силу совок физич СП-ей, спец знаний и опыта, может учавств в созд мат благ или услуг.Прогн труд рес-ов явл составн частью процесса разраб демограф прогн. Демогр прогн служат решению след задач: 1.определ перспективн числ насел и ее полувозрастн стр-ры 2. определ числ насел трудоспособн возраста 3.разраб концепций демогр разв согласов с концепц соц эк-ки и научно-технич развит 4.оценки перспектив решения возникн демогр пробл 5.определ перспект числ труд рес и их стр-ры 6.определ числ занятых по отр и сферам эк-ки. Для прогн общ числ насел, а также числ насел по полу и по возрасту на ряду с методом экстропол примен метод передвижки возрастов, а также метод основ на естеств и механич движении насел. 56. Проблемы и меры по обеспечению сбалансированности спроса и предложения. Сопоставление сов спроса с товарн рес-ами в целом по всей тов массе не позволяет опр-ть степень удовлетворения спроса на отд товары и тов группы.В рез-те возможно возникновение диспропорций в соотношении спроса и предложения по ассортименту и кач-ву товара.Поэтому на гос уровне проводится фомирование стр-ры товарооборота на основе обеспечения сбалансированности спроса и предложения. Данная работа производится в соответствии со след этапами: 1.опр-ся стр-ра товарооборота на основе прогнозов спроса; 2.производится корректировка V пр-ва отд товаров с учетом прогнозной стр-ры товарооборота; 3.производится сопоставление V предложения и V спроса, как в целом, так и по отд товарн группам; 4.окончательно корректир-ся стр-ра товарооборота с учетом возможного изм-ия стр-ры спроса, а также с учетом экспорта и импорта. 60. Методы прогнозирования и планирования динамики и численности трудовых ресурсов Для прогн общ числ насел, а также числ насел по полу и по возрасту на ряду с методом экстропол примен метод передвижки возрастов, а также метод основ на естеств и механич движении насел.При примен м-да передв возрастов в нач фиксируется на определ момент времени возрастн стр-ра насел.Далее фактич числ насел кажд возрастн группы умножается на соотв коэффициент дожития, в рез-те чего получ прогн числ насел возрастной группы на год старший исходной группы ч-з 1 год: Чt+1п+1=Чtп*Кп В отличие от коэф дожития, коэф передвижки отражают не только естеств процессы связ с рожд и смертностью, но и механич движ населения.Метод основан на оценке естеств и механич движ насел, а также числ насел по агрегир группам.Рассчит общ числ насел за базовый период, также исп данные по прогн коэф рождаемости, смертности, а также коэф прибытия и убытия. Коэф рождаемости: Кр=Р/Чс*1000, ‰ Коэф смертности Кс=У/Чс*1000, ‰ Коэф естеств прироста Кеп=Кр-Кс=((Р-У)/Чс)*1000 Коэф механич прироста Кмп=Кпр-Куб К=Кеп+Кмп Чt=Чб*(1+К/1000) Для прогн числ труд рес-ов необходимо первонач определ числ насел наход в трудоспособном возрасте.Для этого исп метод передвижки возрастов, а также метод экспертных оценок, затем исходя из сложившейся тенденции, а также потребности экономики в трудовых рес-ах, определ возможная числ работающих лиц в возрасте старше и младше трудоспособного.Для определ общ прогн числ труд рес-ов производится корректировка ее величины с учетом численности инвалидов 1 и 2 групп. 70. Инновации и инновационная политика. Сущность инновационной деятельности. НТП- непрерывный процесс приобретения и ракопления научн знаний об окруж мире и на их основе совершенствование дейстсвующих, создание и внедрение новых прогрессивн ср-в и предметов труда, технологичн пр-сов и форм орг-ии пр-ва. НТП-сов-ть НТ кадров, мат, фин, информац и др рес-ов необходимых для создания и реализ-ии НТП в эк-ке Инновац политика-сов-ть принципов и мероприятий, направленных на активизацию инновац деят-ти, обеспечивающих создание благоприятного инновац климата в стране и объединяющую для этого науку, технику, пр-во, потребление, фин с-му, образование. Инновац политика базируется на след принципах: 1.признание модели инновац развития эк-ки страны в кач-ве приоритета; 2.создание гос-вом экономико-правовых условий, обеспечивающих превращение инноваций в важнейш ф-р экономич роста; 3.max исп-ие рын мех-мов активизации инновац деят-ти; 4.эф-ое развитие и использ-ие собств НТП; 5.оптим сочетание интересов разработчиков, производителей прод-ии и инвестора. | 61. Сводный баланс трудовых ресурсов, его содержание и методика разработки
При прогн числ труд рес-ов необходимо производить увязку по тр-ти в труд рес-ах с общим их наличием.Для этого исп балансовый метод, кот предполаг разраб системы прогн бал-ов:
-сводный баланс труд рес-ов по стране в целом и по отдельн регионам;
-балансы дополнит потребн в раб силе и источников ее обеспечения;
-балансы подгот специалистов и их исп-ия
Сводный баланс тр рес-в состоит из 2 осн разделов.В первом отраж состав наличн труд рес-ов, а во 2 распредел труд рес-ов по видам занятости, сферам и отраслям экономики, формам собственности
Отдельн показат в сводном балансе труд рес-ов рассчит различными методами (в частности числ занятых по отд направл и определ исходя из числ занятых в базовом периоде, а также из прогнозируемых темпов роста, объема пр-ва и производит труда) Чtз=Чбз*Iп/Iпт Чбз-численность занятых в базовом периоде.
|