Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы обучения языку дошкольников с нарушениями слуха.






Содержание и методы обучения языку детей с нарушениями слуха базируются на трех принципах: генетическом, деятельностном, структурно-семантическом. В методике они могут быть интерпретированы следующим образом.
Генетический принцип концентрирует в себе представления о том, что на каждой возрастной стадии и в каждый период обучения детей языку педагогические требования могут быть рекомендованы и осмыслены, только исходя из генезиса речевого развития, корней и источников овладе-ния языком. Эти требования складываются на основе знания о том, каковы были у детей предпосылки к их речевому развитию, и что должны представлять из себя последующие этапы данного процесса. Это значит, что в каждый момент проработки того или иного речевого материала педагог должен представить весь путь речевого развития детей — от зачаточных форм до зрелого состояния языковых явлений.
Генетический принцип в условиях специального обучении неговорящих детей или детей с грубым недоразвитием речи предполагает такое программирование языкового материала и методов его введения в практику применения, которое соотносится с данными онтогенеза (развития на протяжении детства) и филогенеза (развития на протяжении истории человечества). Генетический принцип отражает эволюционную и индивидуальную историю развития языковых умений. Врожденные задатки для прижизненного формирования различных способностей не могут быть проигнорированы при организации обучения любым знаниям.
Том более это важно иметь в виду при обучении языку, поскольку известно, что звуковая членораздельная речь как определенная знаковая система, наполненная развивающимися значениями, присуща не любому живому существу, а только человеку. Глухота или тугоухость в раннем возрасте — это не просто только минус слух, это — перестройка всей функциональной системы в психическом развитии ребенка.
Следуя генетическому принципу, в искусственно созданной постановке обучения на ранних возрастных стадиях приходится в определенной мере заботиться не только о перспективах развития, но и придерживаться основных показателей детской речи в норме. Например, необходимо учитывать, что до овладения словом у ребенка с нормальным слухом формируются такие важные предпосылки, как эмоциональные голосовые реакции, гуление, лепет (неотнесенный и отнесенный), указательные жесты, общение через действие с предметами, усеченные слова и т. д. Затем на стадии овладения первыми словами имеет место как ситуативное, конкретное употребление, так и неправомерно расширенная предметная отнесенность (генерализация значения).
Генетический принцип позволяет также учитывать как определенную закономерность тот факт, что на ранних этапах речевого развития в норме сознание ребенка отличается синкретизмом (слитностью и размытостью границ) отдельных сторон психики. Это же находит отражение в языковых явлениях, характеризующих детскую речь. Дети не всегда могут расчленить речевой поток на смысловые единицы, различить фразу и слово, определить количество слов мо фразе, выделить из слова звук. В роли коммуникативной единицы может выступать и слово, и короткая фраза, и выражение лица.
Ошибочным был бы методический подход, при котором на всех возрастных стадиях с неслышащими или слабослышащими детьми отрабатывался бы один и тот же речевой материал и одними и теми же способами. Вот в чем заключается смысл генетического подхода к речевому развитию детей.
Без реализации этого принципа в методике нельзя обеспечить полноценные преемственные связи между всеми этапами обучения.
Деятельностный принцип воплощает в себе основную направленность сложившейся во второрй половине XX века отечественной сурдопедагогической системы, которая непрерывно развивается, совершенствуется, приводится в соответствие с данными смежных наук и требованиями времени. Коммуникативно-деятельностная система, у истоков которой стояли С.А. Зыков (на уровне школьного обучения), Б.Д. Корсунская (на уровне обучения дошкольников), была развита Л. П. Носковой.

4.Генетический принцип концентрирует в себе представ­ления о том, что на каждой возрастной стадии и в каждый период обучения детей языку педагогические требования могут быть рекомендованы и осмыслены, только исходя из генезиса речевого развития, корней и источников овладе­ния языком. Эти требования складываются на основе зна­ния о том, каковы были у детей предпосылки к их речевому развитию, и что должны представлять из себя последующие этапы данного процесса. Это значит, что в каждый момент проработки того или иного речевого материала педагог дол­жен представить весь путь речевого развития детей — от зачаточных форм до зрелого состояния языковых явлений.

Генетический принцип в условиях специального обуче­нии неговорящих детей или детей с грубым недоразвитием речи предполагает такое программирование языкового ма­териала и методов его введения в практику применения, которое соотносится с данными онтогенеза (развития на протяжении детства) и филогенеза (развития на протяжении истории человечества). Генетический принцип отражает эволюционную и индивидуальную историю раз­вития языковых умений. Врожденные задатки для прижизненного формирования различных способ­ностей не могут быть проигнорированы при организации обучения любым знаниям.

Том более это важно иметь в виду при обучении языку, поскольку известно, что звуковая членораздельная речь как определенная знаковая система, наполненная развивающи­мися значениями, присуща не любому живому существу, а только человеку. Глу­хота или тугоухость в раннем возрасте — это не просто толь­ко минус слух, это — перестройка всей функциональной сис­темы в психическом развитии ребенка.

Следуя генетическому принципу, в искусственно создан­ной постановке обучения на ранних возрастных стадиях при­ходится в определенной мере заботиться не только о перс­пективах развития, но и придерживаться основных показа­телей детской речи в норме. Например, необходимо учитывать, что до овладения словом у ребенка с нормаль­ным слухом формируются такие важные предпосылки, как эмоциональные голосовые реакции, гуление, лепет (неотнесенный и отнесенный), указательные жесты, общение через действие с предметами, усеченные слова и т. д. Затем на стадии овладения первыми словами имеет место как ситуа­тивное, конкретное употребление, так и неправомерно рас­ширенная предметная отнесенность (генерализация значе­ния).

Генетический принцип позволяет также учитывать как определенную закономерность тот факт, что на ранних эта­пах речевого развития в норме сознание ребенка отличает­ся синкретизмом (слитностью и размытостью границ) от­дельных сторон психики. Это же находит отражение в язы­ковых явлениях, характеризующих детскую речь. Дети не всегда могут расчленить речевой поток на смысловые еди­ницы, различить фразу и слово, определить количество слов мо фразе, выделить из слова звук. В роли коммуникативной единицы может выступать и слово, и короткая фраза, и вы­ражение лица.

Ошибочным был бы методический подход, при котором на всех возрастных стадиях с неслышащими или слабослы­шащими детьми отрабатывался бы один и тот же речевой материал и одними и теми же способами. Вот в чем заклю­чается смысл генетического подхода к речевому развитию детей.

Без реализации этого принципа в методике нельзя обес­печить полноценные преемственные связи между всеми эта­пами обучения.

 

5. Деятельностный принцип воплощает в себе основную направленность сложившейся во второрй половине XX века оте­чественной сурдопедагогической системы, которая непре­рывно развивается, совершенствуется, приводится в соот­ветствие с данными смежных наук и требованиями време­ни. Коммуникативно-деятельностная система, у истоков которой стояли С.А. Зыков(на уровне школьного обучения), Б.Д. Корсунская (на уровне обучения дошкольников), была развита Л. П. Носковой.

В соответствии с деятельностным принципом обучениесло­весной речи дошкольников с недостатками слуха строится специфически.

Во-первых, речевой материал предъявляется детям в условиях формирования разных видов практической деятельности. В дошкольных учреждениях программа пре­дусматривает развитие игровой, изобразительной, элементар­ной трудовой, конструктивной деятельности. В процессе реализации этих видов практической деятельности используются разнообразные ситуации для формирования речи. Речь, обслуживающая эту деятельность, не выступает как самоцель.

Во-вторых, сама речь рассматривается как деятельность. Она, как и всякая другая, содержит три структурных уровня - мотивационно-потребностный, ориентировочно-исследовательский, исполнительный. Это учитывается при организации работы по формированию речи. К самому языковому материалу и способам его введения в отработку также реализуется подход как к особому виду деятельности.

Детей специальными методами обуча­ют разным видам речевой деятельности.К ним относятся: говорение, чтение, письмо, дактилирование, устно-дактильное проговаривание (экспрессивная речь) и слушание, слухо-зрительное восприятие, чтение с лица говорящего, с руки дактилирующего (импрессивная речь).

Взаимосвязь между генетическим и деятельностным принципами обнаруживается в том, что языковая способность, формируется сообразно ее генезису в ходе развития общения, в деятельности.

6. Структурно-семантический принцип действующей пе­дагогической системы позволяет определить выбор речевых средств, поочередность введения их в опыт общения детей, способ сочетания разных направлений в работе над языковыми единицами и установить поэтапность в работе по развитию всей речемыслительной деятельности детей.

Все единицы языка могут соединяться друг с другом тремя видами связей: синтагматическими, парадигматическими, иерархическими. Синтагматические связи проявляются между звуками в слове, словами в словосочетаниях и фразах. Парадигматические связи устанавливаются между единицами языка в языковой системе: междусловные смысловые отношения (синонимические, например), отношения между формами слови др. Иерархические отношения – это соподчиненность единиц по уровням языка: от фонемы до предложения и выше.

Структурно-семантический принцип вызывает необходимость привлекать внимание детей к структурной организации высказывания. Он дает целый ряд направлений в работе над материалом: начинать со связанных высказываний, отрабатывать сначала синтагматические отношения, а впоследствии от применения речевого материала в естественных условиях общения подниматься до уровня его осознания, для чего вести языковые наблюдения и обобщения.

Именно в этом и реализуются основные принципы действующей сурдопедагогической системы: генетический (с учётом данных онтогенеза), деятельностный (с учётом специфики каждого вида речевой деятельности), структурно-семантический (с учётом составных частей системы и их смысла: этапы, направления, компоненты и связь между ними).

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал