Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Наука как высшая форма познания. Наука как деятельность, социальный институт и система знания.
Важнейшей формой проявления интеллектуальной свободы человека является наука. Наука может обозначать различные виды знаний, социальные институты, группы людей с особой профессиональной подготовкой и положением в обществе, специфический вид деятельности, методы познания и т.д. Наука – это вид познавательной деятельности, направленный на производство новых объективно-истинных знаний об окружающей действительности и человеке с целью их последующего практического использования. Успешность этой деятельности зависит от целого ряда условий и предпосылок. Они могут быть связаны с социокультурным контекстом данного общества – традициями, религией, идеологией, политическим режимом и т.п., Наука как специфический вид познавательного отношения человека к действительности характеризуется: 1. нацеленностью на изучении, исследование объекта. Объектом науки может быть что угодно: предметы и явления природы (живой и неживой), артефакты, духовные явления, знаки, феномены внутреннего мира человека, знания, способы деятельности и т.д. и т. п. 2. наука в ее развитых формах (а это прежде всего математическое естествознание) в орбиту своего исследования вовлекает такие объекты, которые еще не освоены и не затребованы практикой. 3. научная мысль оперирует, взаимодействует не с реальными, а идеализированными объектами, которые создаются путем абстрагирующей деятельности мышления (например, «идеальный газ», «идеально гладкая поверхность», «абсолютно твердое тело», «идеальный маятник» и т.д.). Результатом научной деятельности являются знания. Наука – сложное саморазвивающееся социокультурное образование. Изучение и знание ее истории является важной предпосылкой понимания ее сути, механизмов и факторов развития, а также роли и значения в динамике социальных процессов и преобразовании действительности. Истоки науки восходят к глубокой древности. Египтяне, например, умели производить арифметические действия с дробями, а шумеры – решать квадратные уравнения с двумя неизвестными. Первоначально древнегреческая наука развивалась в лоне философии. Три фундаментальных идеи, ставших программными для всего последующего развития науки. 1. Это гипотеза Парменида об отсутствии в мире пустоты; 2. Учение Демокрита об атомах и пустоте. Постепенно, в течение IV—I вв. до н.э. наука начинает превращаться в самостоятельную познавательную силу. Она отделяется от философии и дифференцируется на конкретные дисциплины — математику, астрономию, географию, логику, механику, а также историю, риторику, филологию и др. В период средневековья уровень научной мысли опускается почти до нуля и начинает подниматься вновь лишь в эпоху Возрождения. Именно в это время происходит фундаментальное переосмысление человеком своего собственного образа и места в мире. Родилась современная наука (XVII в.). Ее «крестным отцом» принято считать Г. Галилея (1564–1643). Новая классическая наука, в отличие от древнегреческой, стала ориентироваться не просто на описание действительности, а на открытие и установление законов природы. Еще одним важнейшим отличием новоевропейской науки от древнегреческой было то, что ученые Нового времени смысл своих научных занятий усматривали в возможности использовать полученные знания на практике. Очень скоро (уже в XVIII—XIX вв.) научные открытия, материализуясь в технике производства, оружии, транспорте, средствах связи, предметах быта и т. д., начали кардинальным образом менять не только образ жизни людей, общества и государства, но и облик планеты в целом. Результатом стало формирование нового типа человеческой цивилизации – индустриальной цивилизации.
|