Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Объединение Руси. Начало образования централизованного Российского государства 3 страница






Вопрос третий. После смерти Ленина 21 января 1924 г. в большевистской верхушке развернулась борьба за власть. Студентам следует уяснить, что это была борьба не только личностей, но и борьба концепций дальнейшего развития страны. Основными противниками стали Л.Д. Троцкий и И.В. Сталин. Какие должности они занимали? Какую характеристику им дал Ленин незадолго до своей смерти? Почему Ленин требовал перемещения Сталина с поста Генерального секретаря партии? На первом этапе борьбы за власть против Троцкого выступил триумвират в составе: Сталина, Каменева и Зиновьева. Почему Каменев и Зиновьев поддержали Сталина? Кто одержал победу? На втором этапе развернулась борьба между «новой оппозицией» во главе с Зиновьевым и Каменевым и Сталиным, которого в 1925 г. поддержало большинство ЦК ВКП(б). Какова программа «новой оппозиции»? Почему она потерпела поражение? Затем против Сталина выступил новый блок во главе с Троцким, Зиновьевым и Каменевым. Что объединило бывших противников? Какую программу от блока представил Троцкий? Почему данный блок получил название «левого уклона». Большинство ЦК ВКП (б) поддержало Сталина. Какие меры наказания были применены в отношении троцкистов? После этого Сталин и его сторонники начали борьбу против «правого уклона», возглавляемого Н.И. Бухариным. Какова его программа? Почему Сталин одержал победу над всеми вероятными противниками?

 

 

Основная литература:

1. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России6 учеб. пособие / А.П. Деревянко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 283-294, 296-305, 513-519.

2. История России. Учебник. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – С. 352-362, 389-394.

3. История России. XX век / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитренко и др. – М.: Издательство АСТ, 1996. – С. 211-279.

4. История России: Учеб. для вузов / А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов. М.Н. Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – М.: Высш. шк., 2001. – С. 322-336.

5. Отечественная история: учеб пособие / под ред. Р.В. Дегтерёвой, С.Н. Полторака. – М.: Гардарики, 2007. – С. 259-273.

 

Дополнительная литература:

1. Белади Л., Краус Т. Сталин: Пер. с венгр. / Л. Белади. – М.: Политиздат, 1990.

2. Боффа Дж. История Советского Союза. Т. 1. От революции до второй мировой войны. Ленин и Сталин. 1917-1941 гг. / Дж. Боффа. – М.: Междунар. отношения, 1990. С. 153-311.

3. Бушков А. Красный монарх. Хроники великого и ужасного времени / А. Бушков. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004.

4. Волкогонов В.А. Триумф и трагедия: политический портрет И.В. Сталина. В 2 кн. / В.А. Волкогонов. – М., 1989.

5. Шубин А.В. Вожди и заговорщики: политическая борьба в СССР в 1920 - 1930-х годах / М.: Вече, 2004.

 

Тема 12. Формирование тоталитарного режима в СССР в 30-е годы: политика, экономика, культура

 

1. Усиление режима личной власти Сталина. Установление тоталитаризма в СССР в 30-е годы.

2. Форсированная индустриализация в СССР

3. Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства и её последствия.

4. «Культурная революция» и тоталитарный тип советской культуры в 30-е годы.

 

Методические рекомендации

Вопрос первый. В 30-е гг. в СССР произошло формирование тоталитарного режима. Что такое тоталитаризм? Каковы его признаки? Рассматривая истоки тоталитаризма, следует обратить внимание на исторические традиции самодержавной власти в нашей стране и низкий уровень демократической, да и общей культуры различных слоев общества. Важную роль в формировании тоталитаризма (синоним играли идеологические установки большевиков на свою исключительную роль в защите интересов трудящихся и враждебность народу всех иных партий. В 20-е гг. большевистская партия устранила своих политических оппонентов с политической арены, сформировалась однопартийная политическая система. Расскажите как это произошло. Какое решение принял X съезд РКП(б) в отношении оппозиции в собственных рядах? Уже в 20-х гг. диктатура пролетариата превратилась в диктатуру партии в лице ее ЦК. Произошло сращивание партийного и государственного аппарата. В чем это нашло проявление? Формально, власть принадлежала трудящимся, фактически, они были ее лишены. Инструментом поддержания власти партии стало создание мощного репрессивного аппарата и проведение массовых репрессий. Расскажите о них. Против кого они были направлены? Каковы были их масштабы? Экономической основой тоталитарного режима стала государственная собственность на средства производства. Что это означало? В духовной жизни был установлен полный контроль за деятельностью общественных организаций, превращение партийной идеологии в государственную.

Вопрос второй. Несмотря на то, что к середине 20-х гг. экономика страны восстановлена, в целом, в довоенном объеме, абсолютное отставание от развитых капиталистических государств возросло. Требовалось продолжить индустриализацию, начатую еще в начале века. Учитывая международную изоляцию СССР и растущую угрозу нового международного конфликта, эту задачу требовалось решить в кратчайшие сроки. Когда руководством страны был провозглашен курс на индустриализацию? Какая стратегия экономического развития была предложена Н.И. Бухариным? В чем заключалось принципиальное отличие Сталинской модели индустриализации? В сущности, разногласия касались взаимоотношений с крестьянством, т.к. главным источником создания крупной промышленности должны были стать доходы от продажи зерна за границу. Почему в конце 20-х годов руководство страны отказалось от НЭПа? Расскажите о первых пятилетках? Каковы были их итоги в области промышленного производства?

Вопрос третий. Отказ от рыночной модели взаимоотношений государства с крестьянством произошел к концу 1929 г. и создан иной механизм перекачивания средств из деревни на нужды индустриализации. С этой целью был провозглашён курс на коллективизацию сельского хозяйства. Следует подчеркнуть, что коллективизация давала возможность решить ещё несколько задач. Каких? Расскажите о методах осуществления коллективизации. Прямым следствием её проведения стал голод 1932-1933 гг. Что вы знаете о проведении коллективизации на Белгородчине? Каковы итоги коллективизации?

Вопрос четвёртый. Какие задачи должна была решить «культурная революция»? Расскажите о мерах по ликвидации неграмотности. К середине 30-х гг. сложилась советского образования. Что она собой представляла? Перед властью стояла также задача утверждения коммунистической идеологии в общественном сознании. Как она была решена? Что такое тоталитарная культура? С какой целью был осуществлён переход к ней в 30-е гг.? Каковы основные её признаки? Расскажите об их проявлении в культурной жизни страны.

 

Основная литература:

1. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России6 учеб. пособие / А.П. Деревянко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 305-325.

2. История России. Учебник. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – С. 363-376, 394-398.

3. История России. XX век / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитренко и др. – М.: Издательство АСТ, 1996. – 302-389.

4. История России: Учеб. для вузов / А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов. М.Н. Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – М.: Высш. шк., 2001. – 336-344.

5. Отечественная история: учеб пособие / под ред. Р.В. Дегтерёвой, С.Н. Полторака. – М.: Гардарики, 2007. – С. 284-312.

 

Дополнительная литература:

1. Анисимов Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. / Е.В. Анисимов. – СПб.: Питер, 2007. С. 419-446.

2. Боффа Дж. История Советского Союза. Т. 1. От революции до второй мировой войны. Ленин и Сталин. 1917-1941 гг. / Дж. Боффа. – М.: Междунар. отношения, 1990. – С. 329-366, 388-410, 450-520.

3. Документы свидетельствуют: Из истории деревни накануне и в ходе коллективизации, 1927 – 1932 гг. / Под ред. В.П. Данилова, Н.А. Иваницкого. – М.: Политиздат, 1989.

4. Урок даёт история / Под общ. ред. В.Г. Афанасьева, Г.Л. Смирнова; Сост. А.А. Ильин. – М.: Политиздат, 1989.

5. Хлевнюк О.В. 1937-ой: Сталин, НКВД и советское общество / О.В. Хлевнюк. - М., 1992.

6. Хоскинг Дж. Россия и русские: В 2 кн. Кн. Пер. с англ. / Дж. Хоскинг. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2003. С. 153-215.

 

 

Тема 13. СССР в годы второй мировой и Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.)

 

1. Внешняя политика Советского государства в 20-30-е годы.

2. Нападение Германии на СССР. Причины отступления Красной армии в начале войны.

3. Основные этапы войны и их характеристика.

4. Причины победы советского народа. Уроки и итоги Великой Отечественной и второй мировой войны.

 

Методические рекомендации

Вопрос первый. Внешняя политика Советского государства в 20-е гг. должна была обеспечить решение двух достаточно противоречивых задач. Во-первых, необходимо было восстанавливать экономические связи с капиталистическими странами, т.к. надежды на революции в Европе не сбылись, и Советской России предстояло жить «в капиталистическом окружении». Во-вторых, большевистское руководство не оставляло надежд осуществления мировой пролетарской революции. С какой целью был создан Коминтерн? Какой вопрос был главным препятствием в установлении дипломатических отношений между Советской Россией и западными странами? С какой целью была организована Генуэзская конференция в 1922 г.? На этой конференции Советский Союз и Германия смогли прорвать международную изоляцию и подписать взаимовыгодный торговый договор. На каких условиях? С какими странами СССР установил дипломатические отношения в последующий период? Дайте оценку итогам советской внешней политики в 20-е гг.

До 1933 г. основным партнером Советского Союза на мировой арене являлась Германия. Приход Гитлера к власти вынудил советское государство изменить внешнеполитический курс. Расскажите об усилиях СССР по созданию системы коллективной безопасности. Почему Запад не пошел на создание такой системы? Англия и Франция, с одной стороны, и Советский Союз, с другой, имели основания не доверять друг другу. Что Вам известно о политике «умиротворения», проводимой западными странами? Почему переговоры военных миссий Англии, Франции и СССР летом 1939 г. в Москве оказались безрезультатными? Расскажите о подписании СССР 23 августа 1939 г. Пакта о ненападении с Германией. Обратите внимание на содержание секретных протоколов к нему. Территории каких стран относились к сфере влияния СССР? Дайте оценку договору о Дружбе и границах 28 сентября 1939 г. В соответствии с этими договорами, СССР участвовал в разделе Польши. В состав СССР была включена Прибалтика и Бессарабия, была развязана война против Финляндии. Каковы были последствия внешней политики Советского государства, проводимой в начальный период второй мировой войны?

Вопрос второй. Приступая к изучению Великой Отечественной войны, определите цели фашистской Германии. Как назывался германский план захвата СССР? Как Вы считаете, было ли нападение Германии и её союзников на СССР действительно внезапным? Раскройте причины отступления Красной Армии в начале войны. Как проходила мобилизация сил для отпора врагу?

Вопрос третий. Вам предлагается рассматривать войну поэтапно: начальный период – 22июня 1941 г. – ноябрь 1942 г.; коренной перелом в ходе войны – 19 ноября 1942 г. – конец 1943 г.; завершение войны – начало 1944 г.–9 мая 1945г. Расскажите о важнейших сражениях Отечественной войны. Покажите значение Курской битвы. Назовите имена наиболее выдающихся военоначальников Красной Армии. Приведите примеры героизма советских солдат и офицеров.

Вопрос четвёртый. При раскрытии этого вопроса, следует подчеркнуть, что война с самого начала приобрела общенародный характер. Врага громили не только на фронте, но и в его тылу, где развернулось мощное партизанское движение. Расскажите о вкладе партизан в победу. Несмотря на растерянность советского руководства в первые дни, война приобрела организованный характер. 30 июня был создан Государственный комитет обороны (ГКО). Кто в него вошёл? Победы на фронтах были бы невозможны без усилий работников тыла. Когда был осуществлен перевод советской экономики на военные рельсы? Когда СССР смог превзойти Германию по объему производства военной продукции? Какие новые модели вооружений были созданы советскими учёными и конструкторами. Война не велась СССР в одиночку. Расскажите о формировании антигитлеровской коалиции, подчеркните, что перед лицом общей угрозы, СССР и Запад смогли объединить усилия в борьбе против общего врага. В каких формах осуществлялось сотрудничество между союзниками? Расскажите о вкладе деятелей культуры в Великую Победу. Гитлер рассчитывал, натравить различные народы СССР друг против друга. Но, несмотря на некоторые исключения, многонациональный Советский Союз выдержал испытание на прочность. На борьбу с врагом поднялись все народы СССР. Приведите примеры. Несомненно, что все страны, вошедшие в антигитлеровскую коалицию, внесли свой вклад в победу над фашистским блоком. Но главная роль в разгроме агрессора принадлежит СССР. Приведите факты. Каковы уроки Великой Отечественной и второй мировой войны?

Основная литература:

1. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учеб. пособие / А.П. Деревянко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 325-362.

2. История России. Учебник. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – С. 381-388, 399-415.

3. История России. XX век / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитренко и др. – М.: Издательство АСТ, 1996. – 280-302, 411-466.

4. История России: Учеб. для вузов / А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов. М.Н. Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – М.: Высш. шк., 2001. – С. 344-376.

5. Отечественная история: учеб пособие / под ред. Р.В. Дегтерёвой, С.Н. Полторака. – М.: Гардарики, 2007. – С. 284-312.

 

Дополнительная литература:

1. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. В 3 т. / Г.К. Жуков. – М., 1992.

2. Документы по истории мюнхенского сговора. 1937 – 1939 / М-во иностр. Дел СССР, М-во иностр. Дел ЧССР. М.: Политиздат, 1979.

3. Земсков И.Н. Дипломатическая история второго фронта в Европе / И.Н. Земсков. – М.: Политиздат, 1982.

4. История Второй мировой войны. В 12 т. – М., 1973-1982.

5. История международных отношений и внешней политики СССР: В 3-х томах: Т. 1 / Под ред. И.А. Кирилина. – М.: Междунар. Отношения, 1986.

6. Канун и начало войны: документы и материалы. – Л., 1991.

7. Лубенков Ю.Н. 100 великих полководцев Второй мировой / Ю.Н. Лубенков. – М.: Вече, 2005.

8. Розанов Г.Л. Сталин – Гитлер: документальный очерк советско-германских дипломатических отношений. 1939-1941. / Г.Л. Розанов. – М., 1991.

9. Самсонов А.М. Вторая мировая война. В 3 т. / А.М. Самсонов. – М., 1993.

 

Тема 14. Советский Союз в условиях «холодной» войны

 

1. Изменения в мире после второй мировой войны. Начало «холодной» войны.

2. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь и культура в послевоенные годы.

3. Попытки осуществления политических и экономических реформ в период «оттепели».

4. Изменения внешнеполитического курса СССР в 1956-1984 годах.

5. СССР в середине 60 – 80-х годов: нарастание кризисных явлений.

 

 

Методические рекомендации

Вопрос первый. С окончанием второй мировой войны в мире сложилась новая расстановка сил. Во-первых, возрос авторитет СССР, который сыграл решающую роль в разгроме фашизма. Во-вторых, неизмеримо возросло экономическое и политическое могущество США, которые стали претендовать на мировое господство. В-третьих, началась холодная война, как результат противоборства этих держав. Что такое холодная война? Когда она началась? Какие цели преследовали обе стороны в холодной войне? Противостояние было обострено созданием в США незадолго до окончания Второй мировой войны ядерного оружия. Расскажите о формировании социалистических режимов в странах Восточной Европы. Какую роль сыграл СССР в этом процессе? На каких условиях США оказывали помощь европейским странам в восстановлении экономики? Что представляла собой доктрина Трумэна? Что Вам известно о формировании военно-политических и экономических блоков НАТО, Организации Варшавского Договора, Совета экономической взаимопомощи. Как строились взаимоотношения СССР со странами содружества? Расскажите о вооруженном противостоянии СССР и США в Корее, чем оно закончилось для этой страны? В заключение следует отметить, что следствием политики холодной войны стала гонка вооружений.

Вопрос второй. Расскажите об ущербе, причиненном войной экономике страны, подчеркните, что СССР потерял примерно треть своего национального богатства. Каковы были людские потери? Обратите внимание, что в процессе возрождения народного хозяйства, как и в предвоенный период, акцент был сделан на тяжелой промышленности, в ущерб и за счет легкой промышленности и сельского хозяйства. Осуществление восстановления экономики осложнялось необходимостью огромных затрат на создание ядерного оружия и поддержку социалистических стран, а также сильной засухой 1946 г. Война изменила советских людей, и способствовало либерализации настроений в обществе. Какие стороны жизни советского общества подвергались критике? Эти настроения нашли отражение и в самой партии. Какие изменения предполагалось внести в проект новой программы ВКП (б), который разрабатывался в 1947 г.? Расскажите, когда начался новый виток репрессий? Назовите самые крупные политические процессы 1946 – 1952 гг. После войны усилился партийный идеологический контроль над культурой. В чём он проявился? Приведите примеры.

Вопрос третий. В марте 1953 г. умер Сталин. В результате борьбы за власть осенью 1953 г. Первым секретарем ЦК КПСС стал Н.С. Хрущев, который пробыл на этом посту до октября 1964 г. Этот период нашей истории получил название хрущевского десятилетия или «оттепели», когда была предпринята попытка обновления «государственного социализма». Центральным событием стал XX съезд КПСС, на котором прозвучал доклад Н.С. Хрущева о «культе личности» Сталина. Оцените значение этого выступления. В 1957 г. противники разоблачения культа личности Сталина попытались сместить Н.С. Хрущёва. Почему это им не удалось? Расскажите о реформировании партийных и государственных органов. С какой целью оно осуществлялось? В 1961 г. на XXII съезде КПСС была принята новая программа партии. Какая задача была в ней поставлена? Эти преобразования вызвали огромный энтузиазм в обществе, способствовали демократизации духовной жизни, что особенно повлияло на состояние литературы и искусства. Какие художественные произведения этой поры Вам известны? Значительные усилия были направлены на повышение эффективности советской экономики. Расскажите о мерах, предпринятых для развития сельского хозяйства. Почему освоение целины и «кукурузная кампания» не дали ожидаемых результатов? Обратите внимание на противоречивость аграрной политики Н.С. Хрущева. Чем можно объяснить ликвидацию МТС? Почему в начале 60-х гг. СССР вынужден был приступить к закупкам продовольствия за границей? Какую роль сыграло создание совнархозов в управлении народным хозяйством? Каковы были успехи СССР в области научно-технической революции. Расскажите об изменениях в быту советских людей, массовом жилищном строительстве, выпуске бытовой техники. Почему в октябре 1964 г. противникам удалось отстранить от власти Н.С. Хрущева?

Вопрос четвёртый. Внешнеполитический курс Н.С. Хрущёва значительно отличался от сталинского. В основу внешней политики нового руководства были положены принципы мирного сосуществования двух социальных систем, возможности предотвращения мировых войн, различных форм перехода к социализму. Однако принцип мирного сосуществования не означал отказ от идеологической борьбы. Н.С. Хрущёв приоткрыл «железный занавес». В чём это проявилось? СССР в одностороннем порядке пошёл на сокращение численности армии. Каковы последствия? Однако новому руководству СССР не удалось избежать конфронтации с развитыми западными странами, что проявилось во время Карибского кризиса 1962 г. Расскажите об этом. Развенчание культа личности Сталина, произвело большое впечатление на страны, которые пошли по социалистическому пути развития. У одних это вызвало недовольство (Китай, Северная Корея, Албания, Румыния), в других же странах (Польша, Венгрия), - начались волнения, направленные на углубление демократических процессов. Какую позицию в обоих случаях заняло советское руководство? В чём причина конфликта с руководством КПК? По отношению к странам, освободившимся от колониального ига, советское руководство проводило политику, направленную на укрепление с ними всестороннего сотрудничества, расширение лагеря «неприсоединившихся» стран, оказание помощи тем государствам, которые взяли курс на социализм.

Какие изменения произошли во внешней политике при Л.И. Брежневе и его преемниках? Почему СССР вместе с четырьмя странами ввёл войска в Чехословакию в 1968 г.? В середине 60-х гг. холодная война получила дополнительный импульс. Это было вызвано американо-вьетнамской войной. Но после вывода американских войск из Вьетнама в первой половине 70-х гг. начался период так называемой «разрядки». В чём это выразилось? Однако введение советских войск в Афганистан привело к новому витку в развитии холодной войны. Каковы итоги холодной войны?

Вопрос пятый. Отставка Хрущева в 1964 г. привела к смене политического курса и возвращению к прежней системе, но в более мягкой форме. Нарастание застойных явлений в экономической области заключалось в том, что темпы роста постепенно сокращались. После прихода к власти Л.И. Брежнева, некоторое время экономический рост был даже значительным, что было следствием проведения в 1965 г. экономической реформы. Расскажите, какие меры были предприняты для интенсификации производства в промышленности и сельском хозяйстве? Изучите цифровые показатели экономического развития СССР по пятилетним планам. Обратите внимание, что высокие темпы экономического роста восьмой пятилетки, постепенно сменяются все более низкими показателями. Почему произошел отказ от принципов реформы 1965 г.? Нарастание застойных явлений проявилось, также, в политической и общественной жизни страны. Подтвердите это фактами. Что Вам известно о принятии Конституции 1977 г. Какое место отводилось КПСС по 6-й статье? В эти годы в стране появляется диссидентское движение. В чем оно видело свою задачу? Назовите имена наиболее известных представителей диссидентства. Какие попытки были предприняты, чтобы вывести страну из стагнации? Каковы результаты?

 

 

Основная литература:

1. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учеб. пособие / А.П. Деревянко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 363-421, 520-534.

2. История России: новейшее время (1945-1999): Учебник для вузов / Под ред. А.Б. Безбородова. – М.: «Олимп». «Издательство АСТ», 2001. – С. 15-254.

3. История России. Учебник. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – С. 416-451, 478-490.

4. История России. XX век / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитренко и др. – М.: Издательство АСТ, 1996. – 466-559.

5. История России: Учеб. для вузов / А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов. М.Н. Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – М.: Высш. шк., 2001. – С. 376-422.

6. Отечественная история: учеб пособие / под ред. Р.В. Дегтерёвой, С.Н. Полторака. – М.: Гардарики, 2007. – С. 313-337.

 

Дополнительная литература:

1. Аксютин Ю.В., Волобуев О.В. XX cъезд КПСС: новации и догмы / Ю.В. Аксютин. – М., 1991.

2. Безбородов А.Б. Власть и научно-техническая политика в СССР середины 50-х – середины 70-х годов / А.Б. Безбородов. – М., 1997.

3.

4. Боффа Дж. История Советского Союза. Т. 2. От Отечественной войны до положения второй мировой державы. Сталин и Хрущев. 1941-1964 гг.: Пер. с итал. / Дж. Боффа. - М.: Междунар. Отношения, 1990. С. 251-545.

5. Волкогонов Д.А. Семь вождей. – В 2-х книгах / Д.А. Волкогонов. – М.: АО «Издательство «Новости», 1996.

6. Восленский М.С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза / М.С. Восленский. – М.: «Советская Россия» совм. с МП «Октябрь», 1991.

7. Вощенков К.П. СССР в борьбе за мир. Международные конференции 1944-1974 гг. / К.П. Вощенков. – М.: «Междунар. отношения, 1975.

8. Никита Сергеевич Хрущев: Материалы к биографии / Сост. Ю.В. Аксютин. – М.: Политиздат, 1989.

 

 

Тема 15. Советский Союз в 1985-1991 гг.

 

1. «Перестройка» М.С. Горбачева.

2. Новый внешнеполитический курс СССР.

3. Распад СССР.

 

Методические рекомендации

Вопрос первый. В апреле 1985 г. к руководству Советским государством пришел М.С. Горбачев. Началась эпоха «перестройки», содержанием которой была попытка глобальной реформы политической системы при сохранении социалистического пути развития. В осуществлении «перестройки» следует выделить следующие этапы: апрель 1985 – 1986 гг., 1987 – 1989 гг., 1990-1991 гг. На первом этапе предполагалось осуществить ускорение социально-экономического развития за счет технического перевооружения промышленности и «человеческого фактора». Что это означало? В то же время была выдвинута идея «нового политического мышления». Расскажите о внешнеполитических инициативах советского руководства. К концу 1986 г. руководством страны был сделан вывод, что перемены в экономике невозможны без проведения глубоких политических перемен. Второй период начинается январским 1987 г. Пленумом ЦК КПСС, на котором было заявлено о необходимости демократизации внутрипартийной и общественной жизни. Характерным явлением этого времени стала массовое участие людей в обсуждении политических событий, «митинговый» период. Возросшая общественная активность во многом была следствием нарастающих экономических трудностей. Летом 1987 г. началась экономическая реформа, подготовленная Л.И. Абалкиным. Какие изменения она предполагала? Одновременно началось проведение политической реформы. Какие решения приняла в этом вопросе XIX партийная конференция? Какие изменения были внесены в советскую политическую систему? В это время начинается формирование многопартийности. Расскажите о проведении в стране в 1989 г. выборов по новому избирательному закону. Во второй половине 80-х гг. происходит обострение национального вопроса. Какие Вы видите тому причины? В этих условиях КПСС все больше теряет роль лидера реформ, в обществе нарастает критическое отношение. Стремясь удержать власть и стабильность, М.С. Горбачев соглашается на введение в стране должности Президента СССР. Когда он был избран на эту должность? Этим событием начинается последний этап «перестройки». После проведения выборов в республиках начинается «парад суверенитетов». В чем это нашло выражение? Этот процесс шел на фоне стремительного нарастания экономического кризиса и падения жизненного уровня населения страны. Начинается массовое забастовочное движение. Чтобы удержать страну от развала летом 1990 г. была начата подготовкапроекта нового союзного договора. Расскажите о его основных положениях. Когда должно было состояться его подписание? Расскажите о событиях 19 – 21 августа 1991 г. Каковы были планы путчистов? Чем закончились эти события? Каковы итоги перестройки? Почему она потерпела поражение?

Вопрос второй. В середине 80-х гг. в основу внешней политики СССР была положена концепция «нового политического мышления». Её стержнем стал тезис о глобализации международных отношений, сближении интересов государств с различными социальными системами. Универсальным способом решения межгосударственных вопросов провозглашался баланс интересов. Основные идеи новой советской внешней политики были озвучены на XXVII съезде КПСС в 1986 г. Раскройте их. Важнейшей составляющей международных отношений являлось существование двух сверхдержав: СССР и США. Что изменилось в их отношениях? Какие договоренности были достигнуты? В конце 80-х гг. советское руководство проело серию крупных мероприятий по сокращению военного присутствия СССР за рубежом. Расскажите об этом. В это же время были нормализованы советско-китайские отношения. Что вы знаете об этом? Важным условием успешного претворения в жизнь нового внешнеполитического курса объявлялась деидеологизация внешней политики. Что под этим подразумевалось? Ключевым вопросом в отношениях с западноевропейскими странами для советского руководства стал вопрос о Германии. Как он был разрешен? Каковы итоги нового внешнеполитического курса?

Вопрос третий. Политический кризис 1991 г. привёл к распаду СССР. Как это произошло? Каковы причины? При ответе на последний вопрос следует обратить внимание, что распад СССР был обусловлен не только социально-экономическими и политическими процессами второй половины 80-х гг., но и ошибками, допущенными при образовании СССР. Назовите их. Как произошло образование СНГ? Какие республики вошли в него? Расскажите о начале его деятельности.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал