Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные области применения метода наблюдения.
Наблюдение как метод сбора соц. инф-ии применяется в след. случаях: 1. при получении предварительного материала для уточнения направления исследования. 2.для получения иллюстративных материалов. 3.когда набл. исп-ся как основной прием при получении первичной инф-ии. При необходимости получения более широких, обобщенных результатов, наблюдение дополняется другими видами. При использовании данного метода возникают определенные недостатки, которые можно свести в 2 группы: 1. объективные, т.е. независимые от наблюдателя т.к. каждая ситуация носит частный характер и определенную неповторимость, поэтому для проведения наблюдения необходимо большое кол-во квалифицированных людей. 2. субъективные, т.е. связанные с личностями, проводящими наблюдение его профессиональными особенностями. Например, на качественное наблюдение влияет разное соц. происхождение наблюдателя и наблюдаемого. Наблюдение выполняется в той же последовательности что и др. КСИ, т.е. опред-ся цель, задача, гипотеза.
Особенности социологического наблюдения Социологическое наблюдение-это направленное, системат-ое, непосредственное прослеживание и фиксирование значимых соц-х явлений, процессов и событий. Наблюдение позволяет охватить событие и описать взаимодействие всех участников. Наблюдение м.б. включенным, когда наблюдатель является членом группы или коллектива, который исследуется. Метод наблюдения особенно эффективен при исследовании индивидов и групп в труде и общественной жизни. При анализе производственной деят-ти объектом исслед-ия м.б. коллектив (наблюдение за тем, как он реагирует на изменение усл.труда, ит.д.)
Основные понятия условия эксперимента Эксперимент один из самых разнообразных и трудно осваиваемых методов сбора соц-ой инф-ии. Его используют тогда, когда другими методами получить инф-ию невозможно. Целью эксперимента явл-ся проверка тех или иных гипотез, выход которых имеет прямо на практику. Он влияет на принятие различных управленческих решений. Эксперимент лучше всего проводить в относительно однородных условиях и по началу в небольшой группе. Исследователь имет свободу выбора группы, хотя и придерживается определенных критериев, в качестве которых выступают характеристики объектов. Характеристика объектов м.б. устойчивыми или переменными. Те характеристики, которые вводятся самим исследователем наз-ся факторными. Характеристики которые не участвуют в логике эксперимента наз-ся нейтральными. Нейтральные хар-ки м.б. 2-х видов: 1.нейтральные переменные, кот. Могут изменятся в процессе эксперимента. 2. Нейтральные постоянные, те которые не меняются. Контрольными характеристиками явл-ся такие, которые хар-т основные рез-ты эксперимента. Общая логика эксперимента закл. В том, чтобы при помощи выбора некоторые экспериментальные группы и помещения ее в необычную экспериментальную ситуацию проследить направление, величину и устойчивость изменения характеристик, кот. Явл-ся контрольными. В этом смысле эксперимент-это замкнутая система, элементы которой начинают взаимодействовать по написанному сценарию. Успех экспериментов зависит в основном от 3-х факторов: 1. когда в качестве контрольной группы и контрольных хар-к выбираются такие, которые являются наиболее важными с точки зрения изучаемой проблемы. 2.изучение контрольных характеристик, должно зависеть от тех, которые вводит исследователь. 3. на протекание эксперимента не должны оказывать влияние те явления, кот. Не относятся к экспериментальной ситуации
|